Интерес к личностям великих людей понятен, даже если интерес этот опосредован. Например, в связи с новыми фактами о состоянии их здоровья и связанными с этим предположениями, «а что было бы, если…».
Или в связи с исследованиями, проводимыми с их потомками. Да, могут возразить, что такие вещи не совсем этичны – но если они проводятся в русле не совсем официальной науки, то и вопросы этики снимаются как-то сами собой.
Как это, например, происходит, когда за генетические исследования берётся «неформал от науки» - такой, как Анатолий Алексеевич Клесов.
Личность в научном мире весьма спорная. Некоторые вообще обвиняют его в лженаучном подходе, отказывая в компетенциях в генетике. На том основании, что ни специального образования у Клесова нет, ни признанным научным сообществом монографий.
А его выбор для научных исследований вообще оставил место для множества спекуляций – потому что «замахнулся» он не на кого попало, а на товарища Сталина.
И в качестве образцов взял гены его внука, актёра и режиссёра Александра Бурдонского.
Клесов, по образованию биохимик, исходил из простого предположения, что определённые болезни, перенесённые носителями того или иного гена, оставляют в этих генах настолько сильный след и становятся наследственным фактором.
Да, этот постулат принят в научном мире – но Клесов возводит его в Абсолют!
Поэтому он и предположил, что, если у внука Сталина была предрасположенность к диабету, высокому артериальному давлению и пороку сердечных клапанов – это всё шло даже не от его великого деда, а уходило корнями в предков вождя.
Однако в учёной среде не принято столь жёстко увязывать проявляющиеся болезни с наследственными факторами. Как говорится. «не всё так однозначно».
Гораздо интереснее другой аспект исследований, проводимых Клесовым. Он касался происхождения Сталина, и как вторичный фактор - его истинной национальности.
И здесь нужно ориентироваться на разные подходы определения этой деликатной вещи. Ведь что говорят националисты, в частности – грузинские! Нация жёстко привязывается к геному, к доминирующей гаплогруппе, которая и определяет принадлежность к конкретному этносу.
Но это же абсурд! В мире нет ни одной нации, у которой был бы сугубо единый для неё набор хромосом, объединённых в группы, и присущие только этому народу!
За годы развития цивилизации разные племена настолько смешались, что такие обособленные гаплогруппы можно встретить разве что в микроплеменах индейцев, обитающих в джунглях Амазонки.
У остальных же народов национальность – плод ментального поля от окружающих, воспитания, обычаев, присущих народу табу…
Например, у Сталина гаплогруппа указывает на то, что он с высокой долей вероятности был осетином по происхождению. Но как, например, мы определяем русского – независимо от того, какие гаплогруппы в геноме у него намешаны?
Русский – это тот, кто говорит по-русски, думает по-русски, и ведёт себя в соответствии с поведенческим кодом, имеющим какие-то массовые, общие черты.
Создатель современного русского разговорного и литературного языка Александр Сергеевич Пушкин имел эфиопские корни – но у кого поднимется рука лишить его «русскости»?
Точно так же и Сталин-Джугашвили говорил по-грузински, думал по-грузински, и даже писал на этом языке очень хорошие стихи. И с полным на то основанием считал себя грузином!
А то, что фамилия его совсем близких предков была Джугаев, а потом приобрела в результате проживания в областях Сакартвело чисто кахетинское окончание «…швили» - так это процесс естественный.
Так же, как и фамилия его матери была изначально не Геладзе, а на осетинский манер – Гелаева.
Так вот у внука Сталина, Александра Бурдонского, тоже были обнаружены в геноме типичные, больше для югоосетинского этноса гаплогруппы, чем для коренных обитателей центральных областей Грузии.
Хотя, как мы помним, мать Василия Сталина, а значит, бабушка Бурдонского, носила в девичестве фамилию Аллилуева, что должно было «смешать карты» при определении гаплогрупп внука.
Но и её гены, и гены великого деда читаются в группах этих «кирпичиков» наследственной информации отчётливо. Просто они стоят в ином порядке.
А заодно с тонкостями национальной принадлежности вскрылись истинные причины многочисленных недугов вождя, которые и свели его в могилу 5 марта 1953 года.
Всего-то лишь и надо было, что взять медицинскую карту Бурдонского и проверить потом связанные с ним «болячки» с известными болезнями товарища Сталина. И понять, чем он ещё, нераспознанным врачами-современниками, болел на исходе жизни.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.