Найти тему
Порцелиновый фан

Зимин Григорий Дмитриевич (1875-1958). Роспись фарфора.

Здравствуйте. Данная статья посвящена человеку, прожившему долгую жизнь, человеку, не только рождённому в XIX-м веке, но и начавшему трудиться на Императорских Фарфоровом и Стекольных заводах в XIX-м веке, отдавшему родному предприятию многие годы, мастеру подглазурной живописи, затем с головой окунувшемуся в преподавательскую деятельность, затем в тяжёлую годину нехватки кадров снова пришедшему на завод, и трудившемуся на нём до конца своих дней. Речь пойдёт о Григории Дмитриевиче Зимине.

Что известно из биографии мастера? Родился в Санкт-Петербурге. В 1886-1888 гг. учился в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица и в живописной мастерской Императорского Стеклянного завода. С 1895-го по 1901-й годы обучался мастерству в Школе Общества поощрения художеств у А.А. Писемского (художник-пейзажист) и Я.Ф. Ционглинского (польский художник, мастер портрета, педагог-новатор, с 1879-го жил и работал в Санкт-Петербурге, как практически любой поляк - крайний националист, все свои работы завещал передать в Польшу). На Императорском фарфоровом заводе изучал живопись по стеклу. В 1886-м году принят в живописную мастерскую ИФЗ учеником, в 1893-м году назначен живописцем. С 1902-го года специализировался в подглазурной живописи по фарфору. В 1903-м году был откомандирован на предприятия Франции, Германии, Швеции и Австрии для усовершенствования в подглазурной технике росписи по фарфору, на которую в дореволюционном периоде Фарфорового завода, по-видимому, делали большую ставку. Расписывал сервизы и отдельные предметы, а также в первой половине 1910-х годов создал множество росписей ваз, в основном в пейзажных мотивах. В галереях ниже представлены эскизы ваз, эскиз росписи сервиза в морских мотивах с монограммой под царской короной ("АГ"), а также изображения ваз начала XX-го века с росписью Зимина, хранящихся ныне в Эрмитаже.

Сервиз с личной монограммой "АГ" под царской короной предназначался для Великого князя Георгия Александровича, брата Николая II, но как раз в 1899-м году тот скоропостижно скончался от туберкулёза, и сервиз так и не был исполнен. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-Г-1061. Изображение взято из каталога Эрмитажа.
Сервиз с личной монограммой "АГ" под царской короной предназначался для Великого князя Георгия Александровича, брата Николая II, но как раз в 1899-м году тот скоропостижно скончался от туберкулёза, и сервиз так и не был исполнен. Бумага, карандаш, акварель, тушь. Собрание Эрмитажа. Предмет поступил в 2002-м году. Передан в составе коллекции Музея Фарфорового завода. Инв. номер Мз-Г-1061. Изображение взято из каталога Эрмитажа.

Принял участие в выставке фарфора ГФЗ, состоявшейся в 1919-м году в Петрограде с двумя сервизами дежене: "Сноп в медальоне" (1918) и "Пейзажи" (1919). Хотя в данном случае Зимин поступил некорректно: автором композиции "Сноп в медальоне" всё же был С.В. Чехонин, а Зимин - всего лишь исполнитель росписи.

С 1922-го (по другим данным - с 1924-го) года преподаёт в школах Лодейного поля и Ленинграда. С завода ушёл, поскольку сложной подглазурной росписью новое руководство ГФЗ решило не заниматься. А это - автопортрет Зимина 1926-го года (видимо, "порадовал" себя в 50 лет).

Зимин Григорий Дмитриевич. Автопортрет, 1926. Изображение взято из свободного доступа в интернете.
Зимин Григорий Дмитриевич. Автопортрет, 1926. Изображение взято из свободного доступа в интернете.

После окончания ВОВ по понятным причинам на Фарфоровом заводе ощущалась острая нехватка специалистов. К тому же было принято решение возрождать такую сложную в исполнении и в технологическом отношении технику, как подглазурная роспись. А тут полноценных специалистов было ещё меньше. Вспомнили о Зимине (другого объяснения прихода на завод человека в 70 лет у меня нет!). И с 1947-го года и до самой кончины он работал на Фарфоровом заводе, причём работал полноценно и много.

Не обошлось и не без таких вот ваз, конечно...

а это - фотография 1950-х годов...

Сейчас эту фотография "восстановили" в цвете, но я к таким "улучшениям" отношусь со скепсисом, поэтому здесь фотография - вновь чёрно-белая. Изображение взято из свободного доступа и интернете.
Сейчас эту фотография "восстановили" в цвете, но я к таким "улучшениям" отношусь со скепсисом, поэтому здесь фотография - вновь чёрно-белая. Изображение взято из свободного доступа и интернете.

Сейчас работы Зимина на аукционах оцениваются так...

Свои работы художник также подписывал монограммой "ГЗ".

Спасибо всем, кто дочитал, кому интересен фарфор. Не как материал, не как посуда, статуэтки, панно и прочие элементы декора, а как неотъемлемая часть культуры Человечества. Узнавайте для себя что-то новое о фарфоре, если понравилось - ставьте лайк, делитесь с друзьями. Если интересуетесь темой - подписывайтесь.

P.S. Благодарю всех подписавшихся - ваш интерес греет мне душу. Однако монетизация на Дзене пока просто смешная. Для тех, кто готов помочь продвижению канала, оставляю здесь номер карты Сбера: 5469 3800 2742 6328. Любая сумма будет в помощь.