Найти в Дзене

Композитор-связь эпох, или жизнь и творчество Анатолия Лядова

Оглавление

Заголовок громковат (просто захотелось так написать). По сути, предыдущий "гость" цикла музыкальных статей, посвящённых деятельности и творчеству композиторов, Александр Глазунов, а также такие музыканты как Сергей Танеев, "Кучкисты" и их младшие творищи-коллеги-ученики Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер и другие их современники были такими же связками XIX и XX веков.

Однако Лядов — пример интеллигента, выросшего в абсолютно консервативном музыкальном мире, где "правил" Римский-Корсаков, но питавшегося совершенно иными веяниями нового века и, соответственно, новой музыки. Будучи и дирижером, и педагогом-профессором Санкт-Петербургской консерватории, Лядов стал крайне известен как композитор-миниатюрист, создавая массу пьес-крошек для фортепиано в простых формах, которые исполняют и дети, и взрослые в большом количестве и по сей день. Поговорим сегодня о том, как складывалась жизнь этого мастера своего дела.

Портрет композитора Анатолия Константиновича Лядова. Худ. И. Репин. Холст, масло. 1902 год. Государственный Русский музей
Портрет композитора Анатолия Константиновича Лядова. Худ. И. Репин. Холст, масло. 1902 год. Государственный Русский музей

_____________________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_____________________________________________________________________

Детство

Толя Лядов родился 12 мая 1855 года в Санкт-Петербурге. Будущий композитор появился на свет и воспитывался в семье потомственных музыкантов, что фактически стало первопричиной его становления как деятеля музыкальных искусств. Его дед Николай Григорьевич работал в оркестре филармонии, а отец Константин был главным дирижером Императорской оперы, регулярно выступал на сцене и был известен.

Первые уроки музыки начал получать в 5 лет от отца, матери-пианистки и тёти В. А. Антиповой, а в возрасте 7-8 лет уже овладел нотной грамотой, научился играть на скрипке и фортепиано. В те же годы отец нередко брал Толю к себе на работу в Мариинский театр, что отразилось на всестороннем музыкальном развитии мальчика. Юный композитор много общался и взаимодействовал с широким кругом талантливых людей, присутствовал на репетициях музыкальных спектаклей, слушал массу симфонической и оперной музыки. Он знал партии многих оперных героев и стал хорошо разбираться в оперно-симфоническом репертуаре.

-2

Становление

Уже в 1870 году, когда юноше было 15 лет, Лядов поступил в Петербургскую консерваторию по классу обоих этих инструментов. Преподавателями Анатолия были А. А. Панов (скрипка), А. И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (фортепиано). Будущий композитор особенно увлёкся теорией и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. Тогда же начинает сочинять первые опусы. Однако учёба в целом тяготила юношу, что сказалось на нём чуть позже.

Талантливого Толю заметил и ценил композитор Модест Петрович Мусоргский, а вскоре он и вовсе стал учиться в классе теории композиции у самого Николая Андреевича Римского-Корсакова. Благодаря таким знакомствам и таланту, Лядов стал вхож в уже закатную "Могучую кучку", где унаследовал преданность искусству и осознание себя как сугубо русского "художника". Там же он знакомится с Александром Глазуновым, с которым их свяжут многие лета дружбы. А позднее, с подачи всё того же Римского-Корсакова Лядов стал членом «Беляевского кружка». Однако с представителями "Кучки" отношения и личные, и творческие складывались довольно непросто: конфликты с Милием Балакиревым, скепсис в отношении части творчества упомянутого Мусоргского, сопротивление в творчеством плане Римскому-Корсакову. А также Лядов особо любил и почитал музыку Петра Чайковского, с чем и "Кучкисты", и "Беляевцы" согласиться не могли.

Автограф Лядова
Автограф Лядова

Далее произошёл досадный казус, связанный с учёбой и отношением к ней. В 1876 году Лядов был отчислен из консерватории за частые прогулы и неявки на экзамены (и не помогли заступничество известных деда и отца). Два года спустя молодой человек смог восстановиться, и с отличием выпустился в 1878 году, представив экзаменационной комиссии кантату для заключительной сцены драмы Ф. Шиллера «Мессинская невеста». В том же году Анатолий Константинович получил приглашение на должность преподавателя теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти, хотя не очень любил педагогическую деятельность. Однако он выпустил из своего класса многих известных музыкантов, среди которых особенно выделились композитор и пианист Сергей Сергеевич Прокофьев и композитор и известный преподаватель Михаил Фабианович Гнесин.

