Найти в Дзене
Александр Ненашев

Моё прочтение произведений Стивена Кинга

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Мое прочтение произведений Стивена Кинга.

Стивен Кинг – сотня книг

Чувствую, что данный материал вполне может быть примером того, что иногда в погоне за одним зайцем можно поймать двух. А то и несколько. Я взялся за эту статью, чтобы подготовиться к выступлению в литературном клубе Эленарда, а выходит, что могу ее использовать и как материал для своего канала.

Кстати третий заяц тот, что впервые я набираю этот материал сразу на ноутбуке, минуя этап рукописный в тетради. Что является технически более быстрым способом превращения мыслей в напечатанное чтиво.

Мое первое знакомство с творчеством этого писателя произошло уже более тридцати лет назад. Я даже понятия не имел, что фильм ужасов, который был самым первым препервым изо всех увиденных мной в видеосалоне, поставлен по мотивам кинговского произведения. Фильм этот – «Серебрянная пуля».

В общем-то воздействие мастерства Кинга на мое воображение я почувствовал уже с этого фильма. Впоследствии, в процессе чтения его произведений - особенно романов, магия его историй делала со мной всегда примерно одно и то же.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Если говорить кратко, то меня удивляет, восхищает, притягивает в его произведениях, вот что:

1) глубочайше и завораживающе созданные персонажи. К ним проникаешься симпатией или антипатией не поверхностно, а как-то досконально, в таких подробностях, что, кажется, Кинг вселяет меня самого в придуманного им героя. От этого переживание за персонажей невероятно сильное.

2) то, что происходит с героями: особенные события и ситуации - притягивают и не отпускают до конца истории.

3) сюжетные повороты, развитие событий и часто концовка произведения совершенно непредсказуемые, от чего часто хотелось, чтобы книга не заканчивалась, а так и продолжала будоражить воображение и провоцировать бурные эмоции.

Могу точно сказать, что ни одним другим автором я не зачитывался так, как Кингом. Что будоражит мое воображение по-особому, это сколько он написал воображенного материала. Если быть более-менее точным, ведь за ним даже с подсчетами трудно угнаться: он написал 65 романов, 35 повестей, 140 рассказов, 15 стихотворений, 2 пьесы и 2 сценария. Более 70 произведений было экранизировано.

Даже список одних только названий его сочинений займет не одну и не две страницы. Что тогда говорить о содержании всех этих произведений, читать - не перечитать, да и только.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Вот эти романы я прочел, примерно в той же последовательности, как они стоят в моем списке.

К каждому роману (или крупной вещи) я прибавил небольшой комментарий, чем эта вещь запомнилась

Нужные вещи Интрига закрученная на ценности различных вещей и предметов для разных людей, а потом переплетение пакостей учиненных торговцем

Талисман Увлекательное погружение в историю, притягивающие приключения.

Пустоши или Бесплодные земли Третья часть из цикла «Темная башня», но ее я прочел первой, не ведая еще, что есть уже и первая часть и вторая. Невероятно понравившаяся история, после нее нашел «Стрелка» и «Собрать троих». Один из двух моих самых зачитанных = любимых кинговских романов.

Стрелок Увлекательное и захватывающее чтиво, но быстро закончилась вещь.

Собрать троих Очень интересная история, душещипательная, подтолкнувшая заново перечитать «Пустоши»

Лангольеры Неожиданная трактовка мирового времяустройства

Сияние Много потока сознания. Тогда было непривычно, но увлекательно.

Колдун и кристалл Четвертая часть из цикла Темная башня и первая из этого цикла, вызвавшая недоумение по части соизмерения с силой воздействия первых трех частей происходящих событий, то есть, появилось некоторое разочарование

Воспламеняющая взглядом Захватывающий сюжет и неожиданная концовка

Оно Долго - длинно – неестественно натянуто

Противостояние Долгое, интересное, увлекательно погружающее в постапокалиптический мир чтиво

Клатбище домашних животных Необычные перспективы при захоронении умершего

Томминокеры Увлекателен процесс раскопок и, как следствие, постепенное выкапывание инопланетного корабля.

