Найти тему
George Rooke

Организация флотского питания на Королевском флоте.

Как всем известно, голодный моряк – плохой моряк. И снабжение английского флота было всегда довольно исключительным, более того – во многих аспектах пищевого довольствия и организации снабжения провизией Роял Неви стоял впереди всех. Тем не менее, с этим снабжением были проблемы, которые решались со временем. Давайте об этом поговорим.

Мы с вами не будем заглядывать в стародавние, поросшие мхом, времена, а начнем свой обзор со второй половину XVII века. Именно тогда Сэмьюэл Пипс, секретарь Адмиралтейства, сделал простую вещь – составил рацион на неделю на одного матроса, далее просто умножил полученное на количество матросов и заключил контракты с поставщиками на поставку провизии на флот. В результате Адмиралтейство точно знало, какой спектр товаров нужен и какую сумму на снабжение надо выделить.

Итак, провизия пришла на корабль. Как она распределялась и вообще как было организовано питание? С господами офицерами все ясно, они сидели за столами на мягких стульях в кают-компании, очень часто на кораблях была фирменная офицерская корабельная посуда, фарфоровая или даже серебрянная (особенно это было распространено в XIX веке), и получали блюда согласно рациону, а если их что-то не устраивало – вполне могли докупить продуктов за свои и разнообразить меню.

А что с моряками? С давних пор, чуть ли не со времен Эдуарда III, английские моряки стихийно были образованы в артели (mess). Каждая артель (обычно она состояла из 15-20 человек и делилась по профессиональному признаку, например – плотник и его штат, артиллеристы, марсофлоты и т.д.) получала провизии на неделю на всех членов артели. Часть еды ели в сухомятку, а часть – отдавалась на камбуз, где из этой еды готовили блюда – чаще всего супы и каши. Иногда артель, не доверяя корабельным кокам, сама выбирала себе повара, который готовил блюда из полученной еды. Далее котелок с приготовленным супом или кашей доставлялся на место несения службы артели (например, на пространство между баковыми орудиями нижнего дека), в общем, там где жили и служили, и там главный по артели распределял питание по чашкам и кружкам.

Стоит добавить, что из зарплаты моряков деньги за продукты вычитались.

В 1797 году такая организация питания была признана устаревшей, и было введено две должности: это главный кок и провизионный казначей (чаще всего эту должность исправлял баталер).Два представителя от артели шли со списком еды к провизионному казначею, который выдавал разрешение на покупку еды. Далее еду под опись сдавали главному коку, который из нее готовил заказанные блюда, и представители артели на выходе получали котелки с пищей. Понятно, что система эта была открыта для любых злоупотреблений, воровали и баталеры, и казначеи, и коки, и помощники коков. Поэтому в Наполеоновские войны артели самоорганизовались, и решили просто – понятно, что море провизию нигде кроме корабельного склада купить невозможно. А вот если мы стоим дома, в порту – то зачем нам корабельные запасы? Мы лучше купим еду на рынке, там она и дешевле, и лучше! Так и делали.

Вскоре был придуман следующий ход – обычно о выходе корабля в море было известно заранее. Поэтому артель откладывала небольшой запас денег, выделенных на питание, и перед выходом в море закупалась продуктами на берегу. И лишь по исчерпании этой провизии шла за продуктами к баталеру и главному коку.

Такой порядок вещей существовал в Королевском флоте до 1907 года. Его изменил ворвавшийся в Адмиралтейство как ветер в царство сонных теней Джекки Фишер. Он, видя проблемы со снабжением кораблей, организовал буфеты и бары, сначала на военно-морских базах, а потом и на некоторых кораблях. Смысл этого новшества следующий – гражданские организации, занимающиеся питанием, заключают с ВМФ контракт, согласно которому организуют столовые, бары, развлекательные учреждения для моряков, где моряки по низким ценам могут купить, все? что им требуется. Поскольку предпочтение отдавалось тем организациям, чьими хозяевами были отставные моряки, было введено правило, что наценка на товар не должна превышать более 5%. Понятно, что эта мера позволяла морякам сравнительно дешево и нормально питаться в мирное время, но когда началась Первая Мировая и корабли почасту и помногу были в море – система эта разрушилась.