В возрасте 29 лет композитор стал работать преподавателем теоретических дисциплин в регентских и инструментальных классах главного хора России (Придворной певческой капеллы), а в 1886 году получил должность профессора в консерватории.

Лядов и Римский-Корсаков
Лядов и Римский-Корсаков

Творческая мощь Лядова

Анатолий Лядов в 1880-х годах становится известным ещё и как дирижёр. В этой роли Анатолий Константинович вы ступает на беляевских «Русских симфонических концертах», а также в организованных Антоном Григорьевичем Рубинштейном «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году дирижёр по приглашению всё того же Митрофана Беляева отправился на Всемирную художественную выставку в Париже. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и самого Лядова, и Глазунова, и других композиторов-"беляевцев".

1890-е годы стали вершиной творчества и влияния Лядова. В 1894 году он знакомится с юным композитором и пианистом Александром Скрябиным и сближается с Сергеем Танеевым.

-5

Закат и творчества, и жизни

Начало ХХ века стало для Анатолия чередой сплошных потрясений. В 1904 скончался Митрофан Беляев, с которым сложились дружеские теплые отношения. Затем случилась Первая русская революция 1905-го года, отразившаяся на всех жителях Российской империи. Лядов, Глазунов и другие педагоги выступили в поддержку уволенного за солидарность с протестующими Римского-Корсакова. Все они покинули консерваторию. Вернуться обратно Лядов смог только после того, когда должность директора занял Александр Глазунов. Затем, в 1906 году умер критик, музыковед и соратник "кучкистов" и "беляевцев" Владимир Стасов, а в 1908 году не стало главного педагога Лядова Николая Римского-Корсакова. Все пережитые события сказались на здоровье композитора, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться.

-6

Последние годы жизни Лядов почти никуда не выходил, изредка посещая работу. Однако в 1913 году в Петербургской консерватории отпраздновали 35-летие его творческой деятельности. Но, увы, это событие было лишь светлой крохой в череде бед. Осенью 1913 года умерла старшая сестра Лядова - Валентина Константиновна, а летом 1914 композитор проводил на военную службу своего старшего сына (все помнят, что тогда начиналось?). Переживания окончательно добили здоровье Анатолия Константиновича. Композитор скончался 28 августа 1914 года (ровно через месяц с начала Первой мировой) в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи Новгородской губернии. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище Северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в Александро-Невской лавре на территории Некрополя мастеров искусств.

-7

Музыка Анатолия Лядова

Ещё во время работы в Петербургской консерватории, Лядов занимался сочинительством. Однако он был известен своей ленью и медлительностью в работе над произведениями. Например, есть занимательная и показательная история: небезызвестный театральный деятель Сергей Дягилев поначалу отдал предпочтение Лядову, попросив написать музыку для балета «Жар-птица». Однако композитор так задерживал выполнение заказа, что Дягилев передал этот заказ молодому композитору Игорю Стравинскому, для которого этот балет стал знаковым сочинением. Однако это не поссорило Лядова с Дягилевым. В 1990-х годах знаменитая труппа «Русских сезонов» исполнила «Русские сказки» и «Сильфиды», поставленные на музыку Лядова, и эти спектакли запомнились публике, повторяясь на протяжении нескольких лет.

Вообще, большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Обладая оригинальной фантазией и профессиональными техническими возможностями, Лядов в совершенстве овладел формами фортепианных миниатюр. Они длятся всего несколько минут, но представляют собой очень красочные зарисовки разного уровня сложности. Среди произведений композитора выделяются «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», а также масса пьес, прелюдий, вальсов, экспромтов, этюдов. Композитор даже шутил на эту тему. Когда у него спрашивали, почему он чаще всего сочиняет небольшие произведения, Лядов на это всегда отвечал, что не может выдерживать музыки более 5-ти минут.

Среди наиболее известных сочинений Лядова хочется выделить симфонические поэмы (или картины) «Баба-Яга», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь», «Волшебное озеро» (последние две считаются произведениями, прославившими композитора). А также Лядов известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.

Таким был без преувеличений великий музыкант Анатолий Константинович Лядов - потомственный музыкант, оставивший как и массу опусов, так и немало музыкальных "наследников" русской фортепианной и композиторской школы. Надеюсь, вам было интересно читать эту статью. Слушайте музыку и узнавайте новое!

Автор статьи: Алексей Селезнёв, создатель и редактор канала «ЛитМузБес».

___________________________________________________________________________________

Читайте также:

___________________________________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