Найти в Дзене
Олег Гусев

Смысл и прелесть малых форм

Люблю я малые формы в искусстве, в них какая-то особая прелесть и красота. Например, рубаи Омара Хайяма, японские хокку или стихотворения Тютчева просто великолепны, и их можно с полным правом назвать жемчужинами мировой литературы. Еще очень красивы и изящны нэцкэ - миниатюрные скульптуры, ну и конечно же, бонсай. А в кино это короткометражные фильмы - новеллы, а также рекламные и социальные ролики. О них я и хочу рассказать.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

В девяностых годах прошлого века начался переход к рыночной экономике, а вместе с ней коммерциализация всего и вся. Время на телевидении в прайм-тайм ценилось на вес золота, и все старались напихать как можно больше рекламы. Это и понятно: больше рекламы - больше денег от нее. Сначала реклама была непривычна и ее смотрели с интересом, а потом рекламные ролики быстро приелись и начали раздражать людей.

Но как ни странно, вместе с рекламой водки, банков и всего остального, на телеэкране в прайм-тайм начали появляться необычные ролики. Они ничего не рекламировали и завершались каким-нибудь посылом, например, призывали "помахать ручкой", или "быть добрее". Зритель, приученный к рекламе, искал в этом какой-то скрытый смысл и скрытый подвох и не находил его.

Со временем выяснилось, что это социальные ролики из серии "Русский проект" на первом канале. При этом социальные ролики были сделаны по всем правилам, как маленькие фильмы: сценарий, режиссура, актеры - все как в большом кино, - а также посыл к обществу. Они не рекламировали товары и услуги, и задумывались как напоминание людям в суете жизни не упустить истинные ценности: любовь, человечность, доброту и т.д.

Продюсером "Русского проекта" был Константин Эрнст, режиссёром - Денис Евстигнеев, а сценаристом - Пётр Луцик. В роликах снимались: Анастасия Вертинская, Зиновий Гердт, Лев Дуров, Олег Ефремов, Римма Маркова, Никита Михалков, Надежда Михалкова, Нонна Мордюкова, и другие известные актеры. Как видите все было очень даже на высоте: от актеров и до режиссера.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Все ролики этого проекта были неплохими и душевными, но мне особенно понравился ролик с участием Нонны Мордюковой и Риммы Марковой. Содержание ролика очень простое: две пожилых работницы идут вдоль путей и ремонтируют дорогу, и выясняют отношения между собой. По сюжету одна работница (Нонна Мордюкова) говорит другой (Римма Маркова) всякие гадости о ее родных и близких, и проклинает ее называя дурой.

Цитата из социального ролика "Русский проект" реж.Д.Евстигнеев:

"Дура ты, и муж твой дурак, хоть и помер, и шурин дурак, и коза твоя дура, психопатка чёртова".

А затем в сердцах добавляет.

Цитата из социального ролика "Русский проект" реж. Д.Евстигнеев:

"Пыхти пыхти пока глаза не повылазят!"

Наконец, последняя не выдерживает, роняет молот, и обессилев падает на землю и рыдает. В ответ Нонна Мордюкова, сделав суровое лицо, говорит напарнице:

Цитата из социального ролика "Русский проект" реж.Д.Евстигнеев:

"Ты что? окочурилась что-ли чертова баба? На кой ты мне такая нужна? Вставай!".

А потом обе героини уже сидят обнявшись на путях, а Мордюкова, утирая слезы, с чувством запевает старинную песню про казака, поехавшего на чужбину.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Возникает вопрос: о чем вообще этот ролик?! На первый взгляд как будто бы и ни о чем конкретном: идут себе две пожилые женщины по шпалам, сначала ругаются, а потом песни поют. В чем там смысл, и есть ли он?!

Женщины- путейщицы,- обе ровесницы преклонного возраста, и видно, что давно знают друг дружку. Одна обзывает другую и проклинает ее, желая своей напарнице смерти. Ненависть очень давняя, застарелая, и связана с чем-то личным, - скорее всего ее напарница когда-то в далекой молодости увела у нее парня, на которого та "положила глаз".

И поэтому, напарница для нее дура, и ее муж, давно умерший - тоже дурак (раз предпочел дуру - значит сам дурак). А напарница лишь вяло отбивается от нее, машет своим молотком, и вдруг внезапно падает на шпалы. Героиня Мордюковой сначала по привычке ругает напарницу, а после жалеет ее. И после ссоры они сидят на путях и обнимаясь поют песню.

Вот она загадочная русская душа: сначала накричать-нагрубить, а потом отойти душой и пожалеть. И обе понимают, что им никуда друг от дружки не деться, и они будут до конца тянуть свою лямку. И ругаться, мириться, а вновь петь свою песню. Такая вот, получается: единство и борьба противоположностей по -русски...

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

Это одна сторона, но можно посмотреть на эту историю и с другой стороны.

Железная дорога в ролике, - это символическая жизненная дорога, по которой идут несчастные женщины- путейщицы. Это их личная дорога, к которой они привязаны, - и свернуть с нее они не могут при всем желании. Ни поменять путь, ни перевести стрелку им в этой жизни не дано. Кем не дано, - это другой вопрос. Просто не дано, - и все...

И обе несчастные женщины вынуждены из последних сил брести по этой дороге жизни, которой не видно конца. На своем пути они обречены заниматься тяжелой и бессмысленной работой до тех пор пока не упадут замертво. Тяжелая работа без цели и смысла - это отсылка к Сизифу и его труду (подъем тяжелого камня в гору).

И они одиноки: мужья поумирали, дети разъехались (если они были), и женщины обречены быть до конца вдвоем. А это уже смахивает на настоящий ад: бессмысленная, сводящая с ума работа, беспросветная жизнь, ... и скрежетание зубов. Все, как и описано в святых книгах. В аду не жарят грешников на сковородках, - это все сказки для невежественных людей.

И у каждого из нас (хотим мы того - не хотим) тоже есть своя дорога, которой мы вынуждены придерживаться в этой жизни. Нет ни одного человека, полностью довольного своей дорогой, - но другого варианта попросту нет. В книге психолога Серкина "Хохот Шамана" одно очень любопытное рассуждение и я о нем уже писал.

Герой книги Шаман объясняет городскому человеку, что людям только кажется, что они могут менять свою дорогу. На самом деле каждый человек накрепко привязан к своему туннелю, по которому он и движется. И рядом с ним движутся только его попутчики, - а чужие там не ходят. Такая вот свобода: каждый привязан к своему пути. Просто одни осознают это, а другие - нет.

И если вдруг, по каким-то причинам, человек выходит за пределы своего туннеля, то он теряется. Человек обнаруживает рядом с собой каких-то странных, и не его круга людей. И для этих людей, сам человек выглядит не менее странным. И в жизни, мы все время встречаем своих людей, даже находясь в другом городе.

Изображение взято из открытых источников
Изображение взято из открытых источников

И еще одно дополнение. В ролике Нонна Мордюкова играет как будто бы свою прежнюю героиню из фильма "Родня" Марию Коновалову. Ее постаревшая героиня приехала к себе в деревню, и работает на железной дороге. А ее бывший муж Вовчик спился и умер...

А что вы думаете об этом?! Поделитесь своими соображениями на этот счет.

Если публикация понравилась, то не забудьте поставить лайк.