Мне не очень нравится Рязанов.
С одной стороны, в его фильмах интересные судьбы. А с другой — у него почти нет на сто процентов положительных персонажей. И чем старше становился Рязанов, тем сильнее это проявлялось в его фильмах.
Сравните, например, "Карнавал" и "Забытую мелодию для флейты"
Это обстоятельство немного коробит. Хотя, в жизни ведь точно так же: не бывает людей полностью положительных и полностью отрицательных. Это всегда смесь положительных и отрицательных качеств. Но в фильмах и книгах хочется ясности, ориентиров, главных героев, которых хочется ассоциировать с собой.
***
У Рязанова я лично помню только одного полностью положительного главного героя. Товарища Калугину. Хотя с ней тоже не хочется себя ассоциировать. Но, во всяком случае, в фильме она выведена как полностью, с разных сторон хорошая.
Вот смотрите.
Хамка Верочка, которая отлично читает людей, чувствует, что Калугина ничего ей не сделает, и поэтому спокойно меряет сапоги в присутствии начальницы. А Калугина сделала только одно замечание и не стала стоять над душой и ждать исполнения приказа. Да и санкций не последовало. Потому что она посчитала бы мелочным строить Верочку и мстить ей за непослушание. Отсутствие мелочности говорит о внутреннем благородстве.
Отчет Новосельцева она раскритиковала, потому что имеет на это полное право и болеет за свою работу. Не потому что Калугина карьеристка и мнит себя великим непререкаемым шефом, перед которым все должны вытягиваться по стойке смирно, а потому что считает, что делом надо заниматься серьезно или не заниматься им вообще.
Людмила Прокофьевна так же очень принципиальна и нравственна. Она тут же понимает, что какой бы липучей дурой ни была Рыжова, обнародовать ее письма Самохвалов не имел права. Ведь это так и есть — это очень жестоко по отношению к женщине, которой в это коллективе работать потом годами.
Она ведет себя гендерно правильно, когда понимает, что влюбляется Анатолия Ефремовича. Не в смысле, что она одевается и меняет прическу, а в смысле, что ждет его шагов, прежде чем самой сделать шаг навстречу ему. И чувствует смущение, когда он случайно застает ее в зале заседаний с Верочкой, где она отрабатывает походку. Смущается, будто ей не 36 лет, а не больше 20. Это выглядит очень естественно, женственно и, да, забавно. Но нежно.
А вот кстати про зал заседаний и беседу с Верочкой. Калугина способна учиться, усваивать новое. И не стесняется попросить совета у Верочки, не выставляет вперед свою начальственную должность. И не затыкает секретаршу, несмотря на то, что Верочка то невоспитанно спрашивает "А зачем это вам?", то, уже совершенно попутав все берега, начинает передразнивать походку начальницы "Вся скрючится, скукожится и вот чешет на работу, словно сваи вколачивает!"
Нет, всего этого Людмила Прокофьевна не замечает в силу все того же внутреннего благородства и истинной скромности. Она искренне пытается учиться. И, судя по результату, учиться она умеет, усваивает все быстро. Это говорит о ее открытости новому и живости ума.
А еще она оказалась очень спонтанной. И когда помчалась спасать кошку, и потом, когда пришла на работу и вела себя очень расковано. Хороший поток спонтанности при высокой самоорганизованности, я считаю, говорит о полном отсутствии невротических проявлений, о высоком личностном росте и способности стоять на своих ногах.
К тому же она умеет любить.
Только человек полностью психоэмоционально взрослый, деятельный, незакомплексованный, неинфантильный и неэгоцентричный способен к такому поведению, как у Людмилы Прокофьевны Калугиной.
И вот такую удивительную женщину отхватил себе Новосельцев. Он не очень-то имел на это право — вот он-то как раз вполне себе невротичный озлобленный инфантильный личностно незрелый чувак. И ему просто повезло.
Но о Новосельцеве я расскажу потом. В нем есть много всякого такого, о чем можно распрекрасно посплетничать и хорошенько помыть ему кости.
_________________________________
Еще почитать:
Любимый нелюбимый Довлатов
Гордость и предубеждение. Вышли бы сестры Беннет замуж в реальной жизни:
Часть первая. Лидия.
Часть вторая. Китти.
Часть третья. Мэри.
Часть четвертая. Элизабет.
Часть пятая. Джейн
Если вам понравилась статья, не забудьте про лайк.