Найти тему

Белоярцы - Герои Советского Союза

Биография и подвиги наших земляков: Ананьина С. К., Едомина М. М., Изматдинова В. А., Попова Н. А. и Сысоева П. А..

АНАНЬИН СТЕПАН КОНСТАНТИНОВИЧ

Ананьин Степан Константинович
Ананьин Степан Константинович

Ананьин Степан Константинович родился 5 июля 1904 года в деревне Гилевой, Белоярского района, Свердловской области. Учился в сельской школе. Работал на Черноусов-ской текстильной фабрике, на заводе «Уральский пролетарий» в Свердловске, председателем кустарно-промысловой артели и председателем колхоза. В 1931 году вступил в члены КПСС. Заведовал кабинетом политпросвещения в бывшем Баженовском райкоме партии. Учился в Свердловском аэроклубе и школе летчиков. В Советской Армии служил с 1937 по 1953 год. Прошел путь от рядового летчика до гвардии полковника, командира авиационного полка. Участвовал в боях на Западном, Юго-Западном, 3-м Украинском фронтах. Был ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 8 сентября 1943 года. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и шестью медалями.

Выйдя в отставку по болезни, Степан Константинович в 1954 году вернулся в Свердловск. Умер 12 января 1960 года. Похоронен в селе Черноусово. На его могиле установлен памятник.

Степан Ананьин принял участие в знаменитом авиаударе по немецкому аэродрому, где был уничтожен 61 самолет врага.

27 июня 1942 года капитана Ананьина назначают штурманом, а через два месяца — командиром 299-го штурмового авиаполка, действовавшего на Юго-Западном фронте. За плечами Степана Константиновича к тому времени было уже полтораста ночных боевых вылетов. Десятки раз по заданию командования он совершал полеты к партизанам, оказывая им помощь.

С 18 августа по 5 сентября 1942 года полк Ананьина, как сообщалось в боевом донесении, совершил 50 групповых боевых вылетов без потерь. Уничтожили ананьинцы за это время 15 танков, 126 автомашин, штаб немецкой пехотной дивизии, 3 артиллерийских батареи, 11 точек зенитной обороны, разбомбили эшелон с живой силой врага, сожгли три склада боеприпасов, сбили 41 самолет противника. Причем, семь немецких самолетов были сбиты в воздушных боях. Два из них, Ю-87 и МЕ-110, сбил лично командир полка.

В начале сентября 1942 года полк Ананьина перебазировался в район среднего Дона. По прибытии на новый участок фронта 8 сентября во главе группы Ананьин вылетел на штурмовку одного из вражеских аэродромов. Налет был настолько эффективен, что немецкие зенитчики ничего не успели сделать. Было уничтожено 30 вражеских самолетов. Возвращаясь домой, летчики вступили в бой с немецкими истребителями и сбили троих. Одного из них сбил лично Степан Константинович.

Вскоре Ананьин поднялся в небо для патрулирования и встретил группу вражеских «мессершмиттов». Он бросился на ведущего и, поймав его в рамку прицела, прошил длинной очередью. Самолет загорелся и рухнул. Остальные поспешили уйти.

На среднем течении Дона Ананьин принял 18 воздушных боев.

...31 мая 1943 года. С утра льет проливной дождь. Майор Ананьин, наконец, не выдерживает и запрашивает командующего:

— День-то благодать! Разрешите вылет!

И вот в небо взмыли 12 тяжелых ИЛ-ов. Вел их сам Ананьин. Для него это был 221-й боевой вылет. ИЛ-ы шли на вторичную штурмовку фашистского аэродрома. На этот раз враг не дремал. Самолеты Ананьина попали под сильный зенитный огонь. Командир решил вначале подавить зенитную артиллерию и подал команду:

— Приготовиться к атаке! Атака!

Когда огонь зениток ослаб, вновь скомандовал:

— Аэродром!

Выходя из атаки, Ананьин сквозь пелену дождя увидел, как на огромной скорости к нему приближались немецкие «фоккеры». Их было почти в три раза больше, чем самолетов в группе Ананьина.

Сразу же за Ананьиным увязались четыре истребителя. Летчик принял бой. Завертелась воздушная карусель. Удачно выбрав момент атаки, Ананьин сбил первую машину. С высоты он видел пылающего, падающего врага. В ту же секунду он пошел на сближение с другим «фоккером». Сбил и этого. Но и сам почувствовал, что его машину тоже задело основательно. Зажгло нестерпимо руки. Взглянув на них, понял: ранен.

