Найти в Дзене
Navygaming Channel

На книжную полку или пройти мимо: "Эскадренный броненосец "Император Александр III". Часть 1/ № 25

В этой рубрике, в отличии от "Новинки", предлагаю обзор ранее изданных и приобретенных мною книг о флоте, или по тематике близкой к флоту. Поэтому речь идет о том, что когда то было выпущено, но вы не заметили и не решили покупать. Можно конечно ограничиться интернетом, но, как я уже раз заметил одному читателю - в интернете "находится" не вся книжная продукция человечества, и это, ИМХО, хорошо. Причем книги, выполняют не только информационную, но и коллекционную функцию. Их иногда приятно просто держать в руках и листать, читая текст с любой страницы или изучая иллюстрации в любой последовательности. Согласитесь, редко может возникнуть желание открыть любой сайт и читать его текст с любой страницы, ))
Но у каждого человека разные взгляды, разные "книжные полки", и разные требования и принципы ее комплектации. Так что и я не претендую на истину "в последней инстанции", выбор всегда за вами.

да, и надо помнить, что покупка книг сейчас дело дорогостоящее, особенно редких, но это было всегда. Итак, в этой рубрике представляю книги, которые купил относительно давно, и в раздел "Новинки" они не попадают, или как сейчас - книга издана давно, но в мои руки попала только недавно - какая же это "новинка", хотя это может быть "новинка" в моей библиотеке. Данная книжка именно из этой категории.

Да, как уже догадались постоянные читатели канала сегодня речь пойдет о еще об одной книге, посвященной эскадренным броненосцам типа "Бородино". Причем в нарушении принципа "последовательности" мы рассмотрим (познакомимся) с первой книги этой серии, не побоюсь этого термина. Так получилось, что я "проспал" и выход первой книги и выход второй, и только благодаря общению с читателями канала узнал об этих изданиях. Что не маловажно - когда ранее встречал упоминание об этих книгах, то относился к ним достаточно настороженно, ведь казалось что по этим кораблям уже много что написано. Но я ошибся, и к счастью своевременно осознал свою ошибку и смог найти эти книги и купить. Книга издана в Минске, неизвестным местным издательством, а напечатано вообще в Литве, в Вильнюсе! Так что путь у этого шедевра до русских читателей был не простым. Кстати, книга и сейчас продается на сайте одного известного магазина, в названии которого есть слово "Heritage" (ничего не рекламирую, кому надо - тот найдет), можете поискать там - на данный момент там самая низкая цена, ВСЕГО 4400! Для сравнения - на Озоне - 6800! Мне ее удалось приобрести по другим каналам дешевле на треть, чему я несказанно рад, Цены конечно дикие, но все таки, это цена за двухтомник, то есть книга в двух частях. В этом обзоре мы познакомимся только с первой частью, со второй - чуть позже. Тираж был не большой - всего 500 экземпляров, видимо высокая цена сыграла свою роль - поэтому ее и не раскупили, хотя корабль известные, и кое где она еще есть, но не везде. Так на сайте "Моркниги" и "Буквоеда" книги уже нет.

-2

Итак, книга имеет следующие выходные данные - Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Император Александр III" - в 2-х частях. - Часть 1. Опережая "Бородино"(1897-1903)/А.Р.Кудрявский. - Минск: Галiяфы, 2015. -428 с. Это книга уже известного мне автора, хотя до этой книги не встречал книг Андрея Руслановича, но наши уважаемые читатели уже познакомились с книгой Кудрявский, А. Эскадренный броненосец "Бородино". - в 2-х томах., СПб: Морское наследие.- 2022 г., обзор на которую можно прочитать ЗДЕСЬ. Я как раз обещал сделать обзор первой книги, и сейчас выполняю свое обещание. В принципе у этих книг много общего, в первую очередь в подходах к изложению текста, но понятно, что отличия есть, и они не только в том, что описываются разные, пусть и однотипные корабли.

