Обычно обрыв катушек ротора определяется элементарной прозвонкой. А вот для вычисления короткозамкнутых витков, как правило, используют специальные приборы. Но оказывается и межвитковое замыкание в большинстве случаев можно определить омметром, если у прибора достаточная точность. В этой статье я расскажу, как провести полную проверку якоря при помощи обычного тестера (мультиметра). Проверку будем проводить в три этапа.
Этап 1
Выставляем мультиметр в режим измерения сопротивления на минимальном пределе. У нас это 200 Ом.
Проводим измерения между всеми противоположными друг другу контактами коллектора.
Показания каждого измерения записываем и смотрим на результат. Если значения сопротивления каждой из противоположных пар одинаковы (в нашем случае 1.6 Ом), то можно считать, что ротор тест прошел. Если у одой из пар оно отличается от остальных – у нас проблема. Сопротивление больше – обрыв. Меньше – короткое замыкание. На графике, построенном по результатам измерений, хорошо видно, что одна из обмоток имеет короткое замыкание.
Важно! Для этого и последующих этапов лучше использовать стрелочный прибор с еще меньшим пределом измерения. Чем меньше предел, тем точнее будут показания.
Этап 2
Выставляем тестер в режим измерения сопротивления на пределе 200 Ом. Проводим измерение между каждой соседней парой контактов якоря. Показания записываем.
Подводим итоги. Если все показания равны (в нашем случае это 1 Ом), все в порядке. Если сопротивление между какой-то парой отличается от остальных показаний, то налицо явная неисправность. Выше – обрыв, меньше – короткое замыкание. На графике, построенном по результатам измерений, хорошо видно, что одна в одной из обмоток межвитковое замыкание.
Этап 3
На этом этапе мы проверяем каждую из обмоток на предмет замыкания на корпус. Тут записывать ничего не нужно. Мультиметр в режиме измерения сопротивления или прозвонки. Один щуп прибора устанавливаем на корпус якоря, а вторым поочередно касаемся всех контактов якоря.
Если замыкания нет (прибор показывает «1») – все в порядке. Если прибор покажет низкое сопротивление или подаст звуковой сигнал – обмотка замкнута на корпус. На фото ниже обмотка не замкнута на корпус.
Вывод
Итак, ротор можно считать исправным, если:
- сопротивление между всеми противоположными контактами коллектора одинаково;
- сопротивление между всеми соседними контактами коллектора одинаково;
- сопротивление между всеми контактами коллектора и корпусом ротора равно бесконечности.
Важно! Прежде, чем начать проверку, стоит очистить от грязи и внимательно осмотреть обмотки и коллектор. Нередко неисправность можно увидеть визуально. Особенно это касается коллектора.
Как указывалось выше, таким методом не всегда можно отыскать короткозамкнутый виток – слишком мала разница сопротивлений. Если ротор прошел тест, но при работе двигатель греется и не развивает нужных оборотов, придется обратиться к другим методам поиска короткого замыкания. К примеру, воспользоваться нехитрым самодельным прибором описанным в статье «Простой прибор для отыскания короткозамкнутых витков в обмотке ротора» Ссылка, статья не опубликована.