И вновь вражеский пулеметный огонь рубит самолет Ананьина. Новая рана: теперь уже в голову. Струйки крови застилали глаза. На какое-то мгновение потерял сознание. Затем из последних сил старался не потерять курс, следить за приборами. Огромным напряжением воли перетянул линию фронта и сделал посадку.

Командующий армией, представляя Степана Константиновича Ананьина к званию Героя Советского Союза, 30 июля 1943 года писал в наградном листе:

«31 мая группа 12 ИЛ-2 в сложных метеорологических условиях при сильном дожде атаковала аэродром и уничтожила 10 самолетов. Ананьин, тяжело раненный в обе руки и голову, истекая кровью, героически отражал все атаки истребителей и на сильно поврежденном, почти не управляемом самолете, зажав руль управления ногами, перетянул линию фронта и сел на своей территории».

А. Коровин

ЕДОМИН МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

Едомин Михаил Михайлович
Едомин Михаил Михайлович

Едомин Михаил Михайлович родился 18 сентября 1911 года в Костромской области. С 1931 года жил в Свердловской области. Накануне ухода в Советскую Армию в 1938 году работал в совхозе «Хромцово». Участвовал в боях с японскими захватчиками у озера Хасан и с белофиннами на Карельском перешейке. С немецко-фашистскими оккупантами сражался с июля 1942 года. Был наводчиком и командиром орудия 330-го гвардейского истребительно-противотанкового артиллерийского полка. Участвовал в боях на Курской дуге, на Днепре, в Польше, Германии. Член КПСС с 1944 года. Был ранен. Участник парада Победы в Москве в 1945 году. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 декабря 1943 года за подвиг в боях на Днепре. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени и несколькими медалями.

ИЗМАТДИНОВ ВИКТОР АНДРЕЕВИЧ

Изматдинов Виктор Андреевич
Изматдинов Виктор Андреевич

Изматдинов Виктор Андреевич родился 25 ноября 1919 года в деревне Измоденовой, Белоярского района, Свердловской области. Окончил Измоденовскую начальную школу. Работал трактористом в колхозе. В Советской Армии служил с 1940 по 1946 год. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с первых дней войны. Был мотористом катера 5-го Выборгского Краснознаменного ордена Кутузова тяжелого моторизованного понтонно-мостового полка. Член КПСС. Дважды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 ию»я 1945 года. Награжден орденами Отечественной войны II степени и Красной Звезды, четырьмя медалями.

В апреле 1945 года 5-й Выборгский Краснознаменный ордена Кутузова тяжелый моторизованный понтонно-мостовой полк, в котором старший сержант Изматдинов был мотористом катера БИК-70, получил приказ форсировать реку Одер.

Несколько суток без сна и отдыха водил Виктор свой катер через сплошную огневую завесу. От снарядов вода в реке кипела, как в котле.

Обеспечив переброску первой группы десантников, моторист Изматдинов прибуксировал затем четыре понтона, из которых был наведен мост.

22 апреля при форсировании Вест-Одера Виктор Андреевич быстро и умело обеспечил переправу артиллерии и танков. По катеру смельчака были тяжелые немецкие орудия, его бомбила авиация. За день десятка раз пришлось залатывать пробоины в судне. Но приказ командарма был выполнен.

Следующий день был такой же тяжелый. Немцы упорно цеплялись за Одер. Тяжелым снарядом катер Изматдинова снова был пробит. Заделать брешь — нечего и думать! Вот-вот катер пойдет ко дну. Из каких только передряг не приходилось Виктору Андреевичу выходить, а судно спасал. А теперь, казалось, гибель неизбежна.

Виктор дал полную скорость, стремясь из мотора выжать все, и выбросился на берег. Перевозимое на плотах артимущество было спасено. Артиллеристы в ту же минуту вступили в бой с фашистами. Они говорили:

—Молодцом действуешь, старший сержант. Спасибо!

Разбитый катер пришлось бросить. Виктор Андреевич поспешил на помощь к понтонерам, чтобы помочь им быстрее переправить военные грузы.

Четыре дня висела над Изматдиновым угроза смерти, а он словно не чувствовал этого. Коммунист Изматдинов рвался в Берлин. Командарм-65 генерал Батов, разыскав отважного воина, сердечно пожал ему руку:

—Представляем вас к высшей правительственной награде — званию Героя Советского Союза,— тепло сказал он.

