Для оформления купюр шестой серии швейцарских банкнот («Швейцарские учёные»), поступившей в обращение во второй половине 70-х годов, были использованы работы дизайнеров Эрнста и Урсулы Хистанд. На конкурсе, который проводил Швейцарский национальный банк, этот проект занял второе место, но именно он и был в дальнейшем воплощён в жизнь. Одной из причин такого решения было то, что проектировщики (следуя рекомендациям экспертов) значительное внимание уделили портретам. Они были не только больше, чем обычно, но и были выполнены в более сложной манере. По мнению экспертов, точная имитация портретного изображения – весьма сложное дело при подделке банкнот.
Первое же место в конкурсе заняли проекты, выполненные художниками Роджером и Элизабет Пфюнд. Понятное дело, в обращение они не пошли. Но о них не забыли.
И правоохранительные, и финансовые органы Швейцарии хорошо понимали тот факт, что развитие полиграфических технологий идёт огромными шагами. На какие бы ухищрения ни шли изготовители денежных знаков, фальшивомонетчики всегда найдут способ обойти защитные меры. Нельзя сказать, что какие-то знаки имеют абсолютную защиту от подделки. Но это ещё полбеды. Возможности современных фальшивомонетчиков таковы, что процесс изготовления фальшивых денег можно поставить в промышленных масштабах. Поэтому в Швейцарии некоторые из серий банкнот выпускали в качестве резервных – на случай массовой подделки обращающихся денежных знаков. Это позволило бы оперативно заменить наиболее пострадавшие от подделки номиналы, а то и всю серию целиком. И вот, на основе проекта Пфюндов в 1984 году была отпечатана отдельная серия денежных знаков, которая не поступала в обращение, а была отправлена в хранилища в качестве резервной.
По условиям конкурса темой оформления банкнот должны были стать выдающиеся швейцарские учёные и их достижения; Пфюнды подошли к этой теме несколько иначе. Портреты учёных были те же и размещались на банкнотах тех же номиналов, что и на обращающихся знаках; только на тысячной купюре изображался Луи Агассис, а не Огюст Форель. Открытия же и научная деятельность этих учёных были освещены по-другому.
Так, на знаке в 10 франков (посвящённом Леонарду Эйлеру) поместили изображение многогранника и схему задачи о мостах Кёнигсберга. На обороте – уравнение гамма-функции, таблица для расчёта чисел и схема Солнечной системы.
На лицевой стороне 20-ти франкового билета (Орас Бенедикт де Соссюр) изображены кристаллы кварца и роговой обманки (учёный много занимался исследованиями их свойств). На обороте – изобретённый де Соссюром волосковый гигрометр, а его увлечение альпинизмом символизируют вид на долину Шамони и гору Монблан, а также сцена восхождения на ледник Такуль (близ Монблана).
На лицевой стороне билета в 50 франков (Конрад Гесснер) отражает интересы учёного в изучении растительного мира – их символизирует листва и дерево карликовой вишни. Сюжет оборотной стороны – изучение Гесснером животного мира, его познания в этой сфере собраны в книге «История животных». Показана гравюра на дереве, изображающая беркута, и латинский текст, описывающий фантастическое существо – семиглавую гидру. Такова была наука о животных в эпоху Гесснера – наряду с реальными животными учёные описывали фантастических существ, якобы обитавших в дальних краях.
Фрагмент оформления красивейшей Латеранской базилики в Риме приведён на билете в 100 франков. Изображённый на нём архитектор Франческо Борромини в XVII веке занимался её перестройкой. На обороте – шпиль церкви Сант Иво и схема ещё одного творения Борромини – римской церкви Святого Карла у четырёх фонтанов. Рядом – небольшое изображение голубя из этой церкви (символ монашеского ордена тринитариев, на чьи средства строили церковь).
Научные интересы Альбрехта фон Халлера (изображённого на знаке в 500 франков) символизируют изображения клеточной структуры тканей организма, анатомический рисунок человека и схема грудной клетки. В маленьком медальоне – небольшое изображение Альп, напоминающее о том, что фон Халлер ещё и писал стихи; его перу принадлежит поэма «Альпы». К слову, билет в 500 франков стал последним знаком такого номинала – в наборе восьмой серии (появившейся в 90-х годах) его заменил впервые выпущенный билет в 200 франков.
Тысячный билет украшен портретом Луи Агассиса, исследователя живой природы, окаменелостей, основателя гляциологии – науки о льдах и ледниках. Фон лицевой стороны билета выполнен в виде стилизованной структуры поверхности раковины морских беспозвоночных. На обороте – рисунок окуня, составленный как бы из трёх частей: голова живой рыбы, тело – часть её скелета, хвост – в виде окаменелости (Агассис занимался вопросами эволюции). Рядом – рисунок, изображающий структуру рыбьей чешуи и схематическое изображение раковины аммонита.
Длительное время эти резервные купюры находились под секретом. В обращение они так и не попали и в дальнейшем были уничтожены. Более того, седьмая (резервная) серия стала последней резервной серией купюр Швейцарии. В начале 90-х годов руководство Национального банка пришло к выводу о том, что печатать банкноты в резерв – неудобно и невыгодно. Проще оперативно реагировать на вызовы со стороны фальшивомонетчиков, своевременно выпускать денежные знаки с улучшенными защитными характеристиками, используя передовые технологии.
см. также:
#швейцарский франк #деньги мира #нумизматика #бонистика #швейцария #культура #невыпущенные банкноты