Найти тему
Понять не поздно

Почему после революции русские возненавидели церковь?

Фото: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=29d4783f2e0733b2ead65ffbc5a59cc9_l-5234848-images-thumbs&n=13
Фото: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=29d4783f2e0733b2ead65ffbc5a59cc9_l-5234848-images-thumbs&n=13

Как только царская семья оказалась свержена, народ принялся громить старые барские усадьбы. Как только большевики пришли к власти, громить начали храмы. И если в первом случае крестьянин, мужик, жил под гнетом несколько веков, и его ненависть вполне понятна и объяснима, то ситуация с религией выглядит как минимум скоропалительной.

Не могли большевики так быстро обернуть людей против православия, в которое крестил Русь ещё князь Владимир.

Возможно, здесь и кроется разгадка: православие было уже не то.

«Я не считаю себя православным. Ненавижу казённого Бога», – так писал поэт Николай Клюев поэту Александру Блоку.

Его слова характеризуют общий народный настрой. Люди не испытывали ненависти к Богу в целом, а только к казенно-церковной его части, созданной монаршей династией. С этой точки зрения отрицание православной церкви, как института созданного Романовыми, логично. 

Истоки недоверия к официальной церкви лежат в реформе патриарха Никона, который изменил тексты богослужебных книг и ряд обрядов. По словам реформатора, он просто унифицировал русское православие с современными греческими канонами. Тогда, в 1650 году, решение Никона катастрофически раскололо общество. Чуть ли не половина населения страны в одночасье стали старообрядцами. Бунтующими и не принимающими изменений. Они перестали считаться с официальной церковью, не признавая её законности. 

В открытом доступе есть исторические статьи, в которых ясно говорится, что бунтами Стеньки Разина, Кондратия Булавина и даже Емельяна Пугачева руководили именно старообрядцы. 

В начале XX века их число снизилось незначительно. Это историческое предположение, так как статистику в то время собрать не потрудились. Однако выводы можно делать и по воспоминаниям современников: писатели, поэты, политики были выходцами из семей староверов. 

Именно старообрядцы воспользовались случаем и принялись восстанавливать справедливость, разрушая, по их мнению, храмы. Конечно, они уже боролись не за возвращение к старым канон – важность атрибутики осталась далеко в прошлом. Нынешний бунт был, скорее, генетической памятью поколений. 

Получается, что атеизм, который пропагандировали большевики, серьезных масштабов не принял. Не за этой идей шли люди, они шли против казенно-царских принципов официальной прогосударственной церкви.

А это вещи, конечно, разные.