Найти тему
НИПИГАЗ

Новый год в Антарктиде: как сотрудник НИПИГАЗа проходил через пролив Фрэнсиса Дрейка

Оглавление

Безопасность — одна из ключевых ценностей НИПИГАЗа, но вот в свободное время нашим сотрудникам не чужда тяга к экстремальным увлечениям. Так, руководитель направления «Охрана окружающей среды, пожарной и промышленной безопасности» Роман Попко рассказал о своем увлечении парусным спортом и экстремальном опыте прохода через пролив Фрэнсиса Дрейка к берегам Антарктиды.

Пролив Дрейка — самое суровое и опасное для моряков место. Он разделяет архипелаг Огненная Земля и Южные Шетландские острова. В самом узком месте его ширина составляет 820 км, ветер здесь дует постоянно, а высота волн при шторме может достигать 12—15 метров. После такого нелегкого путешествия Роман считает, что вправе назвать себя настоящим моряком. Читайте его историю в нашем новом материале.

Почувствовать себя первопроходцем

Я давно занимаюсь парусным спортом, но обычно ходил на короткие расстояния по Черному морю на одномачтовой 12-метровой парусной яхте. Самый длинный переход у меня был Севастополь — Босфор — Дарданеллы — Мраморное море — Севастополь.

Я много читал о проливе Фрэнсиса Дрейка, который разделяет Южную Америку и северную оконечность Антарктиды, мысе Горн — месте, обросшем мечтами всех моряков, очень опасном, где погибло много людей. Для парусной яхты пролив судоходен только 2,5 месяца в году. Дело в том, что он расположен в зоне сильных ветров и морских течений, и ходить там в принципе очень сложно — ветры запредельно большие.

Я читал много и о том, как открывали Антарктиду, в том числе наши исследователи. Мне было интересно, что называется, пропустить через себя то, что пропустили через себя эти люди.

Маршрут и подготовка

К экспедиции мы готовились год. Мы — это я и два моих товарища, с которыми мы вместе ходили на яхте. Хотя мы занимаемся парусным спортом давно, и у нас есть подтвержденные сертификаты, для перехода через пролив Дрейка нужна профессиональная команда.

Мы обратились в компанию, которая организовывает экспедиции к полюсам, чтобы вместе с их специалистами пройти этот сложный маршрут. В команду, помимо капитана, для которого это был уже четырнадцатый переход на Антарктиду, вошли еще три матроса.

Маршрут перехода у нас был такой: Ушуайя — пролив Бигля – мыс Горн – станция Беллинсгаузен и обратно. Мое путешествие началось из Краснодара в конце декабря 2022 года. Из Домодедово мы с частью группы долетели до Аддис-Абебы (Эфиопия), а оттуда – в Буэнос-Айрес (Аргентина), а затем – в Ушуайя (а. Огненная земля).

Не обошлось без приключений. При пересадке в самолет на Буэнос-Айрес «Эфиопские авиалинии» забыли загрузить наш багаж. Все, что осталось у меня из вещей, — это мастерка, спортивные штаны и кроссовки, которые были на мне. Я год готовился к этой поездке, а в итоге мой багаж остался в Аддис-Абебе!

Почти все деньги пришлось потратить на новое снаряжение. И вот когда мы с частью команды уже стояли на посадку в Ушуайя, позвонили из гостиницы: «Привезли ваш багаж». Я поехал за багажом, возвращаюсь назад в аэропорт, мне не продают билет – перевес. Удалось с помощью товарищей решить проблему — раскидали багаж между собой — и, наконец, улететь.

Встреча с полярниками

Из Ушуайя мы вышли на двухмачтовой яхте кеч. Для наших полярников, работающих на станции Беллинсгаузен, купили ящик апельсинов и ящик яблок. Когда мы только вышли из пролива Бигля, увидели китов. Решили, что это очень хороший знак.

