В 1892 году по просьбе духовника императорской семьи отца Иоанна Янышева был построен собор Святых Петра и Павла в Петергофе. Он является архитектурной доминантой города и его духовным центром.
В конце 19-ого века в Петергофе было большое количество церквей, но в основном они были военными, домовыми или дворцовыми, соответственно, закрытыми для простых прихожан. А главная Крестовоздвиженская церковь стала слишком маленькой для растущего пригорода Санкт-Петербурга.
Прошение о строительстве новой церкви было рассмотрено Александром III. Император прислушался к своему духовнику и сам поучаствовал в выборе места для будущего храма - прямо на берегу Ольгина пруда.
Для выбора лучшего проекта собора был объявлен конкурс, в котором приняли участие четыре архитектора. В ходе него были представлены шесть проектов. В 1893 году Александр III принял решение, что строительством петергофский придворной церкви займется архитектор Н.В. Султанов.
На возведение храма было выделено 850 тысяч рублей. Собор был заложен 25 июля 1895 года.
Стены церкви возводили на протяжении четырех лет. Собор строился по последнему слову техники. В нем была сделана вентиляция и проведено центральное отопление. Внутренняя отделка храма заняла два года. В это же время была построена котельная и электростанция, обустроен сквер и церковно-приходская школа.
25 июня 1905 года собор во имя Святых верховных апостолов Петра и Павла был освящен в присутствии Николая II и Александры Федоровны. Приделы в честь Ксении Римляныни (южный) и в честь благоверного князя Александра Невского (северный) были освящены спустя месяц.
Собор стал главным храмом Петергофа. Он построен в стиле русского зодчества 16-17 веков. Его внешний вид напоминает русский терем.
Собор вмещает в себя 800 человек, но во время праздничных мероприятий число посетителей было значительно больше.
Внешние стены храма облицованы темно-красным и светло-желтым кирпичом. Фасад украшают колонны из песчаника и пестрые поливные изразцы.
В соборе Петра и Павла в Петергофе спроектированы специальные исповедальни и часовни для усопших. Вокруг собора сделана крытая галерея для крестных ходов в плохую погоду.
В соборе четыре входа, в каждом из которых были предусмотрены сени для верхней одежды. На боковых фасадах расположены лестницы на хоры. У главного входа находится шатровая звонница, часовня и два крыльца.
Храм имеет богатое внутреннее убранство. Стены украшают изразцы и росписи, сделанные иконописцами из Москвы и села Палех. Внутри большое количество икон и позолоты. В церкви была спроектирована хорошая акустика, которая позволяет услышать службу из любого угла собора.
Главный иконостас был создан из майолики.Его внешний вид напоминает иконостас в православной греческой церкви Святого Георгия в Венеции. Иконостасы приделов украшены каррарским белым мрамором. Иконы в иконостасах были выполнены художником В. Гурьяновым.
Вся утварь для собора была изготовлена на заказ. Было очень важно не отступать от стилистики храма.
После революции собор продолжал действовать и в нем проходили службы. В 1935 году он был закрыт. Тогда из собора исчезли иконы и уникальная утварь. Было принято решение о сносе церкви, но по просьбам прихожан церковь сохранили и хотели переоборудовать под клуб.
Церковь сильно пострадала во время Великой Отечественной войны. Высота собора составляет 70 метров и с колокольни собора открывался хороший вид на Кронштадт и Финский залив. Немцы стали оттуда корректировать артиллерийский огонь. В ответ Кронштадтская артиллерия била по нему прямой наводкой. Практически весь фасад был разбит. Пробоина шла от верха куполов до фундамента.
После войны церковь использовалась как склад тары. Это довершило порчу уникального интерьера, гибель росписей и беломраморных иконостасов приделов. В 1960-е годы вплотную ставился вопрос о сносе храма. Своим полуразрушенным видом он портил Петродворец. Спасло храм привязка к нему всех навигационных карт для прохода судов по фарватеру в Ленинградский порт. Ориентир в виде собора просматривался на многие километры.
В 1974 году было принято решение о том, что собор является памятником истории и культуры. К 1980-ому году в храме были восстановлены купола, на которые с помощью вертолетов были установлены кресты. Через семь лет была полностью завершена реставрация фасадов.
В 1989 года церковь была возвращена РПЦ. А в 1994 году она была освящена Патриархом Алексием II.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 1
Буддийский дацан в Санкт-Петербурге “Гунзэчойнэй”. История самог северного в мире буддийского храма.