Долгая прогулка Один из двух моих самых зачитанных = любимых кинговских романов. Полнейшая симпатия к главному герою с самого начала истории.

Зеленая миля Прочел уже после просмотра одноименного фильма. Как обычно в таких ситуациях в книге значительно больше мыслей героев, что не выносится при экранизации.

Рита Хейуорт или побег из Шоушенка Очень проникновенная и увлекательная история. И единственная изо всех других, в которой покоя не дают белые нитки в шитии. Но для сказки все превосходно. Я бы все же назвал эту вещь третьей самой зачитанной книгой Кинга.

Мизери Книга интересна, как очередной вымышленный кирпич

Долорес Клейборн Долго, длинно, но интересно по-своему

Темная половина В духе кинговского воображариума

Волки Кальи + Песнь Сюзанны + Темная башня

Этого продолжения ждал очень долго. За это время Кинга сбила машина, и я со скорбью думал, что никакого продолжения больше не будет. Оно вышло в виде трех больших кирпичей, но к этому времени что-то где-то произошло еще, то ли в самом Кинге, то ли в моем отношении к его манере письма, но… я кое-как это завершение истории прочел, и недоуменно вздохнул. Купленные эти три тома я реально подарил в библиотеку и почему-то не пожалел ни разу.

Черный дом Это продолжение любимого моего Талисмана, но тягучее и прочитанное лишь для Коллекции прочитанных мной вещей Кинга

Роза Марена Пример кинговской манеры постепенно -сантиметр за сантиметром обосновать появление монстра, чтобы потом монстр сделал свой судьбоносный выпад. Понравилась неожиданная возможность для героини обрести смысл жизни, став актрисой радио спектаклей.

Ловец снов Если я правильно разобрался с историей жизни самого Стивена Кинга, этот роман появился у него первым после той страшной аварии, из-за которой он мог вообще погибнуть. Его сбил на машине подвыпивший гражданин. Стивен Кинг выжил, хотя и с серьезными травмами. Помаленьку восстановился и начал писать. «Ловец снов»» оказался для меня самой трудночитаемой книгой Кинга.

11.22.63 Долго, интересно, много информации о жизни американцев того времени. От этого книга вполне тянет на полноценную экскурсию во времени.

Мобильник Прочел кое-как, что-то вспомнил из Противостояния.

Наверное, это забавно выглядело со стороны, когда совсем недавно в библиотеке я подошел к стеллажу, отведенному исключительно под книги Стивена Кинга. Они стояли на полках плотными рядами, толстые, потоньше, снова толстые, книги разных изданий, поэтому было много повторений. Я подошел вплотную и давай на корешках читать, вспоминая, какие романы уже прочел, а какие еще нет.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Внутри все бурлит и восторженно клокочет: смотри, сколько книг! Совсем не то, что раньше, когда в библиотеке лишь «Мертвая зона» стояла да пара рассказов в сборнике в компании с другими мастерами хоррора и мистики.

Забавно то, что, пробежав глазами по названиям на корешках, да подержав в руках несколько желанных когда-то романов, я потоптался в задумчивости, развернулся и ушел, не взяв вообще ни одной книги. Дело в том, что его историями я обчитался до невозможности, а интерес к новым потокам Его сознания иссяк.

К тому же читать некоторые его произведения оказывалось порой довольно болезненным процессом.

Для меня Стивен Кинг так и остается уникальным писателем и уникальной личностью. Он будоражит воображение: как своими выдуманными историями, так и историей своей жизни и финансового успеха.

Много раз я ловил себя на том, что размышляю о нем самом, пожалуй, чаще, чем о самих его произведениях. Может потому, что мне самому не чужда тяга выдумывать истории и мечта преуспеть на этом попроще.

Для себя я сделал такое объяснение его натуры, как человека. Кстати он сам о многом поведал в своих автобиографических книгах: «Как писать книги» и «Пляска смерти». Я лишь выведу следствие.

