Перебрав массу материалов, вновь возвращаюсь к конвою PQ-17 во временную точку, датированную утром 4-го июля. Напоминаю ситуацию на этот момент:
1) «Линкорное» соединение болтается весьма далеко от конвоя, хотя по логике, его командир адмирал Джон Кронин 1-й барон Тови, является самым старшим начальников в этой операции (и, в некоторых источниках он называется командующим операцией). Ложная операция, которая должна была являться «приманкой» для немецкого соединения была исполнена так, что немцы ее даже не заметили.
2) Немецкое соединение в составе линкора «Тирпиц» и тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» незаметно для англичан перебралось из Тронхейма в фиорд возле мыса Нордкап, и, несмотря на посадку на камни «Лютцова» и трех эсминцев, объединилось со 2-й боевой группы, образовав боевое соединение, угрожающее конвою.
3) «Крейсерское» соединение (1-я бригада тяжелых крейсеров и два американских крейсера) под командованием контр-адмирала Льюиса Кэппэла Гамильтона следовало в 30 милях севернее конвоя (прячась за него), имея приказ, в случае появления «Тирпица» с ним в бой не вступать.
4) Конвою угрожали ненемецкие подводные лодки, развернутые в рамках операции Eisteufel (U-457, U-334, U-88, U-456, U-255, U-251, U-376) и авиация 5-го воздушного флота включая несколько торпедоносных эскадрилий.
5) Непосредственно с конвоем следовало прикрытие под командованием коммандера (капитана 2-го ранга Джона Эгертона Брума (его биография, в принципе, тема отдельного рассказа). Отметим только один факт: опыта подобного рода операций у него было минимум. Об этом соединении EG1 стоит рассказать отдельно.
В него входили 6 эсминцев:
Эсминец (числится, как лидер эсминцев) «Keppel» (флагман)
Разработан фирмой «Джон И. Торникрофт & Ко» и построенные на верфи Вулстон (Саутгемптон) для Королевского военно-морского флота в конце Первой мировой войны. «Keppel» был достроен уже после Первой Мировой. Спущен на воду 23 апреля 1920 года, достроен в 1925 году на верфи ее величества Портсмут. Водоизмещение около 2 тыс. тонн (водоизмещение порожнем 1580 тонн). Четыре котла Yarrow, две турбины Brown-Kurtis, 38 узлов, 5 скорострельных универсальных орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) Mark I, одно трехдюймовое (76-мм) зенитное орудие, 6 торпедных аппаратов.
Эсминец «Fury» капитан-лейтенант Ч. Г. Кэмпбелл
Эскадренный миноносец класса F, сдан в 1935 году. 2 ГТЗА «Парсонс», 35 узлов, имел гидроакустическую станцию ASDIC. Вооружение 4 скорострельных пушки 4,7 дюйма (120 мм) Mk IX, 2 счетверенных 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулемета.
Со следующим кораблем ситуация намного интереснее:
Эсминец «Leamington» лейтенант Б.М.Д.Дж. Энтон
Учитывая, что британские силы находились в плачевном состоянии (потери, понесенные в Норвегии, и при эвакуации из Дюнкерка, значительно сократили список кораблей сопровождения Королевского флота), премьер-министр Уинстон Черчилль обратился к США за помощью.
К лету 1940 года президент Рузвельт предложил решение проблемы. В обмен на передачу 50 эсминцев времен Первой мировой войны Великобритании, США получат в аренду стратегические базы в Западном полушарии сроком на 99 лет. Одним из них стал эсминец «Twiggs», стоявший на консервации в США с 1922 года. Он был передан Великобритании Великобритании 23 октября 1940 года. (Потом он стал эсминцем «Жгучий» СФ СССР, но это отдельная история). 35 узлов, 1500 тонн, Орудия: 4х4-дюйма, и два 2х3 дюйма, торпедные аппараты.
Эсминец «Ledbury» лейтенант Роджер П. Хилл
Эскортный миноносец типа II, заказан на верфи Джона Торникрофта в Вулстоне в рамках Чрезвычайной военной программы 1939 года 5 сентября 1939 года. Корабль был заложен под рабочим номером 6606 24 января 1940 года и спущен на воду 27 сентября 1941 года. Срок завершения строительства был отложен из-за ремонта повреждений, нанесенных судостроительным заводам во время воздушных налетов на Саутгемптон, до 11 февраля 1942 года. Скорость всего 27 узлов, 3 спарки универсальных 102-мм орудий Mark XVI, Счетверенная автоматическая установка 2 pdr. (калибр 2 фунта, это 40-мм) Mk. VIII, две спаренных 20-мм установки.
Очень интересный тип корабля, которого очень остро не хватало советскому флоту (но, наши адмиралы, к сожалению, этого так и не поняли).
