Для начала стоит разобраться вообще, что такое крик и что за ним стоит.
Крик бывает разный – это форма агрессии, это эмоции отчаяния, страха, также это стресс. Также крик – это примитивная форма коммуникации. Например, ребенок не может сказать в чем его дискомфорт, поэтому просто кричит, а уже мама разбирается по ходу, он голоден, хочет спать или ему требуется сменить памперс.
Крик может быть «безобидной» привычкой. Вспомните школу, где почти каждый учитель кричит, но ученики на это никак не реагируют, для них это естественный привычный фон. У них будто иммунитет на крик, их это никак не трогает, отсюда порой учитель ошибочно думает, что нужно кричать еще сильнее, чтобы его наверняка услышали. А ведь порой, чтобы обратить на себя внимание, достаточно просто снизить громкость и тон. Ну, да ладно.
Крик, как «дедовщина»: на меня кричат («старший») и я потом буду отыгрываться на подчиненных («младших»). Подобной философии придерживаются сейчас в основном начальники старой закалки. Бывает они порой кричат «для профилактики», показывая свою доминантность. Они уверены, что без крика (кнута) не возможен нормальный рабочий процесс.
Особенно здесь крик интересен тем, когда он направлен на человека с низкой компетенцией, и в место того чтобы просто найти нового сотрудника (либо обучить его нормально), крик выступает формой удовлетворения (есть весомая причина, по которой можно покричать, а после получить моральное удовлетворение). Иногда крик подчеркивает несостоятельность начальника – он компенсирует криком неспособность управлять или собрать нормальную команду.
Крик как условный рефлекс. Некоторые люди просто привыкли что-то делать, когда на них накричат, накажут. Довольно-таки странная форма мотивации, но она имеет место быть. Но, опять же, если вы задались вопросом «как отучить начальника кричать на вас?», здесь уже есть противоречие, вам наверняка неприятен крик, и он вас не вдохновляет на действие.
Иногда, проще сменить работу, чем переделывать кого-то. Но, думаю здесь вопрос больше внутреннего принципа. Вообще действенным может иногда быть просто начальнику сказать напрямую, что вам неприятна такая форма коммуникации (крик – это неприемлемый для вас рабочий процесс) и это может сработать, но чаще всего вы усугубите ситуацию и у вас будет конфликт, особенно если начальник самодур.
Можно подойти к вопросу хитрее, но это требует стрессоустойчивости и собранности, и предварительной подготовки. Для начала нужно понять, вы не будете воспринимать близко к сердцу то, что вам говорят. По сути текст выше на это и направлен, теперь вы понимаете почему начальник кричит, и вы в психологическом плане выше.
Итак, психологические уловки:
1. Вы можете начать зеркалить начальника. Тоесть не играть бедную овечку, как он ожидает, и даже не демонстрировать ответную агрессию, в виде несогласия и спора. Например, начальник кричит, а вы ему в ответ «вы сейчас кричите», начальник вас оскорбляет, а вы в ответ «вы сейчас оскорбляете». Здесь смысл не оценочных суждениях, а констатации факта. Тоесть неправильным будет сказать «вы оскорбляете на меня», потому что появляется вторая сторона и создается прецедент для конфликта.
Народная мудрость говорит не решай с человеком серьезных вопросов, когда он в гневе. Человек на эмоциях. А эмоции – это импульсивность. С какой-то стороны эта фраза должна вернуть его к осознанию своих действий, и он может перестать кричать.
2. Задаем вопросы. Стратегия таже, мы не защищаемся, не конфликтуем, чувствуем себя уверенно. Если в первом случае мы только зеркалили, то здесь мы только задаем вопросы. Без оценочных суждений. И каждый вопрос вытекаете из ответа начальника. Например, «почему вы кричите?». – «Потому что, мне не нравится, как вы работаете?». «Как нужно работать, чтобы вам понравилось?» и т.д.
3. Показываем понимание. Здесь есть небольшие оценочные суждения, но они скорее исходят из констатации человеческой психологии, это не ваше мнение, вы не даете оценку что хорошо, а что плохо от своей персоны. «Я понимаю, что вы расстроены, и вам сейчас тяжело». «Любой бы от расстройства кричал, это нормально, у каждого человека копятся эмоции и рано или поздно они выплескиваются».
4. Серьёзный разговор. Этот прием больше относится к уверенным в себе сотрудникам, уже профессионалам в своей области, когда все знают (вы показали свою компетентность, свои результаты), что вы незаменимый, сильный сотрудник (у вас сильная позиция). Вы обращаетесь к начальнику на равных. Говорите, что вы профессионалы и что для вас неприемлемо, когда в рабочем процессе кто-то повышает голос. Если не возможна нормальная рабочая среда, то вы готовы уволиться (на самом деле или блефуя, решайте сами).
Лайк👍, подписка🔔, увидимся!