Заголовок громковат (просто захотелось так написать). По сути, предыдущий "гость" цикла музыкальных статей, посвящённых деятельности и творчеству композиторов, Александр Глазунов, а также такие музыканты как Сергей Танеев, "Кучкисты" и их младшие творищи-коллеги-ученики Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Николай Метнер и другие их современники были такими же связками XIX и XX веков.
Однако Лядов — пример интеллигента, выросшего в абсолютно консервативном музыкальном мире, где "правил" Римский-Корсаков, но питавшегося совершенно иными веяниями нового века и, соответственно, новой музыки. Будучи и дирижером, и педагогом-профессором Санкт-Петербургской консерватории, Лядов стал крайне известен как композитор-миниатюрист, создавая массу пьес-крошек для фортепиано в простых формах, которые исполняют и дети, и взрослые в большом количестве и по сей день. Поговорим сегодня о том, как складывалась жизнь этого мастера своего дела.
_____________________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_____________________________________________________________________
Детство
Толя Лядов родился 12 мая 1855 года в Санкт-Петербурге. Будущий композитор появился на свет и воспитывался в семье потомственных музыкантов, что фактически стало первопричиной его становления как деятеля музыкальных искусств. Его дед Николай Григорьевич работал в оркестре филармонии, а отец Константин был главным дирижером Императорской оперы, регулярно выступал на сцене и был известен.
Первые уроки музыки начал получать в 5 лет от отца, матери-пианистки и тёти В. А. Антиповой, а в возрасте 7-8 лет уже овладел нотной грамотой, научился играть на скрипке и фортепиано. В те же годы отец нередко брал Толю к себе на работу в Мариинский театр, что отразилось на всестороннем музыкальном развитии мальчика. Юный композитор много общался и взаимодействовал с широким кругом талантливых людей, присутствовал на репетициях музыкальных спектаклей, слушал массу симфонической и оперной музыки. Он знал партии многих оперных героев и стал хорошо разбираться в оперно-симфоническом репертуаре.
Становление
Уже в 1870 году, когда юноше было 15 лет, Лядов поступил в Петербургскую консерваторию по классу обоих этих инструментов. Преподавателями Анатолия были А. А. Панов (скрипка), А. И. Рубц (теория музыки), Ю. Иогансен (гармония), Ф. Бегров и А. Дубасов (фортепиано). Будущий композитор особенно увлёкся теорией и стал усиленно изучать контрапункт и фугу. Тогда же начинает сочинять первые опусы. Однако учёба в целом тяготила юношу, что сказалось на нём чуть позже.
Талантливого Толю заметил и ценил композитор Модест Петрович Мусоргский, а вскоре он и вовсе стал учиться в классе теории композиции у самого Николая Андреевича Римского-Корсакова. Благодаря таким знакомствам и таланту, Лядов стал вхож в уже закатную "Могучую кучку", где унаследовал преданность искусству и осознание себя как сугубо русского "художника". Там же он знакомится с Александром Глазуновым, с которым их свяжут многие лета дружбы. А позднее, с подачи всё того же Римского-Корсакова Лядов стал членом «Беляевского кружка». Однако с представителями "Кучки" отношения и личные, и творческие складывались довольно непросто: конфликты с Милием Балакиревым, скепсис в отношении части творчества упомянутого Мусоргского, сопротивление в творчеством плане Римскому-Корсакову. А также Лядов особо любил и почитал музыку Петра Чайковского, с чем и "Кучкисты", и "Беляевцы" согласиться не могли.
Далее произошёл досадный казус, связанный с учёбой и отношением к ней. В 1876 году Лядов был отчислен из консерватории за частые прогулы и неявки на экзамены (и не помогли заступничество известных деда и отца). Два года спустя молодой человек смог восстановиться, и с отличием выпустился в 1878 году, представив экзаменационной комиссии кантату для заключительной сцены драмы Ф. Шиллера «Мессинская невеста». В том же году Анатолий Константинович получил приглашение на должность преподавателя теории музыки, гармонии и инструментовки в Петербургской консерватории, где и работал до самой смерти, хотя не очень любил педагогическую деятельность. Однако он выпустил из своего класса многих известных музыкантов, среди которых особенно выделились композитор и пианист Сергей Сергеевич Прокофьев и композитор и известный преподаватель Михаил Фабианович Гнесин.
В возрасте 29 лет композитор стал работать преподавателем теоретических дисциплин в регентских и инструментальных классах главного хора России (Придворной певческой капеллы), а в 1886 году получил должность профессора в консерватории.
