Найти тему
Елена Шаврак

ЕГЭ по химии: задания на химическое равновесие.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня я хочу затронуть вопрос 22 в формате ЕГЭ по химии - химическое равновесие. Указания нормативных документов ФИПИ по этому вопросу приведены ниже:

-2
-3
-4

Результаты выполнения заданий участниками ЕГЭ-2022 приведены на рис (Д.Ю.Добротин, http://doc.fipi.ru/ege/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy/2022/hi_mr_2022.pdf):

-5

Можно увидеть, что 22 задание не представляло сложности только для группы участников с высоким уровнем подготовки. Средний процент выполнения 22 задания в 2022 году составил 54,6%.

Не углубляясь в авторскую методику преподавания темы "химическое равновесие", хочу отметить, что залогом успешного выполнения 22 задания, на мой взгляд, является сведение всего объема требуемых мыслительных операций к "магической" фразе: "Мы увеличиваем (внешний фактор) - она (система) будет уменьшать (этот фактор, т.е. воздействие на систему)" (и наоборот). Предварительная подготовка к использованию этой фразы заключается в разборе того, каким образом система может увеличивать (уменьшать) давление, температуру, концентрацию реагентов.

Как показывает практика, основные затруднения при выполнении задания 22 встречаются, когда внешним фактором выступает добавка или удаление веществ, как непосредственно или опосредованно участвующих в реакции, так и полностью индифферентных к рассматриваемому процессу.

Ниже будут разобраны 10 подобных примеров из сборника Е.Дацук и соавт "ЕГЭ по химии-2023- Тематические тесты":

Пример 1:

-6

Пример 2

-7

Пример 3

-8

Пример 4

-9

Пример 5

-10

Пример 6

-11

Пример 7

-12

Пример 8

-13

Пример 9

-14

Пример 10

-15

Заранее благодарна за конструктивные дополнения и замечания.

Веду набор учеников для онлайн-подготовки к ОГЭ по химии 2024, ЕГЭ по химии-2024. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах. Для получения более подробной информации пишите в ВК : https://vk.com/id363684368

Всего доброго!

: