СВЯТИТЕЛЬ НЕКТАРИЙ ЭГИНСКИЙ: О ПОКАЯНИИ, О ПОСЛУШАНИИ ЗАКОНАМ, О ДИСЦИПЛИНЕ И НЕПОСЛУШАНИИ
Святитель Нектарий Эгинский "познай самого себя" [Глава IV, о нравственном законе, параграфы 20-23]
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
Часть 2. Нравственное учение.
ГЛАВА IV. О НРАВСТВЕННОМ ЗАКОНЕ
20. О покаянии
Божественный Златоуст говорит о покаянии следующее: «Покаяние же состоит в том, чтобы уже не делать впредь того же, а кто принимается за прежние дела, тот уподобится псу, возвращающемуся на свою блевотину и тому, который, по пословице, бьет шерсть над огнем и черпает воду решетом. Итак, надобно и делом и мыслью отставать от поползновений греховных; а, отстав, прилагать к ранам противоположные грехам врачевства. Укажу некоторые примеры. Ты – хищник и лихоимец? Отстань от хищения и приложи к ране милостыню. Ты блудодействовал? Отстань от блуда и приложи к этой язве целомудрие. Сказал что-нибудь худое о ближнем и повредил ему? Оставь злословие, приложи дружелюбие. Станем так делать и с каждым из наших согрешений».
И тут же прибавляет: «Если ты стар и идешь к последнему исходу своему, то не думай, что ещё успеешь покаяться, иначе придется тебе отчаяться в своем спасении. А Вы молодые не унывайте из-за своей молодости и не думайте, что у вас достаточно времени, потому что день Господень приходит, как вор ночью. Вот почему кто-то увещевает, говоря: "Не вздумай ждать возвращения к Господу и откладывать день своего покаяния, чтобы не умереть внезапно" (Сирах). Итак, пожилой человек имеет ввиду написанное выше увещевание, а молодой имеет в виду вышеупомянутое увещевание.
Впрочем, можешь ли ты жить спокойно и благополучно, копить деньги и не иметь никаких страданий? Но послушай, что говорит Павел: «когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба» (1 Фес.5,3). Жизнь полна перемен. И если мы не можем стать обладателями вещей, то как мы можем стать обладателями добродетели. Сам он говорит, что есть много способов и путей покаяния.
Это осознание того, что мы грешники, недержание зла на врагов, сдерживание своего гнева, прощение грехов друг другу, усердная и прилежная молитва, подача милостыни и имение смирения».
И Иосиф Вриенний говорит: «Есть четыре вещи, из-за которых человек, не может раскаяться, и Бог не может принять его молитву: если он гордится, если у него нет любви, если он осуждается грешников, если он держит обиду на кого-то» (Слово 9, о Троице).
21. О послушании законам.
Соблюдение законов — великая добродетель. Послушание законам свидетельствует о добром поведении души, здравом уме, благочестии по отношению к Богу и людям, о почтении к законам, силе добродетели в душе, доброте сердца и благородном нраве. Послушание законам учит душу искать и радоваться добру и ненавидеть зло. Желать делать то, что хорошо и угодно Богу, и сопротивляться злу, [всему] незаконному и несправедливому.
Соблюдение законов безопасно направляет законопослушных на прямой путь, ведущий к истинному благополучию и блаженству. Оно ведет к славе, к чести, к честной и славной старости. Оно соделывает человека законопослушным, потому что учит его подчиняться законам и умирать за свою страну.
Послушание законам воспитывает того, кто их соблюдает, как нравственное и политически-свободное существо, ибо почитание положений закона укрепляет его нравы, делает его нравственным, с рыцарской [благородной] душой и соделывает его храбрым и мужественным.
Закон Божий для подчинившихся ему становится учителем в благочестии, руководителем в познании Бога, ведущим к Господу Христу, где они будут совершенно обучены и обретут праведность, которую дает вера. Закон Божий воспитывает добродетели по способностям каждого человека. Подчиняющийся закону по существу соблюдает заповедь Божию, потому что подчинение законам есть божественная заповедь. Апостол Павел учит, говоря: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога» (Рим. 13,1).
Непокорные и преступающие закон — это люди, полные всякого зла, пренебрегающие и Богом, и справедливостью, творящие несправедливость, больные душой, ходящие темными, нечестивыми путями, лишенные нравственности, наглые во время мира, и трусливые во время войны. Они лишены нравственных сил, не в силах противостоять опасностям и спастись. Те, кто не подчиняется законам, расшатывают общество и подрывают само существование государства. Те, кто не подчиняются законам, становятся разрушителями собственной страны.
22. О дисциплине.
Дисциплина – это послушание власти и послушание законам. Дисциплинированный сначала научился слушаться Бога и воздавать «кесарево кесарю и Божие Богу» (Мф. 21).
Дисциплинированного родина награждает счастьем. Тому, кто сказал, что Спарта счастлива, потому что во главе ее стоят цари, Феопомб сказал: «Ты скорее должен сказать, что она счастлива, потому что у нее дисциплинированные граждане. Гораздо лучше подчиняться законам и правителям, чем убивать врагов».
Ксенофонт говорит: «дисциплина есть великое благо, и видно ее в том, что имеющие ее желают сердцем делать добро». И Софокл говорит: «Нет большего зла, чем анархия, она разрушила города, она внесла смуту в дома, она вступает в бой и, подобно упражнению Эола, опрокидывает все губительным образом, но дисциплина спасает жизнь добрых людей».
23. О непослушании.
Непослушание есть неповиновение данному приказу. Непослушание – это неуважение к тому, кто дал заповедь. Это нарушение распоряжения. Это действие, направленное на господство над нашей волей, это тенденция к независимости, это склонность к самодеятельности. Непослушный уже объявил войну своему правителю и, таким образом, стал его врагом. Непослушный презирает законодателя и противится его воле. Он любит жить в анархии и наслаждается беспорядком.
Он любит беззаконие, наслаждается грехом, не терпит власти и не умеет быть дисциплинированным. Непослушные безумны, ибо неповиновение законам поистине великое безумие. Непослушные собирают зло на свою голову, они несчастны и жалки и проводят свою жизнь безобразно.
«Пренебрегающий законом, — говорит Библия, — пренебрегается Им, а соблюдающий заповеди спасётся» (Притчи). Кто не слушается гласа Господа и Бога своего и не соблюдает всех Его заповедей, тот нарушает закон Божий и на него падет гнев Господа.
Продолжение следует! В следующей публикации будет представлены параграфы 24-28 четвертой главы на тему: "о совести и об ожесточении сердца".
Если статья Вам понравилась, перешлите статью Вашим друзьям и знакомым, поставьте понравилось, оцените статью👍, подписывайтесь на канал и рекомендуйте его знакомым!
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Иерей Александр Сергеев