Эсминец «Offa» капитан 2 ранга Р.А. Юинг
Эсминец вступил в строй в 1941 году. 37 узлов, 4 шт. 120-мм пушки, зенитная 102-мм пушка, 40-мм зенитный автомат, четыре 20-мм зенитных автомата, торпедное вооружение.
Эсминец «Wilton» лейтенант Эдриан Нортли
Эскортный эсминец «Уилтон», похожий на «Ledbury». Он был заказан у Yarrow Shipbuilders, Скотстоун, 4 сентября 1939 года, один из 17 эсминцев класса "Хант", заказанных в тот день в рамках Чрезвычайной военной программы 1939 года. Скорость 27 узлов, 3 спарки универсальных 102-мм орудий Mark XVI, Счетверенная автоматическая установка 2 pdr. (калибр 2 фунта, это 40-мм) Mk. VIII, две спаренных 20-мм установки.
Помимо эсминцев конвой сопровождали корабли ПВО «Palomares» и HMS «Pozarica». Тоже интересный тип кораблей, который, почему-то не появился в нашем флоте (хотя был явно нужен).
Два бывших банановоза, реквизированных для нужд флота. Суда этого типа достаточно часто использовались военными, в связи с тем, что банановозы были достаточно быстроходными (по сравнению с другими транспортниками). Скорость этих двух кораблей была в районе 13 узлов. Переоборудованы они были на верфи Fairfields в Говане на Клайде. После перевооружения, они имели достаточно сильное зенитное вооружение. Вооружение: 8 четырехдюймовых универсальных орудия (4х2), 8 зенитных 40-мм автоматов (две счетверённых установки), радарная система. Командиры этих кораблей были призваны из запаса: HMS Palomares командовал Джонси ( J H Jauncey), HMS «Pozarica» - Эдвард Дуглас Уиндем Лоуфорд.
Корвет «Lotus» был построен компанией Henry Robb Limited из Лейта, Шотландия, и спущен на воду 16 января 1942 года. Первоначально носивший название HMS «Phlox», он был переименован в апреле 1942 года после того, как предыдущий HMS «Lotus» был передан ВМС Свободной Франции. Введен в строй в мае 1942 года (т.е. был совсем новым). Скорость 16 узлов, одна 4 дюймовая пушка, один 2-фунтовый (40-мм) автомат, спаренный 12,7-мм пулемет, глубинные бомбы.
Такими же «цветочками» (тип «Flower») были корветы «La Malouine» (построенный для Франции, но конфискованный Великобританией), «Poppy» и «Dianella».
HMS «Halcyon» был головным кораблем в своем классе тральщиков, построенных для Королевского флота в 1930-х годах. Судно было спущено на воду 20 декабря 1933 года. Корабль был построен компанией John Brown Shipbuilding & Engineering Company Ltd. в Клайдбанке в Шотландии. 16 узлов, две 4-дюймовых пушки, 8 пулемётов. Остальные два тральщика HMS Salamander и HMS Britomart были однотипными.
Противолодочную оборону осуществляли бывшие траулеры, переоборудованные в корабли ПЛО.
HMS Ayrshire Вооруженный траулер ПЛО, построен в 1938 году, реквизирован в 1939. Командир корабля лейтенант Лео Гредвелл по профессии был адвокатом. Остальные члены из его команды — рыбаками. 10 узлов, вооружение – одна пушка и один пулемет, 40 глубинных бомб, акустическая станция.
HMS "Northern Gem", командир лейтенант Уильям Джон Валентайн Маллендер. Корабль – бывший китобой, на который на баке поставили вместо гарпунной пушки, обычную, 4” пушку и спаренный зенитный автомат
HMS «Lord Middleton» Вооруженный траулер ПЛО, построен в 1936 году. Командир лейтенант Р. Джемейрсон. Такой же китобой, с таким же вооружением.
HMS Lord Austin Вооруженный траулер ПЛО, построен в 1937 году. Командир лейтенант Оле Бернар Эгьяр. Такой же мобилизованный траулер, с таким же вооружением.
С конвоем шли три британских спасательных судна (переоборудованные пассажирские суда) «Зафаран», «Замалек», «Рэтлин» и эскадренный танкер для заправки эскортных кораблей (первоначально это был RFA «Grey Ranger», но из-за его неисправности, он был заменён на RFA «Aldersdale» из соединения «Q»).
Почему я так подробно описываю корабли конвоя? Да, потому, что они, в отличие от могучих линкоров, свой долг выполнили (несмотря на весь маразм ситуации).
Для чего мы возвращаемся в 4 июля? Потому, как перебрав все документы. все равно, получаем полную "сюру". Кто-то очень сильно лукавит...