Найти тему
ДЕТИ ЖДУТ

Ребенок-сирота - универсальная жертва. Почему?

Снова и опять повторюсь, что невозможно никак научить ребенка, живущего в детском доме, постоять за себя при контакте с абьюзерами - манипуляторами - вымогателями - насильниками. Ни сейчас, ни в будущем. Не стоит даже обольщаться.

Статья публикуется в продолжение уже вышедшей статьи «Ребенок, у которого нет семьи, для них всегда - цель!»

Почему так? Потому, что маленький ребенок (в том числе, домашний) не может противостоять взрослому, так как он от взрослого зависит полностью. Взрослый - это гарант его выживания. Ребенок должен взрослому подчиняться, и в ответ на «Быстро дай мне руку!!», «Немедленно стой!» - должен слушаться, не раздумывая, иначе он может погибнуть.

Взрослый - это защита, кров, еда. Ребенок не подвергает сомнению добросовестность намерений взрослого и не относится к его действиям критично.

В случае домашнего ребенка его взрослый - это родители. И, если родители добросовестные, то детское доверие работает исключительно в пользу ребенка. Родитель гарантирует безопасность ребенка, в том числе и в отношении возможных посягательств со стороны чужих взрослых. Ребенок растет с пониманием, что есть свои и чужие, что своим он доверяет, а с чужими совсем другие правила построения отношений. С чужими - настороженность. И граница между своими и чужими у благополучного домашнего ребенка очень четкая. Мой Леша не пустил в подъезд ремонтную бригаду, сказав им в домофон, что он их не знает, и дверь им не откроет, извините.

На фото Андрей учит нашего сына Лёшу
На фото Андрей учит нашего сына Лёшу

А теперь что же с ребенком - сиротой? А вот что: вокруг него толчется куча взрослых и среди них нет СВОИХ. Точнее, нет ЧУЖИХ. Еще точнее, нет самого этого деления на СВОИХ и ЧУЖИХ. Есть просто ВЗРОСЛЫЙ. И он наделен правом родителя: ребенок в полном распоряжении ЛЮБОГО взрослого в ДД. Любой может им командовать, любой может произвести досмотр, наказать, навязать свою, самую несправедливую, волю. И нет возможности сопротивляться, отстоять свои желания, защитить свои чувства, так как СВОЕГО, ЛИЧНОГО гаранта детских границ у ребенка нет.

И ребенок живет без какого-либо опыта провостояния. Он знает, что ровно в каждой попытке сделать по своему, не уступить, дать отпор, он проиграет. Потому, что нет никого, кто заступится. Он не ведает опыта сопротивления и побед. И он не понимает, что такое личные границы. Нельзя понять, что существуют границы твоего пространства, если живешь все равно что без двери в комнате.

И ребенок принимает такой ход вещей, как данность. И становится универсальной жертвой. И никакими рассказами и обучением это не изменишь. Взрослые, осознанные люди годами проходят психотерапию, чтобы преодолеть детские травмы, в том числе травмы нарушения границ. А ребенок из детского дома даже не может осознать, что именно не так. Все так, как всегда. Это жизнь. Тебя что-то навязывают - вожмись в землю и перетерпи.

Моя приемная дочь Нина после 11 лет в детском доме совершенно не могла не то что «НЕТ» сказать, а просто на вопрос: «Нравится ли тебе это платье?» - всегда кивала, так как даже не знала, что могут быть такие вопросы, и что что-то ей может не нравится. Ребенок не знал, что ЕМУ ЧТО-ТО МОЖЕТ НЕ НРАВИТСЯ. И чего стоило это победить, наработать другой опыт...

Так что выход один - семья, семья и семья.
Не случайно же человечество не научилось заменять ее никакими иными структурами без ущерба для детей.

Потому что защищаться учат предоставляющие защиту родители.

Автор - Лада Уварова, многодетная мама, президент БФ «Дети ждут»

-2
Фонд "Дети ждут"