Найти тему
Мир Зари

"Трудно быть Богом", Аркадий и Борис Стругацкие. Несколько мыслей о Святом Ордене.

Сгенерировали картинку по теме, нейросеть Кандинский.
Сгенерировали картинку по теме, нейросеть Кандинский.

Мы, помнится, обещали про Святой Орден из «Трудно быть Богом» написать свои соображения. Если вы надеялись, что забудем – нет. Так что приступаем.

Итак, давай посмотрим, что нам известно про Святой Орден?

Сразу предупреждаем – цитат будет много. Просто потому, что мы целенаправленно прошлись по тексту книги, выискивая все упоминания о Святом ордене. И вот что получилось.

Первое упоминание Ордена мы видим в самом начале книги, когда в ходе совещания в «логове» отца Кабани Румата произносит:

«Одним словом, в Арканаре скоро не останется ни одного грамотного. Как в Области Святого Ордена после Барканской резни».

Какие из этого можно сделать выводы? На первый взгляд – немного. Есть некое, говоря современным языком, административно-территориальное образование, в котором не осталось ни одного грамотного. И такая ситуация сложилась после некой «Барканской резни». Ассоциации это словосочетание вызывает самые зловещие. Скорее всего, речь идёт о скоординированном и организованном «стихийном» выступлении «добропорядочных граждан» против грамотеев-книгочеев… А может быть, и нет. Но что-то такое, нехорошее, на горизонте рисуется. В этом и есть Стругацкие. Вроде всего пара предложений, а в голове уже ночь, крики, факела, штурмовики выбивают ногами двери и вытаскивают за волосы испуганных ев… книгочеев.

Дальше мы встречаем упоминание Ордена в следующем коротеньком эпизоде:

«– Собираюсь подать на рассмотрение министру рассуждение о новом государстве, образцом коего полагаю Область Святого Ордена.
– Это что же ты? – удивился Румата. – Всех нас в монахи хочешь?..
Отец Кин стиснул руки и подался вперёд.
– Разрешите пояснить, благородный дон, – горячо сказал он, облизнув губы. – Суть совсем в ином! Суть в основных установлениях нового государства. Установления просты, и их всего три: слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми!»

Полицейское государство в советском представлении, тут даже пояснять ничего не надо… Но зато теперь мы знаем, что в Области Святого Ордена, как минимум, есть законы.

А потом мы видим святой Орден во всей красе.

Эпизод с допросом Руматы после отравления короля. Вернее с тем, что допросу предшествовало.

«Штурмовики тоже с интересом рассматривали Румату. Один из них, с заплывшим глазом, сказал:
– А хорош камушек у дона!
– Камушек будь здоров, – согласился другой. – Королю впору. И обруч литого золота.
– Нынче мы сами короли.
– Так что, снимем?
– Пр-рекратить, – негромко сказал человек в чёрном плаще.
Штурмовики с недоумением воззрились на него.
– Это ещё кто на нашу голову? – сказал штурмовик с заплывшим глазом.
Человек в плаще, не отвечая, повернулся к нему спиной, подошёл к Румате и встал рядом. Штурмовики недобро оглядывали его с головы до ног.
– Никак, поп? – сказал штурмовик с заплывшим глазом. – Эй, поп, хошь в лоб?
Штурмовики загоготали. Штурмовик с заплывшим глазом поплевал на ладони, перебрасывая топор из руки в руку, и двинулся к Румате. Ох, и дам я ему сейчас, подумал Румата, медленно отводя назад правую ногу.
– Кого я всегда бил, — продолжал штурмовик, останавливаясь перед ним и разглядывая человека в чёрном, – так это попов, грамотеев всяких и мастеровщину. Бывало…
Человек в плаще вскинул руку ладонью вверх. Что-то звонко щёлкнуло под потолком. Ж-ж-ж! Штурмовик с заплывшим глазом выронил топор и опрокинулся на спину. Из середины лба у него торчала короткая толстая арбалетная стрела с густым оперением. Стало тихо. Штурмовики попятились, боязливо шаря глазами по отдушинам под потолком. Человек в плаще опустил руку и приказал:
– Убрать падаль, быстро!..»

