Древние римляне создали взрывчатую смесь. Они жили в самых больших, грязных и густонаселенных городах в истории западной цивилизации. В то же время у них было очень ограниченное, а часто и полное непонимание медицины. Эффекты легко угадать.
Л. Дж. Траффорд, автор книги « Выживание в Древнем Риме », справедливо отмечает, что «в очень многолюдном городе без вакцин и антибиотиков и понимания важности обеззараживания» болезни были обычным явлением.
Смертность среди младенцев и детей раннего возраста была особенно высока — как и в последующие эпохи. Роды тоже были очень опасны. Но и в быту было множество болезней, причины которых ускользали от внимания древних ученых.
Дисбаланс настроений и странная лихорадка
Римские медики считали, что все недуги являются следствием дисбаланса настроений, наполняющих организм: крови, желчи, черной желчи и слизи. В лечении охотно обращался к магии, в том числе и к защитным амулетам. Однако это не означает, что римляне полностью отвергли здравый смысл.
«Несмотря на свою приверженность модели здоровья, основанной на юморе, римляне не игнорировали того факта, что проживание вблизи болотистой местности означало склонность подхватывать странную, смертельную лихорадку, хотя считали, что это связано с воздухом, а не с комарами, -- комментирует автор книги " Как выжить в Древнем Риме .
Правда написана на надгробиях
Весьма ограниченный исходный материал не позволяет детально определить продолжительность жизни в древности, распространенность конкретных заболеваний и точный прогноз, связанный с ними.
Анализ нескольких тысяч сохранившихся надгробий и надписей на римских урнах позволил сделать ценные выводы. На их основе Брент Шоу, автор книги « Времена года смерти: аспекты смертности в имперском Риме », установил увлекательную закономерность.
От поздней республики (1 век до н.э.) до падения Западной империи жители Вечного города чаще всего умирали в один период года. Среди взрослых избыточная смертность — даже в несколько раз превышающая норму — приходилась на квартал с августа по октябрь.
Есть подозрение, что причиной могли быть повторяющиеся приступы малярии — одной из самых распространенных и опасных болезней древности, а заодно и упомянутая Л. Дж. Траффордом «странная, смертельная лихорадка».
Еще в девятнадцатом веке пик сезонных случаев малярии в центральной Италии, как и пик смертности, приходился на конец лета и начало осени. Сохранившиеся надписи предполагают, что то же самое было и 2000 лет назад.
Чума, оспа, туберкулез
Малярия представляла собой постоянную угрозу, повторяющуюся из года в год. Вечный город, Италия и вся Римская империя также боролись с более редкими, но не менее разрушительными эпидемиями.
Профессор Вальтер Шайдель, автор работы « Болезни и смерть в древнем городе Риме », подсчитал, что в среднем каждые 4,3 года столицу поражали «кризисы смертности», т. е. болезни, убивавшие особенно большое количество жертв.
Самой драматичной была так называемая Антонинова чума , о которой мы писали в другой статье . Кассий Дион утверждал, что во время ужасной волны болезней в 189 году нашей эры умирало 2000 человек в день. Это число не может быть подтверждено, но, по словам профессора Шейделя, вероятно.
Сегодня чуму Антонина часто отождествляют с оспой. Туберкулез и проказа также могут быть упомянуты среди других особо опасных болезней, неоднократные нападения которых опустошили Рим и Италию.