Есть в центральном Иране близ города Йезд странные с виду сооружения. На вершинах каменистых пригорков то тут, то там стоят цилиндрические башни с открытым верхом. К ним ведет хорошо сохранившаяся дорога, которая упирается в неширокий дверной проем. Это единственный вход в башню, и кроме как через него, больше туда никак не попасть.
Таинственности добавляет вид изнутри. Никаких построек и архитектурных деталей — ровное пространство и широкая круглая яма посередине. Если присмотреться внимательно, то можно заметить, что она засыпана свежими камнями, значит первоначальная глубина ее была гораздо больше. Постройка не похожа на крепость (узкий вход, невысокие стены). Для религиозного объекта она выглядит несколько блекло. Ни храм, ни цитадель. Тогда что? Это строение называется башня молчания (дахма) и она есть ничто иное, как древнее погребальное сооружение зороастрийцев.
Мир хороший и мир плохой
Зороастризм — одна из старейших религий в мире, которая зародилась в V–X веках до нашей эры на территории современного Ирана. Ее называют монотеистической (верящей в единого Бога), но это не совсем верно. Верховному богу зороастризма Ахурамазде помогает множество других богов, которые покровительствуют добродетелям и изначальным сущностям. В противовес им существуют темные силы, главенствует у которых бог Арихман. И человек, как обычно, находится посередине этой системы на переднем крае борьбы добра со злом.
Итог — весь мир разделен на хорошие и плохие сферы. К первым относятся, в том числе, вода, земля, огонь и всяческая жизнь. А вот смерть — это нечистая и злая сфера и дело рук демона Арихмана, который приносит в мир одну лишь скверну. Именно наступление смерти и ставит зороастрийцев в весьма непростую ситуацию.
С одной стороны, смерть — это очевидно плохая вещь, так как в тело мертвого человека вселяется злой дух, принимающий облик мухи. Он способен осквернить других людей, которые находятся рядом с мертвецом. А с другой стороны, смерть — это неизбежность для каждого живущего, и зороастрийцы не могут ее избегать так, как они это делают с остальными злыми и темными вещами. Проблема еще усугубляется тем, что смерть человека способна осквернить не только живых людей, но и элементы природы — огонь, землю и воду. Вот поэтому вопрос, как поступать с телом покойного, для зороастрийцев стоял особенно остро.
Не осквернить природу
Так и возникли странного вида сооружения, которые получили название дахмы, или башни молчания. Эти постройки представляли собой отдельную площадку с решетчатой террасой внутри и отверстием посередине. Покойников размещали на решетках и отдавали тела на съедение диким животным и птицам. А когда от них оставался лишь один скелет, кости проваливались внутрь самой башни, или их принудительно скидывали в яму специальные люди.
Они назывались насусаларами и эта была особая каста зороастрийцев, которые занимались лишь одними похоронами. Остальные относились к "носильщикам трупов" (так переводится слово насусалар) с ритуальным презрением. С ними запрещался какой-либо контакт, более того, к насусалару, так же как и к покойнику, нельзя было приближаться на расстояние 30 шагов. Нарушение этой установки требовало длительных ритуалов очищения.
Сами похороны представляли собой сложный процесс. Место, на котором умер человек, и даже все пространство вокруг обрабатывалось особыми растворами, на основе столь странных жидкостей, что про это неудобно и писать. Насусалары приходили в дом, закутанные с ног до головы в ткань и эту же ткань использовали для переноса тела (носилки из дерева применять было нельзя, поскольку дерево — это жизнь). В дахмах мертвое тело лежало три дня, а потом специальными крюками насусалары раздевали его и начинался процесс природной утилизации, который ускоряли животные, но главным образом птицы. Именно поэтому дахмы и строили на возвышенностях, чтобы они были хорошим ориентиром для грифов-падальщиков.
От башен молчания к бетонным могилам
Зороастризм зародился на территории Ирана, а потом с волнами беженцев распространился на восток — в Пакистан и Индию. И если в Пакистане зороастрийцев к настоящему времени практически не осталось, то вот в Индии существует несколько достаточно крупных общин, которые стараются следовать всем законам и правилам религии. В том числе, и похоронными.
В Иране еще в середине прошлого века власти страны запретили похороны в дахмах. Их не стали разрушать, а просто завалили камнями ямы и решетки в террасах. И теперь иранские дахмы — это туристические объекты, которые любят посещать не только приезжие, но и местная ребятня. По слегка наклонным террасам удобно гонять на мопедах, словно на маленьком мототреке.
Но как тогда хоронят своих покойников современные адепты этой религии в Иране? На специальных зороастрийских кладбищах (они называются арамга). Сегодня процесс похорон не менее, а то и более трудоемкий, чем был в древности. Во-первых, могила во избежания контакта мертвого тела с землей полностью бетонируется. А во-вторых, в качестве гроба используется пластик или ткань. Могила сверху закрывается бетонной плитой, из этого же материала делается надгробие и могильный камень. И никакого контакта с землей — это важно.
Индийская проблема
Но гораздо больший интерес представляют башни молчания Индии. Ведь это действующие сооружения, которые используются по прямому назначению. Самая большая зороастрийская община проживает в Мумбаи. В центре этого города, где недвижимость стоит больше, чем в Москве или Нью-Йорке, есть зороастрийский квартал с садом Дунгарвари. В нем располагается шесть действующих башен молчания. И до сих пор насусалары выкладывают там мертвые тела. Только вот с природной утилизацией последние лет 10 возникли проблемы, что серьезно раскололо общину зороастрийцев.
По понятным причинам диких зверей в городе нет, остается одна надежда на птиц. Но и грифов тоже не стало — падальщики стремительно начали вымирать. И виноваты в этом оказались именно сами умершие, а вернее лекарственные препараты, которые они принимали. В итоге многие прогрессивные адепты религии стали хоронить своих покойников так же, как и иранские собратья — в специальных бетонированных могилах. А консервативная часть общины продолжила использовать дахмы. Вот только постаралась привнести в процесс разложения элемент технологичности. Для этого по периметру башен установили мощные солнечные отражатели, лучи от которых направили внутрь. Параллельно с этим стараются искусственно разводить грифов-падальщиков, но пока это получается плохо.
Башни молчания у зороастрийцев чем-то напоминают другие сооружения для мертвых, которые строили осетины на каменистых склонах Кавказа. Их и сейчас можно увидеть, хотя власти республики собираются ограничить поток туристов и для этого есть серьезные причины 👇:
(Статья подготовлена по материалам сайтов: ritual.ru; postnauka.ru; ria.ru)