Что это за человек в чёрном плаще? Штурмовики однозначно определяют его как «попа». И, судя по всему, это – действительно монах из Ордена. С выдержкой и дисциплиной у них там всё в порядке…

«Румата подошёл к окну. Оно выходило на площадь перед дворцом. Уже занималась заря. В серое небо поднимались дымы пожаров. На площади валялись трупы. А в центре её чернел ровный неподвижный квадрат. Румата вгляделся. Это были всадники, стоящие в неправдоподобно точном строю, в длинных чёрных плащах, в чёрных клобуках, скрывающих глаза, с чёрными треугольными щитами на левой руке и с длинными пиками в правой.
– Пр-рошу! – сказал дон Рэба лязгающим голосом. Он весь трясся. –Смиренные дети господа нашего, конница Святого Ордена. Высадились сегодня ночью в Арканарском порту для подавления варварского бунта ночных оборванцев Ваги Колеса вкупе с возомнившими о себе лавочниками! Бунт подавлен. Святой Орден владеет городом и страной, отныне Арканарской областью Ордена…»

Сам Румата цитирует воображаемый учебник истории коммунистического Арканара:

«…В конце года Воды – такой-то год по новому летоисчислению – центробежные процессы в древней Империи стали значимыми. Воспользовавшись этим, Святой Орден, представляющий, по сути, интересы наиболее реакционных групп феодального общества, которые любыми средствами стремились приостановить диссипацию…»

Э-э… Вообще-то диссипация – это физический процесс. Либо рассеивание атмосферы, либо – переход энергии упорядоченных процессов в неупорядоченную. Какие процессы стремились приостановить «реакционные группы феодального общества»? Непонятно. Есть, конечно, ещё такая штука, как диссипативная структура (система), и его худо-бедно можно применить в данной ситуации, но… Но были ли авторы знакомы с работами И. Пригожина по неравновесной термодинамике? Впрочем, мы ушли в сторону.

Давайте вернёмся к Ордену.

«А как у меня дома? – вспомнил вдруг он и ускорил шаги. Последний квартал он почти пробежал. Дом был цел. На ступеньках сидели двое монахов, капюшоны они откинули и подставили солнцу плохо выбритые головы. Увидев его, они встали. "Во имя господа", – сказали они хором. "Именем его, – отозвался Румата. – Что вам здесь надо?" Монахи поклонились, сложив руки на животе. "Вы пришли, и мы уходим", – сказал один. Они спустились со ступенек и неторопливо побрели прочь, ссутулившись и сунув руки в рукава. Румата поглядел им вслед и вспомнил, что тысячи раз он видел на улицах эти смиренные фигуры в долгополых чёрных рясах. Только раньше не волочились за ними в пыли ножны тяжеленных мечей. Проморгали, ах, как проморгали! – подумал он. Какое это было развлечение для благородных донов – пристроиться к одиноко бредущему монаху и рассказывать друг другу через его голову пикантные истории. А я, дурак, притворяясь пьяным, плелся позади, хохотал во все горло и так радовался, что Империя не поражена хоть религиозным фанатизмом… А что можно было сделать? Да, что можно было сделать?»

Да ничего вы не могли сделать! Потому что дилетантам-недоразведчикам – а именно так можно определить сотрудников ИЭИ – противостоят профессионалы. Цитируя самого Румату: «Монахи не шутят»:

«– Прощения прошу, благородный дон, и ещё прошу прощения. Не скажет ли благородный дон, что в городе? Я кузнец Кикус, по прозвищу Хромач, мне в кузню идти, а я боюсь…
– Не ходи, – посоветовал Румата. – Монахи не шутят. Короля больше нет. Правит дон Рэба, епископ Святого Ордена. Так что сиди тихо.
После каждого слова кузнец торопливо кивал, глаза его наливались тоской и отчаянием.
– Орден, значит… – пробормотал он. – Ах, холера… Прошу прощения, благородный дон. Орден, стало быть… Это что же, серые или как?
– Да нет, – сказал Румата, с любопытством его разглядывая. – Серых, пожалуй, перебили. Это монахи.
– Ух ты! – сказал кузнец. – И серых, значит, тоже… Ну и Орден! Серых перебили – это, само собой, хорошо…»

Оставим вопрос о нравоучительной составляющей эпизод с кузнецом, который, по мнению Руматы, должен немедленно подняться на борьбу… Но не поднимется. Не дорос:

«Черта с два он чего-нибудь надумает. Рано ему ещё думать. А, казалось бы, чего проще: десять тысяч таких молотобойцев, да в ярости, кого хочешь раздавят в лепёшку. Но ярости-то у них как раз ещё нет. Один страх. Каждый за себя, один бог за всех».

