Греческий миф о Прометее хорошо известен. Но корни его происхождения уходят к древнему доолимпийскому балканскому божеству, покровителю местного населения.
Похожие сказания есть и во многих эпосах кавказских народов, формированию и распространению которых способствовала майкопская культура в раннем бронзовом веке, а также торговые и культурные связи с Древней Грецией.
В грузинском эпосе есть герой по имени Амирани. Он обладает огромной физической силой, рождён от богини охоты Дали и смертного. Божественное происхождение его отмечено изображением Луны и солнца на плечах, а также тем, что некоторые части его тела золотые.
Он похитил небесную деву Камари, вероятно, олицетворявшую небесный огонь, одолев в битве ее отца - повелителя погоды и грозовых туч.
За богоборчество Амирани был прикован к скале в пещере Кавказского хребта. Его печень постоянно клюёт орёл, а преданная Амирани собака лижет цепь, стараясь истончить ее. Однако ежегодно приставленные богом кузнецы обновляют цепь.
В абхазском героическом эпосе есть предание об Абрскиле, который родился чудесным образом от непорочной девы и стал непобедимым богатырем. Он вступил в состязание с верховным богом Анцва. Тот был разгневан и велел заточить Арбскила в пещере, приковать вместе с конем к железному столбу.
Арбскил расшатывает столб, но, когда тот почти вырывается, на столб садится птичка-трясогузка. Арбскил замахивается на неё молотом, птица улетает, а молот ударяет по вершине столба, вгоняя его в землю вдвое глубже прежнего.
В адыгском нартском эпосе есть рассказ о Насрен-Жаче («Насрен-борода»). Он был главой нартов, восстал против владычества бога Тха, вступив в борьбу с богом зла Пако, похитившем огонь у нартов.
Разгневанный Тха (в другой версии Пако) приковал его к вершине горы цепями, а орёл рвёт клювом сердце Насрен-Жаче. При попытках освободиться цепи гремят громом, искры от удара звено о звено блещут молнией, тяжелое дыхание Насрен-Жаче бушует на земле ураганом, а слезы проливаются со снежных вершин и разливаются шумной рекой.
У чеченцев Пхармат на богатырском коне похищает из очага Селы, бога грома и молний, головешку, чтобы доставить огонь нарт-орстхойцам. Настигнуть героя у Селы не получается, и он насылает на людей холод и другие несчастья. Тогда Пхармат добровольно приходит к Селе.
Тот обрекает героя на вечные муки. Он приказывает приковать его бронзовыми цепями к вершине Казбека. Каждое утро к нему прилетает князь всех птиц Ида и призывает его к раскаянию, обещая за это оставить его в покое.
Пхармат, подаривши людям огонь и тепло, отказывается, и Ида наточив свой стальной клюв о кремневую скалу, вновь и вновь клюеет его печень.
По поверьям чеченцев, с тех пор на вершине Казбека всегда лёд и снег. Они принесены Селой со всех ущелий и расселин гор, чтобы Пхармат страдал от отсутствия тепла.