В самом детстве, когда у человека только закладывается вся его будущая психическая основа, жизнь преподнесла Стивену Кингу несколько шокирующих событий, которые оборвали у него некие логические причинно-следственные связи.

На фоне детского радужного представления о мире, когда природа человека спешит познать мир, как правило, всему искренне радуясь и улыбаясь, Стивен оказывается лицом к лицу перед фактом, что у него нет отца. Теоретически отец где-то есть, но его нет рядом. Есть одна лишь мать. Это потому, что отец ушел из семьи, оставив жену с двумя сыновьями на произвол судьбы.

У его матери, по сути, не было времени заниматься детьми - им и его братом, поскольку ей нужно было постоянно работать, чтобы содержать семью.

Сопутствующих грустных эпизодов в его жизни было предостаточно, но одним из жесточайших ударов по детской психике стала гибель его друга, его же сверстника. Того сбил товарный поезд. Прямо на глазах у Стивена.

Если о таком событии прочесть где-то в новостях это одно дело, но со Стивеном Кингом это случилось в реальности. Может быть, они с тем мальчишкой еще утром ходили на речку и шли теперь к кому-то из них домой перекусить сэндвичами. И не то, что бы не дошли, а то, что одного вообще не стало.

И если эта смерть предстала перед юным Стивеном во всех жутких подробностях, то совсем неудивительно, что в его психике образовалась трещина, травма, разрыв, как угодно назовите.

Это ужасное событие осталось и в сознании и, конечно, в подсознании, накладывая отпечаток на многое в повседневной жизни. Разве это не психоз - засыпать ночью до сих пор исключительно при включенном ночнике. Не невроз ли это - постоянно зудящее чувство – желание писать, причем непрерывно писать, по возможности вообще не замолкая, слово за словом, страница за страницей, книга за книгой.

Может быть, он все эти истории снова и снова рассказывает тому своему приятелю, косвенно извиняясь перед ним за то, что так все случилось.

Может быть, история «Иногда они возвращаются» со сценой на железной дороге это завуалированная просьба самого Стивена Кинга к Судьбе или к Всевышнему изменить прошлое.

Вполне вероятно, что отголосок того жуткого случая, упавшего в подсознание сотворил и сцену в «Стрелке», когда Роланд не удержал за руку четырнадцатилетнего Джейка, и мальчик сорвался в пропасть между мирами. Падая в бездну, Джейк успел крикнуть, успокаивая Роланда, что есть и другие миры. Миры, в которых они могут встретиться и уже никогда расставаться, по крайней мере, так дико и без предупреждения.

Описание мертвой зоны в голове героя романа «Мертвая зона», образовавшейся после травмы головы в детстве; психическое расстройство главного героя из «Потаенное окно, потаенный сад»; события, случившееся с героем из «Темной половины» - ведь все это вполне может быть проекцией психической травмы самого Стивена Кинга.

Со стороны если взглянуть и проанализировать многие его книги, то, кажется, что они написаны об одном и том же: о нездоровом состоянии психики, когда-то давно взорванной и как-будто позабывшей о пережитом ужасе.

Хотя я сказал бы, что о нем хочется забыть, засыпать песками забвения, завалить временными отрезками или кусками продолжившейся жизни, но только ничего не помогает, и сущность в облике клоуна Пенивайза снова и снова вылазит наружу из глубин памяти.

-5

Что меня восхищает в его творчестве и в нем самом?

Конечно, его жизненный успех и мировое признание творчества.

Конечно, его невероятно богатая фантазия и мастерство создавать новых героев и прописывать их судьбы и ситуации, в которые герои попадают на страницах книги.

Помимо того, что он много пишет, он сам большой любитель чтения. Кстати один из советов Кинга всем, кто пробует свои силы в писательстве такой и есть: нужно много писать и много читать.

Что точно не восхищает так это его одержимость в демонстрации все новых и новых способов умертвить героя. Есть даже эксперты по творчеству Кинга, которые насчитали более шестиста(?) видов смерти, проиллюстрированных Кингом. Мало кому из писателей приходило в голову желание так старательно собирать коллекцию смертей, к Стивену Кингу это в голову не приходило, потому что оно уже давным-давно и так там жило, можно сказать, что почти с ним самим и родалось.

Не нравится в его историях то, что пока он разрешит добру восторжествовать, погибнет так много симпатичных персонажей, к которым он же - Стивен Кинг проложил дорожку глубокой симпатии, что возникает ощущение: а победило ли добро на самом деле.

Не нравится, что он для будоражанья своего и читательского воображения изощряется в убийстве или причинении телесных - порой жестоких повреждений детям.

Я понимаю, что у этого писателя постоянный зуд пройтись по болевым точкам своей и читательской психики, но лично меня со временем утомило переживать за его героев от романа к роману снова и снова.

Слово оно ведь действительно лечит, но может и свести с ума. Помните, я говорил о магии воздействия творчества Кинга на воображения? Так вот теперь я скажу чуть больше.

Без всякого сомнения, Стивен Кинг как писатель обладает особым даром словесной телепатии, оказывающей основательное воздействие на воображение. Только этим я объясняю, например, лично свою тягу снова и снова браться за новый его роман. Для того, чтобы вновь оказаться под воздействием его своеобразной манеры говорить с (моим) воображением: то его успокаивая и лаская, то обрушивая на него какое-нибудь жестокое событие.

Признаюсь, несколько лет я был заядлым курильщиком. Когда почувствовал, что со здоровьем моим творится что-то неладное, я сделал попытку бросить. И не смог этого сделать, бросал курить я в течение целого года.

Вероятно, это покажется не соизмеримыми и не поддающимися сравнению материями, но внутренние ощущения я испытывал очень похожие. Назову это просто: стопроцентная зависимость от… никотина, чтива, компьютерной игры, алкоголя и так далее. И следовательно некая зависимость от вовлечения в его словесную игру с моим воображением.

О нем написано много и досконально. Я лишь отмечу еще один жизненно важный фактор его плодотворной жизни, который мне абсолютно понятен.

На протяжении очень долгого времени рядом с ним женщина, Табита Кинг, она и жена, и друг, и мать его троих детей, с которой он прошел и Крым, и Рым, которая по некой причине была с ним рядом – со всяким: и с бедным, и с запивающимся, и закуривающимся.

Да, судьба послала ему встречу с Той Самой, которая Единственная на всю жизнь. Его основательность в творчестве, работоспособность и многое другое, я уверен, объясняется ее присутствием в его жизни, ее моральной поддержкой и созданием надежного семейного тыла.

Ему посчастливилось (или так было предначертано) встретить однажды эту умную мудрую женщину, которая, как он сам сказал, не позволит задурить себе голову.

Подводя итог, скажу вот что.

Признаюсь откровенно, что творчество Кинга существенно расширило горизонты моего воображения.

Очень многие его истории в свое время подарили мне незабываемое удовольствие при их прочтении. Проснувшись утром, и вспомнив, что сегодня продолжу чтение начатой вчера Его книги, я чувствовал небывалый подъем настроения, предвкушая массу незабываемых впечатлений и крутых виражей в истории.

Без исключения в каждом крупном его произведении я неизменно находил две-три, а то и с десяток открытий или идей лично для себя, определенно несущих жизненную важность и ценность.

Косвенно или напрямую я стараюсь быть в курсе того, чем он сейчас занят, какую книгу пишет, какая уже появилась в магазинах.

Давно не брался ни за одну его новую книгу или старую, которую еще не прочел. И признаюсь, этому рад.

Из уважения к этому писателю, я не могу сказать, что детскими болезнями надо переболеть в детстве. Скажу по-другому, в жизни стоит многое попробовать и пройти, важно, чтобы это не взяло над тобой верх, не делало тебя хуже, не свело с ума или, чего доброго, вообще не отправило в могилу.

Я имею в виду тягу к чтению книг Стивена Эдвина Кинга, 1947 года рождения, проживающего в небольшом американском городе Бангор, штат Мэн.