Найти тему

История успеха. О художнице Лавинии Фонтана

Автопортрет в студии, 1579
Автопортрет в студии, 1579

Лавинию Фонтана в русскоязычных источниках часто называют первой художницей эпохи Барокко, которое тогда только зарождалась. В иностранных источниках ее чаще считают представительницей отживавшего свой век маньеризма. И в большинстве случаев ее приводят в качестве примера женщин, добившихся успеха в мире мужчин, забывая о самом ее творчестве. А ведь художницей она была действительно талантливой.

Лавиния Фонтана родилась в Болонье в 1552 году в семье известного художника Просперо Фонтана, который и стал ее наставником. Надо заметить, что в то время художники брали в ученики девушек неохотно, поэтому немногочисленные женщины-художницы чаще всего были как раз из семей художников. Причина была еще и в том, что женщинам, исходя из морали того времени, запрещали изучать анатомию, тем более, мужскую. Отсутствие необходимых знаний могло затруднять работу, особенно если нужно было писать обнаженную натуру. В случае с дочерями художников запретом могли пренебречь. Серьезно изучать живопись Лавиния начала в 16 лет, после смерти старшей сестры. Есть мнение, что причина сделать из дочери художницу была прозаична: у Просперо Фонтана возникли финансовые проблемы и не было денег на приданое.

Портрет Антониетты Гонсалвус, 1583, дочери Петруса Гонсалвуса ("Волосатый человек")
Портрет Антониетты Гонсалвус, 1583, дочери Петруса Гонсалвуса ("Волосатый человек")

Первая широко известная работа Лавинии – «Дитя обезьяны», была написана в 1575 году и позже утрачена. В основном в начале карьеры девушка писала небольшие картины на меди, которые пользовались популярностью в качестве папских и дипломатических подарков. Также ее часто приглашали писать портреты. Старые связи отца помогали молодой художнице получать заказы. Также она писала картины на мифологические и религиозные сюжеты.

Портрет дамы с собачкой, 1590-е годы, Художественная галерея Окленда
Портрет дамы с собачкой, 1590-е годы, Художественная галерея Окленда

В 1577 году художница вышла замуж за Жана Паоло Заппи. Пара поселилась в доме ее отца.

Автопортрет со слугой (1577) Рим, Академия Сан-Лука
Автопортрет со слугой (1577) Рим, Академия Сан-Лука

«Автопортрет со слугой» - самая известная работа художницы. Она была написана в подарок семье Заппи после объявления о помолвке. Считается, что художница работала, сидя перед зеркалом. Ну а клавесин – частый предмет на женских портретах. Многие благородные девицы умели на нем играть.

 «Визит царицы Савской к царю Соломону» (1599)
«Визит царицы Савской к царю Соломону» (1599)

Особенно часто Лавинию приглашали писать женские портреты. Обаятельная художница подружилась со многими влиятельными заказчицами, которые позже становились крестными ее детей. К тому же дамам нравилось, что женский взгляд помогал художнице оценить наряды и в подробностях прописать детали их гардероба. В этом плане интересна картина «Визит царицы Савской к царю Соломону». Хотя картина на библейский сюжет, герои одеты по моде 16 века. Женская свита изображает реальных женщин, с которыми Лавиния была в дружеских отношениях.

Мужской портрет (1590-е)
Мужской портрет (1590-е)

Заппи также был художником, но куда менее известным. Он иногда прорисовывал на картинах жены некоторые детали. Также он помогал ей продавать готовые работы. У Лавинии было 11 детей, но большинство умерло в раннем детстве. Только трое детей смогли пережить мать. Также она посещала занятия в местном университете. В отличие от многих других городов в Болонском университете еще с 13 века могли учиться и женщины. В итоге в 1580 году она получила гордое звание «Donne addottrinate» (женщина с докторской степенью).

Успение Девы Марии (1593)
Успение Девы Марии (1593)

В 1604 году по приглашению папы Климента VIII семья переехала в Рим. Здесь Лавиния также имела множество заказчиков, а также стала официальным художником Ватикана. Она получила многочисленные награды, среди которых самой примечательной считается медальон, отлитый в 1611 году скульптором и архитектором Феличе Антонио Казони. С одной стороны изобоажена сама художница, а на другой стороне – Питтура, аллегорическая фигура, символизирующая живопись.

«Марс и Венера» (1599)
«Марс и Венера» (1599)

Современные исследователи также проявляют большой интерес к изображенной художницей обнаженной натуре. В то время женщине было запрещено изучать анатомию, да и приглашать позировать моделей без одежды считалось весьма сомнительным занятием. Пренебречь приличиями - смелый шаг для женщины.

«Одевание Минервы» (1613) Галерея Боргезе, Рим
«Одевание Минервы» (1613) Галерея Боргезе, Рим

Исследователи до сих пор спорят, использовала ли художница моделей, а если да, то кто они. Некоторые даже высказывают дерзкую мысль, что она писала с себя самой, глядя в зеркало, как было в случае со знаменитым автопортретом. Правда, в случае с картиной «Одевание Минервы» это спорное утверждение. Но, может, художнице действительно удалось хорошую форму в 61 год - весьма почтенный возраст по тем временам. Умерла она в 1614 году.

Еще несколько работ художницы

Портрет семьи Гоццадини, Национальная пинакотека
Портрет семьи Гоццадини, Национальная пинакотека
"Юдифь с головой Олоферна" (1600)
"Юдифь с головой Олоферна" (1600)
"Портрет новорожденного в колыбели" (около 1583 года)
"Портрет новорожденного в колыбели" (около 1583 года)

#картина #живопись #искусство #художник #биография #16век #ренессанс