С чего начинается Родина - с картинки в твоем букваре. Так пелось в старой песне. Все так. Но еще одна ипостась осознания Родины приходит, когда ты на чужбине. Правда в детстве это не сильно осознаешь. В общем Родина в примитивном понимании начинается и заканчивается с вокзала.
Уж коли я вспомнил про детские годы в Польше, то решил пописать немного про те края. Во всех смыслах - ощущения, достопримечательности. Все что запомнилось.
Итак, мы оказались в Польше в 20-х числах сентября 1983 года. Отец после выпуска из академии получил назначение в штаб Северной группы войск (или в штаб Западного направления) в город Легница.
Ехали мы через Брест. Как водится, приехав утром, мы должны были до вечера болтаться в городе в ожидании поезда в Польшу.
В Бресте главная достопримечательность, если уместен этот термин, - Брестская крепость. Но о нем я напишу отдельно. А сейчас напишу пару строк о ж/д вокзале Бреста.
И это та еще достопримечательность. И я абсолютно без издевки, очень монументальное творение.
Во-первых, он очень большой. Во всяком случае в детстве казался вообще огроменным. Вокзал - супер, вокзал - чемпион.
Во-вторых, он реально интересен: колоннады, ходы, выходы, башни, подземные камеры хранения.
Здесь было прикольно играть в прятки.
Ну и учитывая, наш 5-летний период пребывания в Польше: мы дважды в год за это время ездили на каникулы, зимние и летние: на этом вокзале мы были раз 20. И в определенном смысле он стал для нас родным.
Обратите внимание на следующее фото.
Вокзал двухсторонний. Справа - ветка в СССР, ныне Белоруссия, Россия. Слева - в Польшу.
Левый перрон - крытый. И вот сейчас я точно не вспомню, но мне кажется левая сторона была без крыши. А сейчас с крышей, а правая - нашенская без крыши. К чему это я?
Да, вот, для иностранцев готовы расстелиться. А для своих - а, итак сойдет.
Нет, точно помню, крытого вокзала тогда в Бресте не было. Потому что, когда мы въехали на польский вокзал Легницы, первое, что меня удивило - крытый вокзал.
Ни фига себе, заграница, подумал я. Еще "большее потрясение" я получу спустя два года, когда узнаю, что уже в годы Великой Отечественной крыша над вокзалом уже была.
Второе потрясение - это платный туалет. Стоил то ли два злотых, то ли пять, не помню уже. На наши копеек 10. Фото искать не буду, поверьте на слово. В Союзе тогда туалеты были бесплатные. Это для справки - для молодых )
Ах да ,что еще. Третье потрясение - паровозы на железных дорогах.
Не знаю как сейчас. А тогда это было зауряднейшее явление. Польша - вообще говоря, страна угольная. Ну почему бы и нет.
Но это ладно. Паровозы к тому же тащили за собой мое четвертое потрясение - двухэтажные вагоны.
Цветной не нашел. Фото видимо годов 70-х. Хотя может и позже.
Вообще если говорить о фото. Я вот сейчас жалею ,что в детстве не занимался самостоятельно фотографией. Спустя два года после приезда в Польшу отец купил фотоаппарат "Зенит" и довольно много фотографировали, а потом вместе в ванной сидели и проявляли. Не всегда все получалось хорошо. Фото старые где-то есть, но перебирать та еще задачка. Тем более они все черно-белые.
Если бы я сам занимался фотографией, и если бы тогда у меня была мотивация, сейчас бы мы конечно наслаждались раритетными снимками.
Так вот, явление паровозов и двухэтажных вагонов было вполне заурядным. А вагоны кстати немецкие, из ГДР.
А вот и само здание вокзала в Легнице.
Вот он родной )
А вот он под немцами.
Собственно на этом бы и закончить. С легницким вокзалом будет связана еще одна тема. Но об этом в отдельной статье.
Ах да, я забыл про еще одно потрясение того сентября 1983 года.
Потрясение № 0. - Спальный вагон. Впервые в нашей жизни. Пока мы служили в Польше нам еще придется, хотя не то слово, повезет несколько раз ездить в СВ. А тогда это был фурор.
Для нас это был стиль "ампир - поздняя готика".
Спальные места только справа. Третья полка опциональна посередине. В сложенном состоянии выполняла функции спинки.
Слева виден столик. Столешница поднимается, под ней умывальник.
Туалет в вагоне тоже был для нас сюрпризом. Не могли найти где включить воду. Оказывается надо нажать на педальку.
Фото конечно не передает впечатлений. Все казалось очень дорого и богато. Все под дерево. Коврики в купе, коврики в коридоре.
Дверка в купе не отъезжает, а открывается по обычному. Ну а снаружи вагон выглядел так
Если обратите внимание, то более покатая и высокая крыша, чем у обычных вагонов.
Еще до поездки в Польшу я обращал внимание, что часто в хвосте поездов были такие вагоны. И ломал голову, а что же там такое.
Вот и узнали.
В тот день главным у нас с сестрой стало многократно повторенное слово "Класс!"
О, оказывается со времен приезда в Польшу прошло почти 40 лет. Кошмар.
Только сейчас осознал. Видимо, не случайно подсознание заморочилось на польский цикл статей. Буду продолжать.