Где-то две трети маршрута прошли под парусом, но в некоторых местах, когда ветер сильно поднимался, опускали паруса и включали дизель. Когда мне кто-то говорит, что его не укачивает, я отвечаю: «Тебя просто не качало как следует». Укачивает всех абсолютно. Вопрос в том, насколько тебе хватит сил встать, взять себя в руки, пойти и делать то, что нужно. Тогда морская болезнь потихонечку уходит.

До станции Беллинсгаузен мы шли четверо суток. Увидели землю, испытали эти эмоции, как описывают в книгах или фильмах. Когда ты находишься несколько дней в океане и не видишь берега, психологически действительно тяжело. Высадились, познакомились с нашими полярниками, передали им фрукты, пообщались, они показали нам свое житье-бытье. И, конечно, посмотрели на пингвинов. На следующий день вернулись на яхту.

Опасные айсберги и Новый год в Антарктиде

В течение четырех дней мы ходили вдоль берега Антарктиды. У Антарктиды мы встречали огромное количество айсбергов. Сложность в том, что вдоль Антарктиды нужно ходить как раз в тех местах, где есть айсберги, потому что там глубоко. Но приближаться к самим айсбергам опасно.

Есть такое понятие «оборачивающийся айсберг». Когда кусок откалывается от ледника, у него центр тяжести и масс меняются местами, и он может перевернуться от небольшого подводного толчка. Над водой находится лишь только малая часть айсберга, и если начнет переворачиваться очень большой айсберг, он может упасть сверху на яхту. Если не утопит, то сильно повредит. Поэтому нужно идти там, где ходят айсберги, но при этом близко к ним не подходить.

В один из дней мы подъехали к заброшенной норвежской китобойной базе. Там же было жерло большого вулкана. Причем вулкан до сих пор действующий: ты вдоль берега идешь, руку в воду опускаешь — а она горячая, пар поднимается. И Новый 2023 год мы встретили у норвежского китобойного судна, севшего на мель. Мы к нему пришвартовались, выпили шампанского и выпустили ракеты.

На следующий день мы зашли в одну бухту и увидели китов, которые охотились на креветок. Уникальное, потрясающее зрелище! Киты используют особую технику — пузырьковую сеть. Один кит ныряет под добычу и начинает выдыхать воздух, одновременно поднимаясь по спирали. Стая рыб или криля оказывается окруженной плотной стеной из пузырьков и всплывает на поверхность воды, где ее уже поджидают другие киты.

Путь домой

На обратном пути шел мощный циклон, но мы посчитали, что можем его обойти, поэтому назад шли пять с половиной дней. Я видел мыс Горн и понял, почему моряки так боятся пролив Фрэнсиса Дрейка. Был очень сильный шторм, качало так, что было жутко. Волны поднимались метров на пять-семь высотой.

Наша яхта сконструирована так, что она между этими волнами постоянно двигалась. Судно маневренное, и как бы волна за тобой ни бежала, она тебя не догоняет. К тому же в случае чего мы могли и дизельком подработать.

Но все же мы попали в шторм, и пять-семь часов было тяжело. Как в кино: ветер, волны брызги, ты за всё хватаешься. Но потом потихоньку стихло, и мы благополучно добрались.

В Ушуайя мы вернулись очень уставшими, измотанными. Проспали часов пятнадцать, наверное.

Несмотря на все тяготы перехода, наверное, я бы еще раз по этому маршруту прошел. Но, если бы была возможность, поднялся бы выше — в сторону Новой Земли. А еще хочу Атлантический океан пересечь — парусный спорт очень затягивает.

____________________________________________________________________

📍 Подписывайтесь на канал НИПИГАЗа — ведущего российского центра по управлению проектированием, поставками, логистикой и строительством.

VK | Telegram | YouTube | RuTube | Официальный сайт

📌 Настольный автомузей: сотрудник НИПИГАЗа 40 лет коллекционирует модели автомобилей

📌 Игорь Белецкий: «Когда чистое поле через какое-то время превращается в высокотехнологичный завод — это ли не кайф»