Найти тему
ФОТО/ВИНТАЖ

С чего начиналось цветное фото? Часть 6. Двухцветка

Продолжение, начало здесь: часть №1, часть №2, часть №3, часть №4, часть №5

Для описания следующего шага в развитии цветной фотографии придется отойти в сторону не только от портретной фотосъемки, но и от фотографии вообще.

Первый кинофильм братья Люмьер представили широкой публике в 1895 году, уже через десять лет это была сформированная отрасль искусства где "крутились" достаточно большие деньги. Вот только пока получалось создавать только черно-белые фильмы. С самого начала кинематографа многие пытались добавить реальный цвет в кино, но долгие годы самым доступным вариантом была ручная раскраска негатива. В истории советского и российского кино, скорей всего, самый известный пример с раскраской флага в фильме "Броненосец Потемкин". Сам фильм черно-белый, так что красный флаг на мачте поразил тогда многих. Этот художественный прием предусмотрели заранее, изначально сняв на мачте белый флаг для удобства раскрашивания.

Кадр из фильма "Броненосец Потемкин"
Кадр из фильма "Броненосец Потемкин"

Конечно, тогда знали и об основных цветах и пытались это знание применить. Но, например, способ с попеременной съемкой через три светофильтра на одну пленку показал очень посредственный результат. На движущихся объектах цвета собирались плохо.

Да, можно было снять нужный материал на три разных пленки, через три разных светофильтра (и этот метод активно изучали и развивали), но результат долгие годы можно было смотреть только на специальных проекторах.

Притом, что уже сотни кинотеатров были оснащены аппаратурой для проигрывания черно-белых фильмов, опыт с раскрашиванием показал, что они могли бы показывать и цветные фильмы, если бы можно было создать подходящую пленку. Также желательно было придумать как создавать подобную пленку максимально технологично, ведь для распространения нужны уже десятки подобных пленок. Для подобной технологичности можно было и чем-то пожертвовать. И пожертвовали. Одним из цветов. Так родилась двухцветная технология.

Пример двуцветной технологии
Пример двуцветной технологии
Пример двуцветной технологии
Пример двуцветной технологии

Разбить окружающие цвета на два основных цвета действительно возможно. Благо многие животные видят мир именно так. Вопрос изначально был в том, какие цвета выбрать основными. За границей, где начали экспериментировать с подобной идеей, была некая битва между вариантами: красный + сине-зеленый, либо зеленый + красно-оранжевый. Первый хорошо передавал цвет человеческого тела, но зелень листвы выглядела серой. Второй наоборот. Впрочем, в СССР при съемке первого полнометражного цветного фильма решили выбрать промежуточный вариант: сине-зеленый + красно-оранжевый.

Этим фильмом стала кинолента 1936 года "Груня Корнакова" (выходил также под названием "Соловей-Соловушка"). Примеры кадров можно посмотреть и оценить световосприятие. Нужно отметить, что как этот, так и следующий фильм режиссера Николая Экка "Сорочинская ярмарка" критиковали за плохую художественную подачу. Вот например, как отзывался о "Груне" кинорежиссер Всеволод Пудовкин:

Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г.
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г.
Кадр из фильма "«Груня Корнакова»", 1936 г.
Кадр из фильма "«Груня Корнакова»", 1936 г.
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г

«Режиссер Экк, трактуя определенным образом эпизоды своего фильма, развивает не то, что должно помочь нашему зрителю в его социальном и эстетическом воспитании.
Эпизод похорон. В этом эпизоде тов. Экк без чувства меры показывает зрителю, как хоронят погибших рабочих: он слишком акцентирует на панихиде, плаче, «вечной памяти». Все это сделано для того, чтобы средствами мелодрамы воздействовать на зрителя.
Эпизод пьяного барака. Тов. Экк хочет назвать свой фильм «памятником безвестным борцам за дело революции». Но «безвестные борцы у него вечером пьют, а утром читают листовки и идут на восстание. Все это ложно и неправильно. Эпизод изнасилования. Он также чрезмерно развит режиссером. Груня послала баб бастовать и ушла мыть полы к мастеру. Режиссер тщательно, монтажно разрабатывает сластолюбивого мастера, который собирается изнасиловать девушку. Это ничего не дает ни образу Груни, ни для развития сюжета. Искусство Кино, май 1936 года»

Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г
Кадр из фильма «Груня Корнакова», 1936 г

На долгие годы "Груня" оказалась единственным полнометражным советским фильмом, что видели зрители. "Сорочинскую ярмарку" практически сразу положили "на полку". Дальше было несколько экспериментов, большей частью с документальными фильмами. Последним двухцветным отечественным "полным метром" стал "Конёк-Горбунок" Александра Роу в 1941 году.

Кадр из фильма "Конек-Горбунок", 1941 г.
Кадр из фильма "Конек-Горбунок", 1941 г.
Кадр из фильма "Конек-Горбунок", 1941 г.
Кадр из фильма "Конек-Горбунок", 1941 г.

Несколько слов о технологии. Киносъемка велась одной камерой, с одним объективом, но сразу на две кинопленки. Это оказалось возможным в связи с использованием пленок чувствительных только к своему цветовому диапазону. Благодаря им в камере вообще не было дополнительных светофильтров, а кадры на пленке соответствовали одной сцене.

-13

После проявки получались две черно-белые кинопленки. Для создания прокатной версии фильма их проецировали на подложку, покрытую эмульсией с двух сторон, дополнительно окрашивая стороны в необходимый цвет. Все! Цветная пленка готова! Для тех, кто раньше смотрел только черно-белые фильмы, это был прорыв. Да и сейчас цвета особого отторжения не вызывают, разве что, смотрятся несколько "грязно". С другой стороны, просмотр таких фильмов позволяет представить, как смотрят на мир братья наши меньшие.

-14

Двухцветный метод изначально предназначался именно для кино, но были и эксперименты по использованию его фотографами. Еще в 1938 году журнал "Советское фото" призвал Союзфото наладить выпуск пленки "Бипак" и для нужд фотографов, параллельно также рассказав, как можно попробовать создать аналог этой пленки самостоятельно. Плюсы этого метода были в том, что для цветной фотографии можно было использовать любые доступные 35 мм фотоаппараты: Спорт, Лейка, ФЭД, Контакс и другие. В катушку с пленкой просто вставлялись две пленки под свой диапазон.

-15
-16

В июне 1941 года тот же журнал даже анонсировал, что промышленные наборы пленки должны появиться в продаже уже в конце второго квартала, причем не только в формате 35 мм пленки, но и в виде фотопластин. К сожалению, как можно понять, тогда было уже не до этого. Воспоминаний о любительском применении также найти не удалось.

Если вам понравилась статья - ставьте лайк и оставайтесь с нами!