А. Коровин

ПОПОВ НИКОЛАЙ АНТОНОВИЧ

Попов Николай Антонович
Попов Николай Антонович

Попов Николай Антонович родился 7 февраля 1922 года в деревне Черемховой, Белоярского района, Свердловской области, в крестьянской семье. После окончания семилетней школы работал в колхозе. Член ВЛКСМ. В Советскую Армию ушел добровольцем в октябре 1941 года. Участвовал в обороне Сталинграда, в боях за освобождение Воронежа, Харькова, при форсировании Днепра. Был автоматчиком 104-го гвардейского стрелкового полка 36-й гвардейской стрелковой дивизии. Погиб в декабре 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 20 декабря 1943 года.

В совхозе «Хромцово» в честь Н. А. Попова установлен обелиск.

Много трудных фронтовых дорог исходил Николай Попов. Храбро сражался под Сталинградом, Воронежем, Харьковом.

В непрерывных боях, ломая сопротивление противника, полк, в котором служил Николай Попов, 25 сентября 1943 года вышел к Днепру. Командование решило немедленно готовиться к переправе, с наступлением темноты форсировать реку в районе населенного пункта Сошиновка.

Глубокой ночью гвардейцы начали подтаскивать к воде наскоро сколоченные плотики, рыбачьи лодки, бочки и другие подручные переправочные средства. Все это делалось в полнейшей тишине. Но вот фашисты открыли сильный артиллерийский, минометный и пулеметный огонь.

По условному сигналу первая группа гвардейцев начала форсирование Днепра. Снаряды и мины врага опрокидывали плотики, дырявили лодки, но воины смело бросались в воду и вплавь добирались до берега.

Усталые, промокшие люди, в темноте узнавая друг друга, пожимали руки, обнимались, поздравляли с удачной переправой.

Занимался рассвет, а большая часть полка все еще находилась на левом берегу Днепра. Переправа шла под сильным огнем противника. Надо было помочь переправляющимся, и гвардейцы решили внезапным ударом опрокинуть врага. Взобравшись по крутому берегу, они с криками «ура» ворвались в деревню. На улице завязались ожесточенные рукопашные схватки.

На окраине Сошиновки стояла артиллерийская батарея гитлеровцев, которая вела огонь по переправе. Увидев ее, ефрейтор Попов устремился к батарее. Пользуясь замешательством противника, группа смельчаков выскочила на важную для врага высоту. Ошеломленный дерзкими действиями советских воинов, противник покинул ее.

Однако вскоре, разобравшись в обстановке, враг решил вернуть утерянные позиции. Контратаки следовали одна за другой. Гвардейцы стояли крепко. Заняв удобные укрепления, оборудованные фашистами, они подпускали гитлеровцев на близкое расстояние и в упор расстреливали их. Но и группа Попова несла потери. Когда фашисты предприняли пятую атаку, на высоте оставалось лишь пять человек из двенадцати.

К тому времени на правый берег Днепра уже переправилась полковая артиллерия. С вступлением ее в бой положение удерживающих высоту облегчилось.

Но немецкое командование, видимо, не теряло надежды овладеть высотой. Обстреляв ее артиллерийским и пулеметным огнем, фашисты вновь пошли в атаку. Они приближались к вершине со всех сторон, ползли густыми цепями, ведя беспорядочный огонь из автоматов и пулеметов.

— Почему молчат наши орудия? — тревожно подумал Николай. Взглянув туда, где располагался корректировщик, он увидел, что тот лежал без каски, уткнувшись лицом в траву. Рядом валялся разбитый телефонный аппарат.

А враги подползали все ближе. Вот их отделяет от высоты всего пятьдесят метров... сорок... тридцать... двадцать...

Мгновенно созрел план. Попов выхватил ракетницу и послал вверх красный сигнал. Как бы в ответ на это послышалось шипение снаряда. Он разорвался позади гитлеровцев, не причинив им никакого вреда. Тогда Попов посылает в воздух вторую ракету. Его поняли: он вызывает огонь на себя.

И все вокруг загрохотало, застонало. Николай плотно прижался к земле. Нет, он не думал в это время о смерти, он радовался тому, что гитлеровцам и на сей раз не удастся овладеть высотой...

Когда Николай пришел в себя, первое, что он почувствовал,— это тишину. Ни выстрелов, ни разрывов.

«Значит, бой закончился благополучно»,— подумал он. Ему страшно захотелось снова забыться, чтобы хоть немного отдохнуть от непрерывного многочасового боя.