-3

Как уже понятно по названию, речь идет о создании и боевом пути эскадренного броненосца "Императора Александра III", и частично - его четырех "систершипов". По сути книга - о корабле самой крупной серии броненосцев русского флота, это был верх того, что могли себе позволить русский флот и русская промышленность на тот момент. Интересно и то, что в серии из пяти кораблей проекта в виду отличия в месте строительства как бы были построены две группы незначительно отличающихся броненосцев, И если броненосец "Бородино" и "Орел" (о них речь шла в второй книги серии) строились на казенных заводах Санкт-Петербургского порта, то "Император Александр III" вместе с "Князем Суворовым" и "Славой" были построены на Балтийском заводе. Как и в случае с книгой о "Бородино" (мне часто придется проводить некоторые сравнения в этом обзоре) я не буду оценивать сам проект, выяснять лучше были они или хуже иностранных "одноклассников" -все оценки неоднократно давали и продолжат давать эксперты, военные, историки, читатели форумов и социальных сетей, в том числе и читатели этого канала. Просто представим книгу, чтобы получить представление о ее содержании

-4

Книга сразу обращает на себя внимание необычностью подачи материала, и кто читал вторую книгу, понимает о чем идет речь. И свой выбор автор объясняет в предисловии, которое рекомендую прочитать, не в пример другим книгам, так много полезной информации как о том, на основе чего создавалась книга, так и ряд других других моментов, например о реализованной задумке и сложностях, которые сопутствовали ее реализацию. Сразу следует отметить структура книги отличается от традиционных изданий подобного рода, и кроме того она ничего не имеет общего с распространившимися в последнее десятилетие "фотоальбоами про корабли". Это действительно КНИГА, с большим количеством страниц, большим количеством текста, в стиле книг Р.Мельникова или Л.Л.Поленова, изданных в 80-е годы в издательстве "Судостроение". Правда распределение места на странице - спорное. Шрифт небольшой, а вот поля значительные - занимают почти треть страницы, как раз для еще одного столбика. Однако автор уделил эти огромные поля - комментариям, иллюстрациям, пояснениям и ссылкам. Спорное решение, как мне кажется. Но из оставшегося места на странице всё выделено тексту! Иллюстрации есть, но их не просто мало много, их на удивление мало. Зато очень много чертежей! Причем все чертежи - подлинные, для них выделяется место и на страницах, и в виде вклеек, и ввиду разверток, которые выходят за размеры книги. И это не может не радовать.

-5

Много страниц, где вообще не имеют иллюстраций - только текст, текст и текст. Логическую структуру материала (последовательность изложения) автор подчинил хронологии событий, которые сопровождали строительство корабля. Интересно, что он не стал формировать (объединять) главы в несколько частей, а представил их в общей последовательности, поэтому книга включила в себя (1 часть) - 41 главу!!! В среднем объем каждой главы - 10-15 страниц, но есть и меньше - по 6, есть и побольше- по 25-26. Интересны названия этих глав: по ним можно найти главы в которых описаны технические особенности проекта, есть такие - которые посвящены спуску на воду или испытаниям, есть такие которые вызывают недоумение. Но это тоже в свою очередь интересно. По сути каждая глава посвящены той или иной проблеме, все равно что в их основе - техника или люди. В основе текста, как и в основе создания всей книги - тщательная и долгая работа с архивами, поэтому материал подается максимально подробно, с деталями цитатами, выписками из журнала МТК, переписками, рапортами, высказываниями тех или иных должностных лиц. Как и с "Бородино" читателю представляется огромный пласт материала. При этом надо понимать, что не все что написано легко читается и воспринимается - информации, деталей, различных аспектов очень много. При чтении лучше сразу делать пометки и выписки - так много находишь интересного и неизвестного!

