Почему миф об Атлантиде не умирает
Отсутствие доказательств ее существования не помешало людям охотиться за ней - или настаивать на том, что археологи участвуют в сокрытии информации.
От гробницы короля Тута до свитков Мертвого моря - кажется, нет ничего, что археологи не могли бы раскопать. Так почему же они до сих пор не нашли Атлантиду?
Этот вопрос регулярно задают реальные археологи, такие как Дэвид С. Андерсон, который говорит, что его "ежедневно" заваливают вопросами об острове и его предполагаемом существовании.
"Люди гораздо чаще спрашивают меня о псевдоархеологии, чем об обычной археологии", - говорит Андерсон, доцент Рэдфордского университета, специализирующийся на археологии майя и Мезоамерики.
Для Андерсона и ему подобных ответ всегда один и тот же: мы никогда не найдем Атлантиду, потому что она полностью вымышлена. Но это не помешало предполагаемому существованию затерянного острова (или континента) разжечь воображение общественности и оставить после себя более тысячи лет спекуляций и теорий заговора.
Появление Атлантиды
Об Атлантиде рассказывают такие современные фильмы, как "Путешествие к центру Земли" и недавний сериал Netflix "Древний апокалипсис". Но эта история - детище греческого философа Платона, который рассказал об острове в двух своих диалогах Сократа, написанных в четвертом веке до нашей эры.
Платон назвал его Atlantis nêsos, или "остров Атласа", и по замыслу философа он не должен был представлять собой вершину человеческих достижений. Вместо этого островная цивилизация была задумана как вымышленная фольга для реального города Афины. В диалогах Платона Атлантида представлена как развитое государство, которое пало после того, как его высокомерные лидеры попытались вторгнуться в Грецию. В отместку за жажду власти, по словам Платона, Атлантида была наказана богами, которые вызвали стихийные бедствия, в результате которых она погрузилась в море, уничтожив остатки своего могущества.
"Платон - лжец, - говорит Флинт Диббл, археолог и научный сотрудник Университета Кардиффа имени Марии Склодовской-Кюри. Он никогда не утверждал, что пишет историю".
Но хотя в диалогах Платона содержится множество признаков того, что город был вымышленным, включая настойчивое утверждение персонажей диалога, что эта история в лучшем случае сплетни, идея Атлантиды с тех пор разжигает воображение, наряду с утверждениями, что это было реальное место, останки которого содержат доказательства существования потерянной, превосходящей цивилизации.
Воскрешение Атлантиды
Через сотни лет после смерти Платона история Атлантиды начала всплывать сначала в трудах христианских и еврейских философов, а затем в спекулятивных работах сэра Фрэнсиса Бэкона, чей роман "Новая Атлантида" был опубликован посмертно в 1626 году. В этой книге Атлантида - это утопическое общество на отдаленном тихоокеанском острове, жители которого образованны, гуманны и глубоко христиански.
В то время европейцы переживали морские перемены в своем видении мира, которое резко расширялось по мере увеличения контактов между европейцами и коренными жителями Америки и Тихого океана в эпоху исследований.
Западный мир отчаянно пытался понять, как могут существовать новые континенты с людьми на них, откуда они взялись и как они вписываются в библейскую или классическую историю", - говорит Андерсон, который исследует привлекательность Атлантиды в своей предстоящей книге "Странная археология". Вместо того чтобы признать, что коренные народы могли иметь собственные развитые цивилизации, отмечает Андерсон, европейцы использовали историю об Атлантиде в качестве возможного объяснения структур и обществ, которые они обнаружили на Американском континенте.
Среди них был Шарль де Бурбур, французский священник, который собрал мезоамериканские тексты и связал цивилизацию майя с реально существовавшей Атлантидой. Работы де Бурбура вдохновили Августа Ле Плонжеона, американского археолога британского происхождения, который в конце XIX века попытался найти Атлантиду в Юкатане.
За ним последовал Игнатиус Доннелли, американский писатель и политик, чья книга "Атлантида: антиделувианский мир", вышедшая в 1882 году, представила единую теорию Атлантиды как потерянного континента, который был уничтожен тем же Великим потопом, о котором говорится в еврейской Библии, и чьи технологически развитые, сверхчеловеческие жители якобы стали основой современных цивилизаций по всему миру.
"Он использует историю Атлантиды, чтобы попытаться объяснить всю историю, - говорит Диббл, - и современные изображения Атлантиды почти все повторяют сенсационную теорию Доннелли".
Потерянная утопия?
