Сверхъестественные явления, такие как вмешательство божеств в то, как функционирует человечество, не являются чем-то необычным. Дело, конечно, в том, чтобы верить в них, а не в том, происходят ли они на самом деле. Но откуда эта вера?
Как объясняют Брок Бастиан из Мельбурнского университета и Джошуа Джексон из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл, каждое человеческое общество на протяжении всей истории имело какие-то сверхъестественные или религиозные убеждения. Похоже, что они играют важную роль в объяснении явлений, имеющих весьма обыденные корни.
Древние китайское и корейское общества искали божественного вмешательства, чтобы оправдать смену правителей. В свою очередь, египтяне, ацтеки, кельты и мунши руководствовались предполагаемой волей богов для объяснения небесных циклов. Даже в наше время, когда началась пандемия COVID-19, многие люди видели в ней некую форму божественного наказания.
Чтобы понять источник этих верований, Бастиан и Джексон проанализировали исторические данные из 114 обществ. Они были действительно разнообразны, начиная от охотников-собирателей и заканчивая рыбаками и чуть более развитыми обществами, оставившими письменные свидетельства. Анализируя имеющиеся косвенные доказательства, исследователи сосредоточились на том, как эти группы объясняли те или иные явления.
Вера в сверхъестественное присутствует везде, где формируются человеческие общества.
Речь шла о том, чтобы понять, склонны ли наши предки оправдывать какие-либо конкретные явления. Авторы исследования считали, что может быть разница между верой в сверхъестественный источник событий, которые не обязательно были вызваны действиями человека, таких как засухи или эпидемии. С другой стороны, события, связанные с людьми, такие как войны и грабежи, теоретически не должны быть предметом веры в какое-либо божественное вмешательство.
А как было на практике? На самом деле явления, независимые от человека, чаще рассматривались как примеры действия сверхъестественных сил. В случае болезней это объяснение применимо к 96% сообщества. Немногим меньше, т. е. 92 %, рассматривали стихийные бедствия как пример божественного вмешательства, а 90 % описывали таковыми засухи. Что касается ситуаций, связанных с активным участием человека, то уровень убийств составил 82 %, войн — 67 %, краж — 26 %. В этом случае за причинами далеко ходить не надо. История Каина и Авеля объясняет происхождение убийства, а в книге Иисуса Навина мы узнаем, что война, разрушившая Иерихон, имела сверхъестественное происхождение.
Кроме того, авторы исследования отметили, что общества все больше верят в причастность сверхъестественных сил к социальным явлениям по мере того, как они становятся более сложными и всепроникающими. Более густонаселенные группы со своей валютой и наземным транспортом, как правило, чаще использовали божественное вмешательство как источник войны или воровства. Противоположное было верно для небольших и менее развитых сообществ.