Найти в Дзене
Валерий Грачиков

Как Третье отделение спасало честь фрейлины, но не успело

Генерал Леонтий Дубельт не находил себе места уже неделю. Причина для беспокойства у него имелась более чем веская: непосредственный начальник - граф Орлов поставил подчиненным важную задачу от самого императора, а она никак не хотела решаться, уж больно ловкий и сообразительный попался соперник: влюбленная фрейлина и предмет ее страсти.

Все дело в том, что в стольный город Петербург пожаловала импортная оперная звезда - итальянец Марио. Знатные поклонницы выстроились в очередь, чтобы прокатиться на своем экипаже мимо дома, в котором маэстро снял квартиру, чтобы поглядеть на великого певца в домашней обстановке хоть одним глазком. А некоторые, особенно предприимчивые, смелые и решительные пошли и зашли гораздо дальше. Ведь предоставился такой шанс: в этом году маэстро приехал в Россию без жены, так как она как раз забеременела. Да и вообще, кто же в Тулу со своим самоваром ездит?!

И ладно бы особенно предприимчивыми оказались какие-то слишком модные светские красавицы, у которых имеются свои модные салоны, а при дворе они почти не появляются. Хотя император Николай Павлович и в этом случае, скорее всего, не упустил бы случая проследить за нравственностью своих подданных. Но все дело в том, что самой решительной и предприимчивой оказалась фрейлина императрицы. А значит, в случае почти что неизбежного скандала, потому что в Петербурге, как и в любой большой деревне, все и про всё рано или поздно обязательно узнают, окажется затронутой честь императорской семьи. Этого допустить никак нельзя. Вот и не находил себе места генерал Дубельт, а заодно его начальник граф Орлов и все остальное Третье Отделение впридачу.

Портрет той самой ловкой фрейлины
Портрет той самой ловкой фрейлины

За кем же так старательно следили жандармские генералы, точнее, их самые лучшие подчиненные? Ловкой фрейлиной оказалась баронесса Анна Львовна Боде. Николай Павлович очень ценил её отца, поэтому сама Анна Львовна и ее сестры получили фрейлинский шифр. И не просто получили, одно время при дворе одновременно находились сразу четыре сестры Боде. Но Анна Львовна считалась самой влюбчивой и экзальтированной из всех сестер. Плюс, она несколько засиделась в этом статусе, подразумевающем незамужнее состояние барышни. Потому что на тот момент, когда случилась вся эта детективная история со спасением чести фрейлины императорского двора, баронессе Боле исполнилось 37 лет. По тогдашним меркам - уже совсем не молодая барышня, давно пора не фрейлиной служить, а стать почтенной матерью собственного семейства. Но получилось вот так.

Портрет того самого Марио
Портрет того самого Марио

Говорят, что на счету Анны Львовны имелись и другие амурные приключения с разными знаменитостями эпохи. Но то говорят в дневниках и мемуарах, а тут в архивах сохранились документы о том, как жандармы и полиция пытались выследить - встречается ли баронесса Боде с певцом Марио или нет. И надо сказать, Анна Львовна проявила себя если и не гением, то уж точно мастером конспирации.

Конечно, доблестное Третье отделение в конце концов раскрутило все её хитрости и сложные маневры. Но потратило на это целых две недели. И когда схема Анны Львовны раскрылась, Леонтию Дубельту ничего не оставалось, как признаться в докладе - пресечь встречу итальянского певца и фрейлины императрицы не удалось. Кто же знал, что фрейлина императорского двора, как простая горожанка, на извозчики станет ездить, когда ей по службе выезд положен!

Поэтому, когда схема маневров влюбленных раскрылась, они уже встречались на квартире Марио как минимум три раза. И ведь все было просто. Анна Львовна приезжала в гости к друзьям, там отпускала экипаж, сообщая, что доберется как-нибудь сама, после того, как пообщается в гостях. Потом уходила из гостей и садилась на уже подъехавшего извозчика. На «голубчике» ехала на квартиру к Марио. А потом Марио нанимал другого извозчика, чтобы его пассия вернулась в Зимний дворец…

Вот и писал штабс-капитан Чулков рапорт своему начальству:

«… Нынешнюю же зиму баронесса совершенно достигнула своей цели, тем более что и Марио был уже не прочь... они имеют свидания таким образом: Боде в своём экипажем приезжает к графу Строгонову или князю Волконскому (где часто бывает Марио) и экипаж свой отпускает домой, предварительно сказав своему кучеру и лакею, что приезжать за ней не надо, её кто-нибудь отвезёт домой, и остается в этих домах часов до 10-ти или 11 вечера, выходя же от них, другая карета извозщичья (которую нанимал для нее Марио) её уже дожидает, по приказанию пошел домой, везут ее в квартиру Марио, у которого она бывает до 2-х, а иногда и дольше часов ночи, отвозит же не эта карета, что привезла, но берут с биржи другую…»

Стало понятно, что Третье отделение как ни старалось, честь фрейлины спасти не успело. Потому что если фрейлина решила, что никому, а особенно Третьему отделению нет дела до ее чести и любви, то никакие маэстро сыскного и наблюдательного дела не помогут.

Ещё один портрет Анны Боде
Ещё один портрет Анны Боде

Анна Львовна получила тихую, негласную отставку. Сначала она не хотела беспокоить папеньку такими мелочами, надеясь, что все рассосётся. Но не рассосалось, пришлось признаваться. Папенька решил, что надо срочно замуж, чтобы не пошли слухи. Император, хоть и выставил фрейлину в негласную отставку, дал в честь предстоящего замужества негласным образом 3428 рублей серебром на приданое. Странная какая-то сумма, интересно, как Николай Павлович ее определил, но кто же теперь расскажет.

Мужем Анны Львовны стал Александр Иванович Долгоруков - уже немолодой повеса и раздолбай по жизни.

Но в общем и целом все сложилось и устроилось хорошо. Потому что Анна Львовна была невестой состоятельной. А муж ей попался хоть и пожилой и раздолбайский, но человек приятный:

«… В гостиную он вносил просвещенный ум, не ослабевший с годами, в семью свою веселый юмор, а в супружеский быт любезнейший характер…»