Впрочем, мы пропустили ещё одно упоминание монаха из Ордена.
Румата возвращается домой, узнаёт о смерти Уно, идёт в людскую – и видит не только убитого мальчика и понурых слуг, но и монаха, который читает молитвы над мёртвым. Как оценить этот эпизод? Не очень понятно. На протяжении всей книги, так или иначе, но авторы формируют представление об Ордене как о фашистах. Можете себе представить ситуацию, когда фашист вешает партизанского мальчика, а потом заботливо снимает, кладёт в гроб, закапывает, и ещё родителям письмо с соболезнованиями пишет? Мы – нет.

Зато очень даже понятно, что мы видим в эпизоде в канцелярии Епископа Арканарского, куда Румата пришёл за документами на освобождение Будаха. А видим мы там… идеальных бюрократов по М. Веберу!

«– Снимите шляпу, – произнёс бесцветным голосом чиновник, не отрывая глаз от бумаг.
– Род Кэу имеет привилегию носить шляпу в присутствии самого короля, гордо провозгласил дон Кэу.
– Никто не имеет привилегий перед Орденом, – тем же бесцветным голосом произнёс чиновник…»

Цитировать этот эпизод целиком – слишком долго. Но это – реально идеальные бюрократы, формалисты, которые отрабатывают правила и инструкции, невзирая на личности. И тут возникает одна интересная проблема.

Бюрократия такого уровня невозможна без сложной иерархической системы управления. Вернее, она возникает как результат формирования такой системы. А сложная система управления невозможна без письменности. Собственно, некоторые авторы как раз и связывают первые появления бюрократии именно с появлением письменности. Как-то не вяжется это с утверждением, что в Области Святого Ордена не осталось ни оного грамотного… Хотя, конечно, это несоответствие пояснить легко, достаточно уточнить: не осталось ни одного грамотного вне Ордена. Или – ни одного грамотного инакомыслящего. Вот это куда больше похоже на правду.

Кстати, идеальной в плане организации бюрократической системой многие специалисты по управлению считают систему управления католической церковью, которая сложилась ещё в Средние века.

То есть пока мы видим, что Орден – это жёстко организованная, формализованная, хорошо мотивированная организация с железной дисциплиной. И богатая. Очень богатая: снарядить, перевезти и десантировать армию – это не шуточки…

Интересно, почему в этот момент нам вдруг вспомнились слова про слишком чистое золото дона Руматы?..

А вот ещё интересный фактик про Орден. Разговор Руматы с Аратой:

«– Вы с ума сошли. Вас же так легко опознать…
– Только не в толпе монахов. Среди офицеров Ордена половина юродивых и увечных, как я. Калеки угодны богу. – Он усмехнулся, глядя Румате в лицо.
– И что вы намерены делать? – спросил Румата, опуская глаза.
– Как обычно. Я знаю, что такое Святой Орден: не пройдёт и года, как арканарский люд полезет из своих щелей с топорами – драться на улицах. И поведу их я, чтобы они били тех, кого надо, а не друг друга и всех подряд...»

Среди офицеров Ордена – калеки. Совершенно нетипичная ситуация, на самом деле. Да, юродивых и увечных надо привечать, подавать им милостыню… Но делать из них офицеров? Да ещё таких, которые могут поддерживать железную дисциплину? Нам одним это кажется странным?
В общем, понятно, что для авторов Орден – это чернота, некое сакральное зло, власть невежества и тирании. Но если задуматься, то как-то слишком простой такая трактовка кажется.

