Найти тему

Про книги: 🕮 Нина Никитина "Софья Толстая" (ЖЗЛ)

🕮 Книга, которую читаешь, как роман, понимая, что речь идет о живом человеке. Вернее, о жившем когда-то.

Щемящее ощущение мимолетности человеческого существования и тщеты всех наших эмоций, переживаний - перед лицом вечности.

За книгу я очень благодарна Татьяне Алпатовой, приславшей ее мне в подарок из музея Льва Николаевича Толстого "Ясная поляна".

Я почти ничего не знала о жизни Софьи Толстой, супруги великого писателя. Книга вышла в серии "Жизнь замечательных людей", и как большая часть подобных изданий, основана на дневниках, личных записях, автобиографии и других произведениях Софьи Андреевны.

От чтения получила огромное удовольствие, несмотря на то, что порой приходилось залезать в Википедию, чтобы уследить за хронологией: кое-где автор Нина Никитина возвращалась назад во времени, и я не успевала это заметить.

Фрагмент дневника Софьи Андреевны Толстой (фотография на вкладке в книге)
Фрагмент дневника Софьи Андреевны Толстой (фотография на вкладке в книге)

Вообще меня всегда несколько смущали подобные книги, написанные от третьего лица так, будто тот, кто их пишет, точно знает, что чувствует его герой в каждый конкретный момент. В случае с выдуманным литературным персонажем это естественно, но когда речь идет о реальном человеке, возникает недоверие. Умом понимала, что в основе текста - "дневник", и эмоции, конечно же, достоверны, но все же поначалу спотыкалась о такой "романообразный" стиль. А потом спотыкаться перестала, настолько затянула книга! И дело не в том, что речь идет о жене великого писателя! Она такая же женщина и мать, как мы все, и ее ощущения - близкие, понятные, вневременные.

Удивительно, что не только внутренне откликались многие моменты. В кадре на обложке муж мой сразу разглядел определенное сходство Софьи Толстой с моей мамой - и правда, овал лица да и что-то во взгляде увидела общее. А во вкладке оказалась фотография молодой Софьи Андреевны, безумно напомнившая мне мою собственную карточку из школьного альбома десятого класса.

Пока читала, не удержалась, взяла карандаш (привычка еще с юности, унаследованная от мамы-искусствоведа: все домашние книги, с которыми она работала, были в карандашных пометках) и стала помечать схожие моменты и с нашей семейной жизнью, которых - до смешного! - оказалось немало. Особенно понравился отрывок про терку:

"Однажды ему [Льву Николаевичу - Т.П.] захотелось отведать вареной говядины, к которой требовался хрен. Терки под рукой не оказалось. Вместо того чтобы послать за ней и купить за пять копеек, муж предпочел совсем иной, довольно экстравагантный выход из этого положения. Он изготовил терку сам из куска кровельного железа, а дырки пробил гвоздем: дешево и сердито. Левочка был в восторге от своей остроумной идеи, с удовольствием рассказывая о ней жене. Она же усмотрела в этом мелочность, которую замечала в нем не раз, особенно в его писательских делах, когда он поступал с бумагой как "распроплюшкин", экономя ее до невозможности: отрывал кусочки бумаги от полученных им писем и затем использовал их для писания".

Написано будто про моего собственного мужа, которого регулярно шпыняю за "очумелые ручки" (помните, была такая телепередача в советское время, суть которой мама формулировала фразой "голь на выдумки хитра"? так вот, это его любимая программа!) и непомерную страсть сэкономить даже на копеечных вещицах, сотворив их из подручных средств (эстетика, разумеется, ему не важна!). Теперь поддразниваю его - "может, тебе попробовать писать, вдруг с Толстым роднит не только "мелочность"?!" ㋡

В общем, прочитала я книгу почти на одном дыхании и мечтаю теперь летом доехать до Ясной Поляны! Если получится, обязательно расскажу!

Спасибо всем, кто осилил мой сумбурный текст! А вы любите биографические книги? Что-то последнее время нон-фикшн привлекает меня больше, чем художественная литература!

Как всегда, с нетерпением жду ваши комментарии!

Фотографии на вкладке в книге
Фотографии на вкладке в книге