Именно во время Первой Мировой на флоте пришло понимание, что надо наладить полноценную организацию питания на кораблях. Ну если мы хотим, чтобы флот эффективно выполнял свои задачи. Что значит «эффективная организация питания»?

Прежде всего, еда должна быть

- разнообразной.

- вкусной.

- недорогой.

- горячей, ибо к 1917 году «сухой паек» рассматривался как великое зло, особенно в зимний период;

- И одно из самых главных условий – нужно, чтобы в деле снабжения и организации питания бухгалтерия была абсолютно прозрачной.

Именно эти неотложные вопросы заставили британское Адмиралтейство начать реформу, известную как General Messing System. Если переводить дословно – это «Общая система столовых», по факту же – это организация питания на кораблях. Не офицеров, и именно личного состава низового уровня. Заметьте, что здесь слово messing уже переводится не как артель, а как столовая. Смысл этой трансформации – это организация питания поартельно в одном строго определенном месте, в том числе и из-за соображений гигиены – убираться в одном помещении и следить за его чистотой легче, чем драить весь корабль.

Однако началось все с экспериментов 1918 года, с учебного корабля «Vivid» и с инструктора по кулинарии Альфонса Джаго. Именно Джаго заметил следующее – камбуз на корабле находился между блоками C и D, и повара были вынуждены разносить котелки с едой через открытое пространство. В морозные дни еда до курсантов попадала еле теплой. И он предложил устроить рядом с камбузом два обеденных зала на 20 человек. Понятно, что там были простейшие подвесные столы и деревянные лавки, не как в кают-компании для господ офицеров, где кресла, инструктированные столешницы и фарфоровая посуда. Вполне хватило жестяных кружек и тарелок, к тому же – минимум дерева и максимум металла позволяло сделать обеденный зал не пожароопасным. Однако курсанты получили возможность есть в тепле, горячую пищу, приготовленную гражданскими поварами, которых Джаго нанял в девонпортских кафе и ресторанах. Опыт Джаго так впечатлил тогдашнего Первого Лорда Адмиралтейства сэра Артура Хэмилтона Ли, что систему столовых решили внедрить на весь флот, и в 1922 году были объявлены принципы и задачи General Messing System. Основной особенностью данной системы стало то, что теперь все блюда на корабле готовились централизовано, на кораблях были организованы столовые, которые обслуживались гражданскими поварами, и блюда подавались в общем обеденном зале, на малых кораблях – сразу всему экипажу, на больших – поартельно, с разделением по времени. Более моряки не платили за еду из собственных карманов, их на довольствие взяло Адмиралтейство.

Главный повар в начале каждой недели объявлял меню на следующую неделю, и не просто так – тут директивно были введены «Военно-морские поваренные книги», которые регламентировали список продуктов и список блюд, а так же описывали рецепты из расчета порции на 100 человек. Ну а с Адмиралтейства спала большая головная боль – оплачивать частные счета тысяч и тысяч моряков, теперь оно получало общие счета с кораблей.

Чтобы облегчить работу поваров, стали внедряться автоматы по производству мороженного, картофелечистки, посудомойки, парогенераторы, автоматы по производству льда, и т.д. Еще одно важное новшество, которое очень понравилось поварам после введения системы столовых – теперь не приходилось бегать по отсекам и требовать обратно котелки, бачки, и так далее – матросы, покушав в столовой, просто сдавали подносы с грязной посудой прямо на мойку, в результате уже через несколько минут столовая была готова принять новую партию матросов.

К 1926 году организация столового питания была внедрена на 21 линкоре Роял Неви. Полностью реформа закончилась только в 1933 году, с этого момента все боевые корабли Королевского флота имели столовые и обеденные комнаты.

Надо сказать, что во время Второй Мировой войны система немного просела – большое число мобилизованных гражданских судов никаких столовых не имели, и моряки там снабжались по старинке. Тем не менее, к 1944 году были введены столовые и на них.

Те вещи, которые кажутся нам обыденными, на самом деле требовали много пота, крови, и смелости в принятии решений. Так, американский флот перешел на подобную систему только в середине 1960-х, то есть во время войны во Вьетнаме. Советский флот – в 1970-х-80-х. Сейчас же экипажи не мыслят жизни без такой системы, ибо она удобна и позволяет морякам полноценно питаться в любых обстоятельствах.