Лавинию Фонтана в русскоязычных источниках часто называют первой художницей эпохи Барокко, которое тогда только зарождалась. В иностранных источниках ее чаще считают представительницей отживавшего свой век маньеризма. И в большинстве случаев ее приводят в качестве примера женщин, добившихся успеха в мире мужчин, забывая о самом ее творчестве. А ведь художницей она была действительно талантливой.
Лавиния Фонтана родилась в Болонье в 1552 году в семье известного художника Просперо Фонтана, который и стал ее наставником. Надо заметить, что в то время художники брали в ученики девушек неохотно, поэтому немногочисленные женщины-художницы чаще всего были как раз из семей художников. Причина была еще и в том, что женщинам, исходя из морали того времени, запрещали изучать анатомию, тем более, мужскую. Отсутствие необходимых знаний могло затруднять работу, особенно если нужно было писать обнаженную натуру. В случае с дочерями художников запретом могли пренебречь. Серьезно изучать живопись Лавиния начала в 16 лет, после смерти старшей сестры. Есть мнение, что причина сделать из дочери художницу была прозаична: у Просперо Фонтана возникли финансовые проблемы и не было денег на приданое.
Первая широко известная работа Лавинии – «Дитя обезьяны», была написана в 1575 году и позже утрачена. В основном в начале карьеры девушка писала небольшие картины на меди, которые пользовались популярностью в качестве папских и дипломатических подарков. Также ее часто приглашали писать портреты. Старые связи отца помогали молодой художнице получать заказы. Также она писала картины на мифологические и религиозные сюжеты.
В 1577 году художница вышла замуж за Жана Паоло Заппи. Пара поселилась в доме ее отца.
«Автопортрет со слугой» - самая известная работа художницы. Она была написана в подарок семье Заппи после объявления о помолвке. Считается, что художница работала, сидя перед зеркалом. Ну а клавесин – частый предмет на женских портретах. Многие благородные девицы умели на нем играть.
Особенно часто Лавинию приглашали писать женские портреты. Обаятельная художница подружилась со многими влиятельными заказчицами, которые позже становились крестными ее детей. К тому же дамам нравилось, что женский взгляд помогал художнице оценить наряды и в подробностях прописать детали их гардероба. В этом плане интересна картина «Визит царицы Савской к царю Соломону». Хотя картина на библейский сюжет, герои одеты по моде 16 века. Женская свита изображает реальных женщин, с которыми Лавиния была в дружеских отношениях.
Заппи также был художником, но куда менее известным. Он иногда прорисовывал на картинах жены некоторые детали. Также он помогал ей продавать готовые работы. У Лавинии было 11 детей, но большинство умерло в раннем детстве. Только трое детей смогли пережить мать. Также она посещала занятия в местном университете. В отличие от многих других городов в Болонском университете еще с 13 века могли учиться и женщины. В итоге в 1580 году она получила гордое звание «Donne addottrinate» (женщина с докторской степенью).
В 1604 году по приглашению папы Климента VIII семья переехала в Рим. Здесь Лавиния также имела множество заказчиков, а также стала официальным художником Ватикана. Она получила многочисленные награды, среди которых самой примечательной считается медальон, отлитый в 1611 году скульптором и архитектором Феличе Антонио Казони. С одной стороны изобоажена сама художница, а на другой стороне – Питтура, аллегорическая фигура, символизирующая живопись.
Современные исследователи также проявляют большой интерес к изображенной художницей обнаженной натуре. В то время женщине было запрещено изучать анатомию, да и приглашать позировать моделей без одежды считалось весьма сомнительным занятием. Пренебречь приличиями - смелый шаг для женщины.
Исследователи до сих пор спорят, использовала ли художница моделей, а если да, то кто они. Некоторые даже высказывают дерзкую мысль, что она писала с себя самой, глядя в зеркало, как было в случае со знаменитым автопортретом. Правда, в случае с картиной «Одевание Минервы» это спорное утверждение. Но, может, художнице действительно удалось хорошую форму в 61 год - весьма почтенный возраст по тем временам. Умерла она в 1614 году.
Еще несколько работ художницы
#картина #живопись #искусство #художник #биография #16век #ренессанс