Часто встречаю разоблачительные заметки о том, как советские композиторы и ВИА «передирали» западные хиты. Дескать, а мы-то думали... И почему-то не встречаю заметок о том, что на Западе точно так же «передирали» наши. Ну, значит, сам напишу. Хоть я специалист тот ещё.
С чего начнём? А давайте начнём издалека! Вот группа музыкантов, весьма дорогая сердцу каждого комсомольца и пионера семидесятых.
В отличие от другой дорогой сердцу группы (название которой тесно связано с понятием "дирижабль") эта была ближе к джазу, чем к блюзу, и обожала импровизационные дуэли, которые на концертах затягивались минут на десять. Причём, Усатый тяготел к классике, а Обиженный Иранский Ребёнок над этим подтрунивал. Усатый, бывало, запилит соло – сложное, виртуозное, потом передаёт эстафету Ребёнку, а тот, вместо того, чтоб тоже запиливать, давай стебаться – пародировать вдохновенный экстаз своего коллеги. То "Джингл Беллз" на гитаре нащиплет, то "К Элизе". А Ботаничка (барабанщик-очкарик) сидит посмеивается... В другой раз Усы кидает ответочку: тоже популярную мелодийку какую-нибудь, ну-ка, что ты теперь придумаешь? Так и прикалывались всю дорогу.
Я почему так долго рассказываю? Потому что на видео, которое ниже, они вообще-то играли другое вступление (это и видно). Запись, на которой Джон Лорд наигрывает "Подмосковные вечера", была сделана в другом месте и в другое время. Однако – была же!
А откуда англичанин вообще знал эту мелодию? Тут эксперты во мнениях расходятся. Одни кивают на Вана Клиберна (дескать, Лорд любил академическую музыку и не мог не интересоваться Конкурсом Чайковского, на котором Клиберн это исполнил:
Но как по мне – вряд ли. Лорд действительно уважал академическую музыку и не стал бы так откровенно обстёбывать то, что исполнял великий коллега. Скорее "источником вдохновения" было вот это:
Петула Кларк была исключительно популярна в Англии в шестидесятые и семидесятые годы. И мелодию "Вечеров" англичане знали, скорее всего, благодаря её исполнению.
Поехали дальше.
Англичанка Мэри Хопкин (валлийка, поправляют нас) была победительницей национального телевизионного конкурса талантов. На неё обратил внимание Пол Маккартни. (Говорят, ему посоветовала это сделать знаменитая манекенщица Твигги.) И не просто обратил – а стал её продюсером! Мэри Хопкин стала первой, с кем заключила контракт битловская продюсерская фирма "Эппл рекордз". А какую же песню выбрал автор "Естыдей" для своего продюсерского дебюта? А вот какую:
...восклицательный знак.
Забавно, что саксофон в аранжировке пытается играть роль еврейской скрипки. Вероятно, сэр Пол, подобно другому известному человеку – художнику и вождю германской нации – не особо различал цыган и евреев.
...Правда, тут некоторые несознательные комментаторы пишут, что это, мол, немецкая песня. Негодующе хохоча бьём их козырем:
Что, тоже немецкая? Или, может быть австралийская народная?!..
Едем дальше. Это все видели, нет? А гитариста рядом с контрабасом узнаёте?
Это Бьорн из будущей "АББЫ". Говорят, песня была весьма популярна в Швеции. И ссылками на авторство советского композитора Аркадия Островского никто не заморачивался. (Вот тебе и "Толстый Карлсон"...)
Что-то ещё в памяти крутится, крутится... Не могу вспомнить. Кто помнит, помогайте! Давайте буржуёв разоблачать!
Шучу. Если хотите знать моё мнение, то – ноты общие, пой на здоровье. Вообще, мой нравственный идеал – Конрад Вильгельм Рентген, о котором мы сегодня утром рассказывали. Не стал патентовать оборудование для рентгеновских исследований – пользуйтесь, люди! (А ведь мог бы миллионером стать.) Но чужое авторское право я уважаю. В названии этой заметки использовано название дзен-канала "Пьём своё". Загляните, кстати, туда, интересный! Особенно для подросших комсомольцев и пионеров. (Не, ну на Пасху-то можно?)
После такой заметки рекламу детского журнала давать стесняюсь. Рассчитываю на ваше чувство ответственности. Представляйте, что она здесь есть.
Ещё примерно об этом:
Хафанана! Песни, которые мы любили, но не понимали
«Чужестранец Пеге», или Мелодии и ритмы зарубежной эстрады