-6

Пересказывать текст книги традиционно не буду - рекомендую почитать. Это действительно интересно, в качестве основных источников (первоисточников) автор очень часто использует журналы МТК и различные предписания, материалы фонда ГУКиС, фонд Санкт-Петербургского порта, и др. Это и обеспечило, как мне показалось, поразительную дотошность в представлении материала. Вообще, в книге очень много подробностей, которые очень ярко представляют каким сложным было взаимодействие МТК - строителей - подрядчиков ,которые были задействованы в создании этих кораблей. Иногда ловишь себя на мысли, что вообще удивительно, что эти пять броненосцев были построены и относительно быстро.

-7

Включенные в книгу чертежи собраны не в одном месте, как у "Бородино", а "разбросаны" по тексту, рядом на полях в жирной рамке римскими цифрами даются ссылки - удобно! Касательно фотографий - в книге их сравнительно не много, но есть несколько новых, которые ранее не публиковались, и они качественно атрибутированы во избежание каких то ошибок. Что касается иллюстраций - то пусть у вас не сложится неверное впечатление, иллюстрации (фотографии) есть, но их не много. Кроме того среди общего списка фотографий много портретов офицеров и адмиралов того времени, в том числе и офицеров броненосца, что учитывая гибель корабля со всем экипажей - огромное достоинство. Более того, автор одной из своих задач считает уточнение списков личного состава броненосца, что крайне важно если вспомнить, что он погиб со всем экипажем. Фоторазворотов, как и в книге по "Бородино" тоже нет, только чертежи. Качество имеющихся фотографий не высокое. Но в целом оформление текста производит хорошее впечатление: белая глянцевая бумага, четкая печать, шрифт мелкий - кому то не понравится (мне - нормально).

-8

Вообще, если учесть, что эта книга была первой из серии, то видимо автор и редакторы искали оптимальную структуру подачи материала, поэтому и текст занимает две трети страницы, поэтому и широкие поля. В 2015 году - много книг так оформлялись. Но надо признать, получив определенный опыт (в том числе и опыт работы с архивными материалами), автор к "Бородино" уже скорректировал схему размещения контента на странице. Читается книга не просто, это все таки не бестселлер, технических терминов не много, но все равно от читателя требуется определенная подготовка в области кораблестроения и флота. Особых огрехов, опечаток или ошибок - не заметил, но много информации и отступлений, дополнений. В этой книге автор, тоже старается не только излагать информацию, но и анализировать ее, где- то критиковать, но достаточно деликатно. Воспринимать это не просто, но интересно.

-9

Оформление книги на высоте, издательство мне неизвестно, но оно с задачей справилось (иностранный заказ, как никак) и обеспечило достаточно высокий уровень качества полиграфии. Качество подачи текстового материала высокое, качество иллюстраций - чуть хуже. Книга выполнена в серийном оформлении: переплет твердый яркий, цветной (под старину), серийная обложка, переплет крепкий (прошитый и клееный). В целом очень солидная и неординарная книга, но дорогая, если брать в розницу, в магазинах. Вообщем, буду заканчивать, но вскоре - второй том, в нем постараюсь представить некоторые подробности (возможно).

-10

Не рекламирую, не даю рекомендаций "купить/не купить". Решать вам, дорогие друзья. Книга дорогая, и это надо учитывать! Я разъяснил минусы и плюсы, причем они - СУБЪЕКТИВНЫ. Считаю, что у книги главный недостаток - она продается за очень высокую цену. Но при этом понимаешь, что она стоит своих денег, не в пример другим книга, предлагаемым на рынке. С другой стороны, если зайти в "Читай-город" и посмотреть какие цены просят там за откровенную халтуру, то по другому начинаешь относиться к цене.

Друзья, а кто из Вас уже купил эту книгу? Как ваше впечатление о ней? Делитесь в комментариях, мнение всегда интересно, может я упустил в что либо в обзоре, или был предвзятым. Не пропустите следующие обзоры, в том числе обзор второй части этой книги.

Приглашаем вас на новый ресурс проекта Navygaming, на канале "История флота - история кораблей/Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s , имейте ввиду - доступ не для всех, по подписке, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как ресурс малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Возможно там будем записывать обзоры в видеоформате.