("Не брать живым", Green Zone, 2010, США)
Всё просто, как одиножды один: пока режиссер Пол Гринграсс снимал боевики с крутогероическим Мэттом Дэймоном - "Превосходство / Ультиматум Борна", - Полу фартило. А как перестал снимать, так и фарт сразу ушел.
Посему логично, что однажды проверенную формулу успеха решили повторить. Тем более вон книжка-бестселлер удачно под руку подвернулась: "Императорская жизнь в Изумрудном городе" журналиста Раджива Чандрасекарана.
Несмотря на то, что при упоминании имени автора книги в вашей голове тотчас зазвучали любимые (или ненавистные - кому как) хиты Болливуда, ассоциация эта в корне неверная. Ибо, во-первых, Чандрасекаран вырос в Сан-Франциско, закончил Стэнфордский университет и имеет вес в американской журналистике. А, во-вторых, его вышеназванная книга - не художественная, а документальная, исследующая политическую "движуху" в Ираке начала Иракской войны. То есть в 2003-2005-х годах, что на момент ее издания было весьма актуальной темой.
Видимо, книжка и впрямь оказалась интересной. А иначе с чего бы вдруг этот сборник сухих фактов и аналитики вдохновил создателей "Не брать живым" забацать на его основе военно-политический экшен-триллер? Ради чего для переделки "документалистики" в игровой сценарий был нанят не абы кто, а матерый оскароносец Брайан Хелгеленд, творец сценариев "Секретов Лос-Анджелеса", "Таинственной реки", "Гнева", "Теории заговора" и мн. др.. А также - режиссер "Расплаты" с Гибсоном, "Истории рыцаря" с покойным Леджером и "Легенды" с Харди... или, вернее, сразу с двумя Томами Харди по цене одного.
Что ж, объединенные таланты создателей фильма сделали своё дело. И мы получили еще один хороший боевик про политическое враньё, песок и пули, наподобие "Цели номер один", "Совокупности лжи" и "Королевства". Причем с куда более толстым бюджетом, чем бюджет каждой из этих лент. Что, впрочем, визуально не больно-то заметно, но это, полагаю, из-за специфичности тамошней обстановки, особенно в истории "под реализм". Уж таковы пыль, грязь, хлам и обшарпанность городских окраин Ближнего Востока, что тут поделать? Чье убожество при всём старании и за любые деньги не покажешь на экране в более живописном свете.
Как бы то ни было, но история в столь неприглядных декорациях у Гринграсса развивается в лучших его традициях 2000-х - то бишь драйвово и жестко.
В центре неё - простой американский прапорщик... виноват - уорент-офицер из подразделения "химзащиты" Рой (Дэймон). Чья группа ищет в Багдаде пресловутое иракское оружие массового поражения. Ищет педантично, да вот поди ж ты: все наводки раз за разом оказываются "тухлыми", а места якобы хранения того оружия - пустыми, как сусеки из сказки про Колобка.
И всё больше кажется Рою, что кто-то его в родном командовании целенаправленно "разводит", хотя мужик он вроде был неглупый. По крайней мере для офицера с приставкой "уорент", даром что Мэтту Дэймону доводилось играть героев и умнее, и ярче.
А между тем командование Роя продолжало гонять его по Багдаду, разве что ставки при этом не делало на то, когда же наконец лопнет роево терпение. Гоняло, забыв, судя по всему, прописную истину о том, что "кто ищет, тот всегда найдет". В которой, правда, не уточняется, что отнюдь не всегда ищущий находит цель своих поисков. Ведь может статься так, что вместо нее Рой нароет нечто, что встанет поперек глотки уже у того, кто поручил ему эту работу.
Как, собственно, и случилось во время очередного его забега по злачным местам Багдада. Тогда, когда вместо химоружия Рой нарвался на секретный "сходняк" подпольщиков из Иракской армии, причем не мелюзги, а сплошь полковничьей, да генеральской жирности. После чего устроил там нехилый шухер, и пусть самую крупную "рыбу" он упустил, зато сцапал кое-кого помельче.
Вот только порадоваться улову он не успел, поскольку, как выяснилось, сам того не желая, Рой вляпался в грязно-политическую игру уже другого уровня. Куда более высокого, нежели какое-то там неуловимое оружие, и от чего противогаз и ОЗК Роя уже не спасут.
Короче говоря, мало ему от этого "открытия чудного" не показалось - вон аж на целое 2-часовое кино приключений хватило.
***
В общем, хорошая и крепкая, но, увы, провалившаяся в прокате затея сыграть на чувствах поклонников Борнианы. Для которых, несмотря на очередной боевиковый альянс Дэймона и Гринграсса, отсутствие в его названии волшебного слова "Борн" стало веской причиной не ходить в кинотеатры.
Вдобавок неоправданно щедрый бюджет подложил картине свинью. Не будь он столь высок для простого экшен-триллера про Ближний Восток, фиаско Гринграсса не было бы столь обидным; возможно, даже какая-нибудь утешительная прибыль в итоге нарисовалась бы - как у Ридли Скотта с "Совокупностью лжи". Ну а так...
И всё же проверку временем "Не брать живым" выдержал и пересматривается под настроение с охотой. И уж точно выглядит он гораздо более адекватной работой Гринграсса, нежели его последующие скучный "Капитан Филлипс" и тягомотное нытьё "22 июля".
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 16+):