Из истории ГДР известно такое понятие, как Долина простаков (Tal der Ahnungslosen). Речь идёт о тех регионах Восточной Германии, где плохо принималось телевидение и УКВ-радио из ФРГ (на карте – No Reception). «Простачество» их заключалось, по мнению авторов этого понятия, в том, что они были лишены правдивой информации о своём бесчеловечном режиме и радостях капитализма.
Но исследование 2009 года выявило удивительный парадокс. Оказалось, что «простаки», лишенные доступа к западному ТВ и радио, были группой населения ГДР, наиболее недовольной режимом. Дело в том, что «западногерманское телевидение не только информировало зрителей о мрачных реалиях коммунистического правления в Восточной Европе [а то гэдээровцам не было известно об этих реалиях], но и проливало свет на такие противоречивые аспекты жизни капиталистического общества, как преступность, наркомания, массовая безработица и неравное распределение богатства».
Иными словами, западногерманские СМИ служили восточным немцам источником развлечения и не вызывали особого желания сбросить режим. Чем честнее они рассказывали о реальной жизни при капитализме, тем больше у жителей ГДР было поводов думать: «не так-то у нас плохо». Согласно данным, приводимым авторами исследования, в 1988 году, когда режим ослабил гайки, и стало проще подавать на выездную визу, больше всего желающих выехать было именно в «долине простаков».
Эта история учит нас тому, что глушить вражеские голоса – бесперспективная идея. А вот иметь возможность знать о жизни идеологического (и не только) противника, желательно из первых рук, – бесценно. Интересно, почему эту простую истину нужно все время открывать заново?
Правда, в случае двух Германий был один нюанс. Гэдээровцы смотрели и слушали то, что предназначалось внутренней западногерманской аудитории, а не «вражеские голоса» в строгом смысле. Но есть нюансы. Западногерманские вещатели не могли не принимать в расчет того, что их передачи потребляют на востоке. Конечно, они не ориентировались на то, как обработать мозги восточным все время, но в ключевые моменты этого не могло не быть.
Ситуация ГДР/ФРГ примечательна тем, что железным занавесом был разделен один народ, говорящий на одном языке (интересно было бы посмотреть на аналогичные исследования по Корее сегодня). Совершенно другая ситуация – это Россия/западный блок сегодня. Тут уже обе стороны пытаются воздействовать друг на друга средствами чистой пропаганды, на языке противника (и пытаются купировать это воздействие запретами). Полагаю, что с обеих сторон вот эта классическая пропаганда воздействует на крайне немногочисленную прослойку населения. Да, мы знаем, что все общественные потрясения осуществляются как раз немногочисленными прослойками, но что-то не припомню случаев, когда бы их провоцировала прежде всего пропаганда.
Но дело в том, что о жизни окружающего мира можно узнавать не только из масс-медиа (странно, да?). Изо дня в день получаю подтверждения того, что самые упоротые критики российских порядков и всепропальщики получаются из тех, кто не представляет себе реальной жизни за границей (любой). Впрочем, из них же получаются самые упоротые шовинисты, такой парадокс.
Поэтому опыт жизни в других странах, путешествия, знание языков, открытость миру, да и общая эрудиция – все это способствует более трезвой оценке жизни в своей стране и за ее рубежами. Но может это работать и в другую сторону (снова парадокс). Пытаться управлять такими процессами нереалистично: слишком много факторов нужно принять во внимание. И все же, повторю банальное: больше знаний, больше непосредственного и разнообразного опыта – благо. Потребление тенденциозной информации – зло. Даже если эта информация как бы за нас. Рассказы об ужасах западной жизни из телевизора (даже самые правдивые!) имеют куда меньший эффект на восприятие, чем мелкие бытовые неудобства, пережитые на Западе непосредственно.
У нас на глазах разворачивается интереснейший эксперимент. Вот, русским максимально усложнили попадание на Запад и жизнь там. Каким будет эффект? Появится упоротое поколение, для которого Запад станет несбыточной мечтой, и которым будет легко манипулировать при помощи самой тупой пропаганды? Или же, наоборот, появится – и среди русских на Западе, и среди бывших прозападных русских в самой России – группировка тех, кто выдает базу? Будем наблюдать.
Еще о политике и обществе
- Как советская власть пестовала национализмы (кроме русского)