Аколиты этих теоретиков Атлантиды прошлого искали потерянный остров в Средиземном море, Тихом океане, Атлантике, даже в Скандинавии. Но искатели Атлантиды могли бы сэкономить время, считает Диббл, если бы начали (и закончили) свои поиски в самих Афинах.
"Греческая археология демонстрирует, почему Атлантида не является реальным местом, и почему нам не стоит ее искать", - говорит Диббл, который провел обширные исследования в древних руинах Афин и пишет книгу о мифе об Атлантиде. В диалогах Платона философ представляет Атлантиду как противопоставление городу-государству Афины, но даже географические особенности Афин в его рассказе не совпадают с археологическими данными.
"Это не то, что имеет историческую основу, - говорит Диббл. Выдуманный Платоном город также не фигурирует в произведениях искусства времен жизни Платона, что указывает на то, что Атлантида была плодом воображения философа, а не широко распространенной общественной верой".
Заговор, которого не было
Однако отсутствие реальных исторических доказательств, подтверждающих притчу Платона, не помешало людям продолжать свою охоту и настаивать на том, что археологи скрывают от общественности свидетельства о потерянном городе.
"Идея о том, что археологи будут что-то скрывать или не публиковать, просто смешна", - говорит Андерсон. "Вы делаете себе имя в археологии, бросая вызов статус-кво".
Для Андерсона и Диббла противодействие широко распространенной общественной вере в легендарный остров и утверждениям о теневом археологическом заговоре вокруг его местонахождения стало побочным направлением их археологической специализации, от биомолекулярных исследований Диббла изотопов в зубах древнегреческих животных до раскопок Андерсоном поселений майя доклассического периода. Теперь частью карьеры обоих мужчин стало выступление против таких фигур, как Грэм Хэнкок, британский писатель и телеведущий, который утверждает, что археологи скрывают доказательства того, что развитая цивилизация, подобная Атлантиде, действительно существовала тысячи лет назад, и что ее жители были рассеяны по всему миру, когда комета врезалась в Землю, вызвав катастрофический потоп.
"Если вы думаете, что изучение древнего мира - это решение загадки или разгадывание головоломки, то вы застряли в фантастическом мире, который был создан писателями-фантастами", - говорит Андерсон. "Это забавный мир для игры, но это не настоящее археологическое исследование".
Кроме того, утверждения об Атлантиде - это не просто забава. Спекуляции об Атлантиде в XIX веке помогли вдохновить расовые теории, лежащие в основе нацизма, включая утверждения о том, что этот континент был родиной расово превосходных арийцев. А настойчивое утверждение, что затерянная цивилизация была ответственна за великолепные города доколониальной Америки, преуменьшает реальные достижения реально существовавших коренных жителей, которые их построили.
"Я не думаю, что все, кто верит в это, обязательно являются расистами или сторонниками превосходства белой расы, но [миф об Атлантиде] усиливает превосходство белой расы", - говорит Диббл. Оба ученых добавляют, что поиски Атлантиды подрывают работу законных археологов, чьи открытия на всех континентах могут быть пропущены, проигнорированы или не приняты во внимание из-за постоянной привязанности общества к воображаемому.
"Когда люди увлекаются этой идеей, им гораздо легче перестать верить экспертам", - говорит Диббл. "Для кого-то это может быть развлечением, а для кого-то - пропуском в еще более мрачные теории заговора".
Атлантида была плохим парнем
Если общественность интересуется Атлантидой, то, по мнению ученых, она может захотеть сосредоточиться на других частях древней истории, которая и по сей день будоражит воображение.
По мнению Диббла, изучающего реакцию древних людей на изменение климата в их эпоху, стихийные бедствия, присущие истории об Атлантиде, показывают, как легко сосредоточиться на наводнениях или землетрясениях вместо более обычных, но не менее опасных климатических угроз, таких как засуха и отсутствие продовольственной безопасности. И Андерсону стоит взглянуть на историю, которую действительно пытался рассказать Платон, вместо того, чтобы тратить время на поиски острова, который существовал только для того, чтобы доказать философскую точку зрения.
"Согласно Платону, Атлантида пыталась уничтожить цивилизацию", - говорит Андерсон. "Атлантида была плохим парнем в истории Платона". Вместо того чтобы зацикливаться на вероятности существования острова, говорит археолог, стоит вернуться к исследованиям Платона о высокомерии и опасностях бесконтрольной власти - темам, которые все еще звучат слишком хорошо спустя 24 века после того, как философ впервые рассказал свою историю.