Генеалогический детектив – это не только про архивы и ЗАГСы. Практически на каждом этапе «расследования» происходят параллельные небольшие открытия, от которых дух захватывает, и которые оказываются вплетены в судьбу семьи. Для меня таким открытием оказалась информация о том, что Цесаревич Николай, будущий император и самодержец Николай II посещал Монастырище – село в Приморской области (сейчас - Приморский край), куда переселился в конце 19 в. мой прапрадед.
Путешествие «в сторону, куда продвигается русский народ»
На Дальний Восток будущего наследника престола отправил его отец – император Александр III. Путешествия членов императорского дома были давней традицией со времен Великого посольства Петра I. Будущие цари в поездках знакомились с миром и со страной, которой им предстояло управлять. Но тогда, 1890 г., начинался разворот империи на восток. Историческим стало решения царя о строительстве Транссибирской магистрали. И символически дать старт этой великой стройке поручалось цесаревичу. Он отправляется в длительное путешествие через полмира: из России западной – в Россию восточную. О масштабном турне «в сторону, куда продвигается русский народ» (по выражению князя Ухтомского), написано немало. Немало было и курьезов во время этой длительной поездки. Например, на будущего императора было совершено покушение в Японии. А еще во время посещения Нагасаки японские мастера «набили» ему дракона на руке.
Из Японии цесаревич прибыл во Владивосток, где исполнил поручение отца – заложил Траннсиб, а заодно - вокзал и сухой док. Из Владивостока началось уже сухопутное путешествие наследника непосредственно по территории Российской империи.
Что цесаревич забыл в Монастырище?
Из Владивостока будущий император поехал по Приморской области. И заезжал по дороге в несколько «новоиспеченных» деревень, которые были основаны буквально несколько лет назад – в ходе масштабной кампании по переселению малороссийских крестьян на Дальний Восток. Кто бы мог подумать, что августейшая особа топтала бренную землю моего родового Монастырища?
Это фрагмент статьи из газеты «Камчатские епархиальные ведомости», на который я наткнулся случайно в ходе моих научных исследований. В ведомостях регулярно публиковались описания поездок архиереев по вверенным им епархиям. И вот в одном из таких обзоров описывается посещение сел Приморской области. В Монастырище архиепископ Макарий обсуждал строительство храма. Вопрос по тем временам был насущный – недавно переселившимся крестьянам на новых землях было психологически тяжело без места для молитв и отправления треб. И вот в разговоре о будущем храме и упоминается факт посещения Монастырища будущим императором в 1891 году. И не просто посещения – он еще и лично пожертвовал на будущий храм 300 рублей!
Храм в судьбе Святеньких
Для меня этот факт стал сначала приятным шоком, а потом и предметом раздумий. Наш род как будто встроился в огромную мозаику и водоворот непростой российской истории. И вот почему.
1891 году Монастырище посещает цесаревич и жертвует на храм, по сути дела дав старт, как сейчас модно говорить, краудфандинговой кампании, в ходе которой начался сбор денег на стройку. Одного только пожертвования наследника престола, конечно, было недостаточно. В 1893 году в Монастырище на поселение приезжает отставной ефрейтор 5-го Восточно-Сибирского линейного батальона Павел Святенький. Продолжается сбор средств, в котором участвует и мой прапрадед. В итоге храм Михаила Архангела в Монастырище закончат строить только в 1898 году.
Павел Святенький будет одним из самых прилежных прихожан этого храма. Почти все дети Павла были крещены здесь. Мой прадед Никита и моя прабабушка Дарья венчались в этом храме. Мой дед Николай был крещен там же. В 1910 году решением архиепископа богатый крестьянин Павел Святенький назначается председателем церковно-приходского попечительства Михайло-Архангельского храма и в течение трех лет занимается его обустройством и содержанием. В 1914 году он получает за свои труды грамоту от архиепископа Евсевия – главы Владивостокской епархии.
Сожжение и возрождение
У этой истории, как и у тысяч подобных, грустный финал. После революции церковь как государственный институт ликвидируется. А вместе с ней духовенство и все имущество. Правда, храм в Монастырище работал еще целых 13 лет. Но в 1930 году настал и его черед. По воспоминаниям старожилов, во время одного из церковных праздников после службы активист местной комсомольской ячейки бросил в дымоход взрывное устройство, в алтаре возник пожар. Церковь была полностью уничтожена огнем. Начальство разбираться не стало – списали на грозу, которая была в этот летний день.
В этот год подошла к концу не только история храма Михаила Архангела. Так совпало, что тогда же закончилась и история Святеньких в Монастырище. В 1930 г. семья была раскулачена и вынужденно покинула село. Павел Святенький уже больше никогда не увидит свой родной храм, жизнь которого началась с пожертвования цесаревича, а закончилась «комсомольским» костром.
Связь времен начала восстанавливаться только через 80 лет после того пожара. В 2010-х годах в Монастырище построили новый храм Михаила Архангела, а на месте старого установили поклонный крест. А еще спустя 10 лет я и раскопал эту семейную историю. Надеюсь, гештальты прошлого наконец-то закрыты, по крайней мере для моей семьи.