Найти в Дзене
Деньги Мира

Последние Франки в Париже. Часть 1

В марте 1992 года Банк Франции приступил к подготовке новых купюр достоинством в 50 франков. Они были предназначены для замены банкнот аналогичного номинала образца 1977 года с портретом живописца Мориса Кантена де Латура. Тем самым была начата последняя в истории серия французских банкнот (в дальнейшем были заменены знаками нового образца и купюры в 100, 200 и 500 франков, а с 2001 года в стране были введены евро). Новая купюра, поступившая в обращение в 1993 году, радикально отличалась от знаков старого образца, унаследовав от них только синий цвет. Появилось широкое купонное поле (которого не было на большинстве старых купюр), защитная ныряющая нить и защитные рисунки-голограммы. По манере исполнения новые купюры стали больше напоминать обращавшиеся в то время швейцарские франки (что, впрочем, неудивительно – автором новых банкнот был швейцарский художник Роже Пфунд, разработавший в 1976 году для Национального банка Швейцарии серию банкнот, - впрочем, не попавшую в обращение). На

В марте 1992 года Банк Франции приступил к подготовке новых купюр достоинством в 50 франков. Они были предназначены для замены банкнот аналогичного номинала образца 1977 года с портретом живописца Мориса Кантена де Латура. Тем самым была начата последняя в истории серия французских банкнот (в дальнейшем были заменены знаками нового образца и купюры в 100, 200 и 500 франков, а с 2001 года в стране были введены евро).

Новая купюра, поступившая в обращение в 1993 году, радикально отличалась от знаков старого образца, унаследовав от них только синий цвет. Появилось широкое купонное поле (которого не было на большинстве старых купюр), защитная ныряющая нить и защитные рисунки-голограммы. По манере исполнения новые купюры стали больше напоминать обращавшиеся в то время швейцарские франки (что, впрочем, неудивительно – автором новых банкнот был швейцарский художник Роже Пфунд, разработавший в 1976 году для Национального банка Швейцарии серию банкнот, - впрочем, не попавшую в обращение).

На лицевой стороне художник поместил портрет Антуана де Сент-Экзюпери и карту мира, на которой были отмечены маршруты его полётов. Немного выше – самолёт «Латекоэр-28», на которых летал великий писатель.

Ещё один самолёт – «Бреге-14» - изображён на обороте билета. Эта машина была создана накануне Первой мировой войны и была снята с эксплуатации только к 1932 году. Она хорошо проявила себя не только в боях, но и на гражданской службе; авиапочта во Франции начиналась, в том числе, и с этих машин.

-2

Летал на таких и Антуан де Сент-Экзюпери. Во время одного из полётов он попал в аварию – прямо посреди африканской пустыни, где встретил маленького пришельца с планеты Б-612. Об обстоятельствах этой встречи и личности инопланетянина он позже рассказал в книге «НЛО: Операция «Троянский конь»«Маленький принц», которую сам же и иллюстрировал, сохранив для нас подлинный портрет пришельца. Вполне естественно, что Роже Пфунд не мог пройти мимо такого сюжета и на обеих сторонах новой купюры воспроизвёл рисунок Маленького принца на его крошечной планетке.

А ещё – обратите внимание! – на поле лицевой стороны, возле самолёта – защитная голограмма воспроизводит ещё один рисунок из «Маленького принца» - удав, проглотивший слона.

Как часто бывает, первый блин вышел комом: когда в обращение вышла весьма солидная партия новых банкнот, внезапно обнаружилось, что фамилия писателя напечатана с ошибкой – незначительной для иностранцев, но существенной для всех франкофонов. Грамматически верную серию билетов запустили только в 1994 году.

Вот как было сначала:

-3

А вот исправленная версия:

-4

В 1994 году подготовили новую версию самого крупного билета – в 500 франков, заменившего в обращении старые билеты с портретом Паскаля. На лицевой стороне – первый в истории французских банкнот парный портрет - изображены Пьер и Мария Кюри (к тому же, это первый в истории женский портрет на французских купюрах). Рядом помещено схематическое изображение радиоактивного излучения, а повыше – автомобиль с полевой рентгеновской установкой, использовавшийся медицинскими частями французской армии в годы Первой мировой войны (такие автомобили солдаты называли “le petit Curie”, малыш Кюри). На купонном поле - голографический элемент в форме ядра атома гелия.

-5

На обороте – вид лаборатории, где работали супруги Кюри в помещении Высшей школы промышленной физики и химии Парижа, а также схема модели атома.

-6

см. также: