В 1882 году муфтий Тевкелев обратился к графу Толстому, который был министром внутренних дел, с просьбой о строительстве мечети. Его прошение было согласовано, но подготовка к строительству началась лишь в 1906 году. Стоимость возведения мечети оценили в 750.000 рублей. Сумма для того времени была немалая. Деньги на строительство были пожертвованы Эмиром Бухарским Сеид-Абдул-Ахат-ханом и всей мусульманской общиной Российской империи.
Под мечеть был куплен участок на углу Кронвесркого проспекта и Конного переулка, но вскоре стало понятно, что он слишком мал и разместить там мечеть по мусульманским канонам не получится, пришлось докупать соседний участок. Разрешение на покупку земли было выдано лично Николаем II. Местоположение было выбрано не случайно - с давних времен мусульмане селились недалеко от Петропавловского кронверка - в Татарской слободе.
Был объявлен конкурс на строительство, в котором участвовали 45 проектов. Лучшим оказался проект художника-архитектора Николая Васильева. За основу он взял мечети Средний Азии эпохи Тамерлана, в частности Самаркандскую мавзолей Гур-Эмир, но дополнил внес элементы северного модерна, которые были характерны для Петербурга. Проект был представлен императору Николаю II и получил высочайшее утверждение.
Вскоре со стороны технико-строительного комитета Министерства Внутренних Дел и Академии Художеств поступило возражение. Выбранное для строительства место вызвало категорический протест. Аргумент был понятен - на фоне монументальной мечети терялись и домик Петра I, и деревянная Троицкая церковь, и даже недавно построенный особняк Кшесинской (подробнее можно прочитать ТУТ)
Точку в этом деле поставил председатель совета министров Петр Столыпин. В своей резолюции он написал: “не счел возможным отменить данное императором разрешение для приобретения места под строительство мечети”.
Торжественная закладка мечети произошла 3 февраля 1910 года. А в мае того же года уже начались подготовительные работы по облицовке стен мечети гранитом. Одновременно с этим велся монтаж центрального водяного отопления, вентиляции и электричества.
Несмотря на незавершенность отделочных работ, 21 января 1913 года, в честь 300-летия царствования дома Романовых, в мечети состоялось первое богослужение.
Первая Мировая война внесла свои коррективы в строительство мечети. Пожертвования значительно сократились, а налоги выросли. Это сильно замедляло ход работ. В сентябре 1915 года мечеть пришлось открыть для платного осмотра. В объявление говорилось, что деньги нужны для достройки. Революция 1917 года сильно сказалась на продолжение строительных работ, часть денежных средств, принадлежащих мечети, были арестованы советом народных комиссаров.
Но мечеть все же достроили и с 30 апреля 1920 года начались регулярные богослужения. Во время коллективизации часть имущества мечети была реквизирована. Когда-то пол центрального молитвенного зала покрывал огромный тавризкий освященный ковер сотканный вручную по специальному заказу, площадью около 400 м2 - это был еще один подарок Эмира Бухары. Однако, в те годы ковер пропал.
Помещение стали использовать, как склад в котором хранились лакокрасочные материалы. В здание стоял резкий запах краски, а стены мечети приобрели грязно-зеленый оттенок.
В 1940 году в мечети окончательно прекратили богослужения. В те годы ее здание передали ЛенГорЗдравотделу под склад медицинского оборудования. В годы Великой Отечественной Войны и послевоенное время дальнейшая судьба мечети была непонятной. Только после смерти Сталина в 1956 году мечеть возвратили верующим. Но к тому моменту здание было в аварийном состоянии. Был сделан косметический ремонт, но из-за отсутствия денег основные проблемы так и не были устранены. Из-за этого случилось обрушение архитектурных элементов главного портала. Предпосылкой этого события стала авария случившаяся неподалеку. Трамвай сошел с рельс и несколько метров проехал по дороге. Из-за сильной вибрации произошло обрушение облицовки главного портала мечети.
Спустя некоторое время произошло еще одно крупное разрушение - с главного купола отвалилось 600м2 керамических изразцов, которые проломили крышу и повредили гидроизоляцию. Объяснение этой аварии было простым - при проектировании и строительстве мечети архитекторы ориентировались на памятники Средней Азии, где климат сухой и теплый. Самаркандская майолика, которая была взята за образец, оказавшись с сырой и холодной среде Петербурга, начала отваливаться. Изготовлением майолики занимался известный художник-керамист П.К. Ваулин. Ее изготовили на фабрике под Петербургом.
Мечеть ремонтировали с мая 1984 года целых 12 лет. Реставраторы сняли старую облицовку и заменили ее на специально разработанную из технического фарфора, который может выдерживать сильные холода. По сей день мечеть в Петербурге - это единственный в мире храм с фарфоровым куполом.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
И обязательно ознакомьтесь:
Утраченные храмы в Санкт-Петербурге. Часть 1
Большая Хоральная Синагога в Санкт-Петербурге.
Буддийский дацан в Санкт-Петербурге “Гунзэчойнэй”. История самог северного в мире буддийского храма.