Ну и под конец – ещё парочка цитат. Первая – из книги:

«– Мне хватит и пяти минут, – ответил Румата, с трудом сдерживая раздражение. – И я так много говорил вам об этом раньше, что хватит и минуты. В полном соответствии с базисной теорией феодализма, – он яростно поглядел прямо в глаза дону Кондору, – это самое заурядное выступление горожан против баронства, – он перевёл взгляд на дона Гуга, – вылилось в провокационную интригу Святого Ордена и привело к превращению Арканара в базу феодально-фашистской агрессии. Мы здесь ломаем головы, тщетно пытаясь втиснуть сложную, противоречивую, загадочную фигуру орла нашего дона Рэбы в один ряд с Ришелье, Неккером, Токугавой Иэясу, Монком, а он оказался мелким хулиганом и дураком! Он предал и продал всё, что мог, запутался в собственных затеях, насмерть струсил и кинулся спасаться к Святому Ордену. Через полгода его зарежут, а Орден останется. Последствия этого для Запроливья, а затем и для всей Империи я просто боюсь себе представить. Во всяком случае, вся двадцатилетняя работа в пределах Империи пошла насмарку. Под Святым Орденом не развернёшься. Вероятно, Будах – это последний человек, которого я спасаю. Больше спасать будет некого. Я кончил».

А вот что по поводу дона Рэбы говорит Борис Натанович Стругацкий:

«По замыслу авторов, дон Рэба – профессиональный агент влияния и политический диверсант Ордена, великолепно замаскировавшийся под хитроумного придворного интригана и серого (во всех смыслах) кардинала. Ему удалось обмануть всех, в том числе и нашего Антона-Румату, который при всех его статях все-таки дилетант-самоучка, не лишённый известных талантов, но начисто лишённый серьёзной практики. Так что пресловутая «серость» дона Рэбы существует, скорее, в воображении Руматы, обиженных придворных, а так же – авторов (естественно глядящих на мир глазами своего героя)». (OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким Июль 2006 )

Итак, дон Рэба работает на Орден. И не просто работает, он член Ордена. Да, нам частенько говорят, что мы сравниваем всё с нашей историей. Ну да, базисной-то теории – если не считать пресловутого исторического материализма – ещё нет, поэтому обходимся тем, что есть: реальной историей человечества… Так вот, никто бы не назначил дона Рэбу епископом, если бы он этого не заслужил. Был бы он «дураком, который кинулся за помощью к Ордену», его карьера скоропостижно завершилась бы после высадки Ордена в Арканаре. Второй момент. Можно сколько угодно говорить об изменчивости мнения Бориса Натановича, но именно такая трактовка объясняет если не всё в действиях «орла нашего дона Рэбы», то очень многое.

Но остаётся вопрос: а Орден-то на кого работает?..

Смотрите: железная дисциплина – раз. Два – идеально работающая бюрократия. Три – диктат закона. Оперативность и слаженность действий, то есть отменная военная подготовка - четыре. Конспирация – пять, ведь Вага Колесо и не предполагал, чем всё кончится. Никто не предполагал. Дезинформация – Арата, конечно, полагает, что знает Орден, но вот вопрос: что именно он о нём знает? А ведь Арата встречался с Орденом, не мог не встречаться. Да и не только он. И никого при этом не беспокоит нетипичная картина «юродивых и увечных»… Да, это только наше предположение, в тексте напрямую этого нет, но сдаётся, что по уровню и качеству дезинформации Орден даст фору Геббельсу и Канарису. Достаточно посмотреть, как залегендирован их агент влияния дон Рэба…

Ну и добавьте, как мы выяснили в разговоре с одним из наших читателей, определение химического состава сплава золота с погрешностью не более 2%%. Добавьте анахронизмы Арканара, которые всплывают один за другим, и вопрос: «Кто стоит за Орденом», перестаёт быть шуточным.

Вот тут некоторые комментаторы упрекали нас в том, что мы не любим творчество Стругацких. Любим, и одна из основных причин – это то, что книги Стругацких живут своей жизнью. Казалось бы, всё давно прочитано и известно, а стоит копнуть поглубже – и появляется новый пласт, новый смысл. Возможно, такой, про который сами авторы и не догадывались во время написания книги.

Так, что – каждому своё. Для кого-то есть каноническое прочтение книг и смысл, который изложен в не менее каноничных критических статьях. А нам думать нравится, и нравится находить что-то новое в уже зачитанных до дыр книгах. Так что – до новых встреч!