Но нет, видимо, отдыхать еще рано. Николай чувствует, что кто-то бережно приподнимает его с земли. Он открывает глаза и видит: перед ним стоит командир полка гвардии подполковник Хацкевич.

—Товарищ гвардии подполковник,— встрепенувшись, докладывает Попов,— приказ выполнен. Высота наша!

—Представляю вас, гвардии ефрейтор Попов, к званию Героя Советского Союза!

Опрокинув врага в районе Сошиновки, гвардейцы продолжали гнать его все дальше на запад. Ефрейтор Николай Попов шел в первых рядах наступающих.

Во время одной из атак был тяжело ранен командир роты. Недвижимый. он остался на поле боя под огнем врага. Увидев это, Николай пополз к раненому. Гитлеровцы усилили огонь, но это не остановило Попова. Добравшись до раненого, ефрейтор бережно подхватил офицера и направился в обратный путь. Бойцы всеми средствами пытались подавить противника, чтобы прикрыть отход смельчака. Но гитлеровцы продолжали стрелять. И когда Попов подполз уже к своим позициям, вражеская пуля смертельно поразила его.

А. Коровин, В. Кучумов

СЫСОЕВ ПЕТР АКИМОВИЧ

Сысоев Петр Акимович
Сысоев Петр Акимович

Сысоев Петр Акимович родился в 1921 году в селе Логиново, Белоярского района, Свердловской области. Работал слесарем на заводе имени Воеводина в Свердловске. В Советскую Армию призван в 1940 году. Служил на Дальнем Востоке. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал с первых дней войны, дошел до Берлина. Был помощником командира стрелкового взвода 902-го стрелкового полка 248-й стрелковой Одесской Краснознаменной дивизии. Член КПСС. Дважды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 15 мая 1946 года. Награжден орденами Богдана Хмельницкого и Красной Звезды, пятью медалями.

В настоящее время П. А. Сысоев живет в Свердловске, персональный пенсионер.

Вторая половина апреля 1945 года застала Сысоева на берегу Одера. Лед на реке потемнел и стал хрупким, орудия и танки проваливались. Надежда была только на пехоту. И пехота не подвела. По искромсанному льду, прячась за торосами, вплавь через полыньи добралась она до противоположного берега и овладела частью суши.

Но дальше наступление дивизии приостановилось. На пути встала сильно укрепленная высота, затянутая колючей проволокой и изрытая оборонительными сооружениями. Подходы к ней были заминированы.

Взвод получил задание овладеть высотой. Накануне командир взвода был убит, и его обязанности принял на себя Сысоев.

Ночью солдаты проделали в минном поле и колючей проволоке проходы, пробрались к высоте и стремительным броском заняли ее.

Пять с лишним суток фашисты безуспешно пытались возвратить утерянные позиции. Взвод Сысоева отбивал атаку за атакой, благо оружия немцы оставили вдоволь. Пришлось забыть про еду и сон. В ночь на шестые сутки, когда из тридцати шести человек в живых осталось восемнадцать, атаки немцев прекратились. А к рассвету на высоте появились пушки, минометы, танки: за ночь советские части навели понтонный мост и перебросили войска и технику. Измученные бойцы получили двухнедельный отпуск при штабе.

До Берлина оставалось семьдесят километров. 248-я стрелковая Одесская Краснознаменная дивизия пошла в последние бои. Здесь старший сержант Сысоев был принят в партию. Главной рекомендацией были его боевые заслуги.

Взвод Сысоева дрался за Линденштрассе, в нескольких кварталах от рейхстага. Ему удалось укрепиться в одном из домов. Немцы дважды атаковали дом, но взять его не могли: каменные стены надежно защищали даже от танков. Из окна солдаты поражали машину за машиной. Вот встал подожженный Сысоевым один танк. Немного погодя Шуманов поджег второй. Вскоре перед домом застыли еще два танка. Гитлеровцы, лишившись прикрытия, стали отходить и попали под огонь автоматов.

В самый разгар боя солдаты обнаружили подземный коридор. Сысоеву было приказано разведать, куда он ведет. Преодолев подвал, залитый водой, солдаты вышли на площадь. На другой стороне ее стояло серое здание с куполом наверху и колоннами по бокам. Это был рейхстаг...

Кончалось 30 апреля 1945 года. Близился великий день — День победы.

И. Новоженин

Белоярцы - Герои Советского Союза
Белоярцы - Герои Советского Союза