Творческая мощь Лядова
Анатолий Лядов в 1880-х годах становится известным ещё и как дирижёр. В этой роли Анатолий Константинович вы ступает на беляевских «Русских симфонических концертах», а также в организованных Антоном Григорьевичем Рубинштейном «Общедоступных симфонических концертах». В 1889 году дирижёр по приглашению всё того же Митрофана Беляева отправился на Всемирную художественную выставку в Париже. Там меценат устраивал концерты, на которых звучали произведения русских композиторов, в том числе и самого Лядова, и Глазунова, и других композиторов-"беляевцев".
1890-е годы стали вершиной творчества и влияния Лядова. В 1894 году он знакомится с юным композитором и пианистом Александром Скрябиным и сближается с Сергеем Танеевым.
Закат и творчества, и жизни
Начало ХХ века стало для Анатолия чередой сплошных потрясений. В 1904 скончался Митрофан Беляев, с которым сложились дружеские теплые отношения. Затем случилась Первая русская революция 1905-го года, отразившаяся на всех жителях Российской империи. Лядов, Глазунов и другие педагоги выступили в поддержку уволенного за солидарность с протестующими Римского-Корсакова. Все они покинули консерваторию. Вернуться обратно Лядов смог только после того, когда должность директора занял Александр Глазунов. Затем, в 1906 году умер критик, музыковед и соратник "кучкистов" и "беляевцев" Владимир Стасов, а в 1908 году не стало главного педагога Лядова Николая Римского-Корсакова. Все пережитые события сказались на здоровье композитора, и в 1911 году его самого сразила тяжёлая болезнь, от которой он уже не смог оправиться.
Последние годы жизни Лядов почти никуда не выходил, изредка посещая работу. Однако в 1913 году в Петербургской консерватории отпраздновали 35-летие его творческой деятельности. Но, увы, это событие было лишь светлой крохой в череде бед. Осенью 1913 года умерла старшая сестра Лядова - Валентина Константиновна, а летом 1914 композитор проводил на военную службу своего старшего сына (все помнят, что тогда начиналось?). Переживания окончательно добили здоровье Анатолия Константиновича. Композитор скончался 28 августа 1914 года (ровно через месяц с начала Первой мировой) в деревне Полыновка – имении жены, расположенном недалеко от города Боровичи Новгородской губернии. Похоронили композитора сначала на Новодевичьем кладбище Северной столицы, однако в 1936 году перезахоронен в Александро-Невской лавре на территории Некрополя мастеров искусств.
Музыка Анатолия Лядова
Ещё во время работы в Петербургской консерватории, Лядов занимался сочинительством. Однако он был известен своей ленью и медлительностью в работе над произведениями. Например, есть занимательная и показательная история: небезызвестный театральный деятель Сергей Дягилев поначалу отдал предпочтение Лядову, попросив написать музыку для балета «Жар-птица». Однако композитор так задерживал выполнение заказа, что Дягилев передал этот заказ молодому композитору Игорю Стравинскому, для которого этот балет стал знаковым сочинением. Однако это не поссорило Лядова с Дягилевым. В 1990-х годах знаменитая труппа «Русских сезонов» исполнила «Русские сказки» и «Сильфиды», поставленные на музыку Лядова, и эти спектакли запомнились публике, повторяясь на протяжении нескольких лет.
Вообще, большая часть сочинений Лядова написана для фортепиано. Обладая оригинальной фантазией и профессиональными техническими возможностями, Лядов в совершенстве овладел формами фортепианных миниатюр. Они длятся всего несколько минут, но представляют собой очень красочные зарисовки разного уровня сложности. Среди произведений композитора выделяются «Бирюльки», «Арабески», «Про старину», «Идиллия», а также масса пьес, прелюдий, вальсов, экспромтов, этюдов. Композитор даже шутил на эту тему. Когда у него спрашивали, почему он чаще всего сочиняет небольшие произведения, Лядов на это всегда отвечал, что не может выдерживать музыки более 5-ти минут.
Среди наиболее известных сочинений Лядова хочется выделить симфонические поэмы (или картины) «Баба-Яга», «Кикимора», «Танец Амазонки», «Скорбная песнь», «Волшебное озеро» (последние две считаются произведениями, прославившими композитора). А также Лядов известен как фольклорист, составивший несколько сборников русских народных песен.
Таким был без преувеличений великий музыкант Анатолий Константинович Лядов - потомственный музыкант, оставивший как и массу опусов, так и немало музыкальных "наследников" русской фортепианной и композиторской школы. Надеюсь, вам было интересно читать эту статью. Слушайте музыку и узнавайте новое!
Автор статьи: Алексей Селезнёв, создатель и редактор канала «ЛитМузБес».
___________________________________________________________________________________
Читайте также:
___________________________________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