Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Архетип русских художников. Марк Шагал

От автора.

Вы помните этот текст? Илья Рахмиэлиевич Резник написал сотни, если не тысячи текстов и стихотворений...

Но этот текст к песне "Скрипач на крыше"...Эта отдаёт всей трагичностью еврейства, особенно русского еврейства...Непонятного, странного, вечно скитающегося, гонимого, а потому принимающего христианство, чтобы стать ближе к тому народу, с которым живёт бок о бок много лет и создаёт с ним семьи, рожает детей, а кровь...Кровь все равно даёт о себе знать...

Кто-то нам дарит талант мы его не ценим
Ах как играл музыкант на подлунной сцене
Звал своей скрипкою он в мир святой и чистый
Но был в гитариста город наш влюблен
Скрипач на крыше грустный мой скрипач
Скрипач на крыше вспомни обо мне
Скрипач на крыше струн печальный плач
Я снова слышу в каждом сне
Был ни тщеславен ни горд был он виртуозен
Но усмехнулся народ слишком уж серьезен
Так он от нас далеко на высокой крыше
Мы почти не слышим музыки его
Время судья и палач нас казнило стоя
Город покинул скрипач стал невесел город
Где-то играл гитарист, а во тьме тревожной
Вдаль по бездорожью уходил артист

Почему среди евреев так популярна скрипка?

И хочу сразу оговориться, что речь идёт о евреях Центральной и Восточной Европы-ашкеназских.

Наверняка каждому из вас знаком образ Скрипача на крыше?

Кому первому пришла в голову эта красивая метафора? Шагалу или Шолом-Алейхему?

Шолом-Алейхем увидел в этом образе прозу дня.

«Человек в жизни — это как скрипач на крыше. Надо сыграть свою мелодию и не сломать шею".

Но и Шагал тоже утверждал, что его творчество максимально реалистично! Но в то же время скрипач на крыше стал метафорой.

Редко какое событие в жизни еврея обходилось без скрипача. Скрипач стал символом еврейства, игра на скрипке напоминает молитву. Человек балансирует в этой жизни между Землёй и Небом...

Прототипом скрипача у Марка Шагала стал его дядя Ноах. Почему зелёный? Поговорим об этом.

То, что создал их в своём воображении и на холсте Марк Шагал.
"Художник, рисовавший на идиш".

Зелёные скрипачи, летающие коровы, странные, с человеческими глазами петухи...

Что между этими персонажами общего?

Родившийся и воспитанный в местечке Лиозно Витебской губернии, мальчик по имени Мойша Хацкелевич получит традиционное еврейское образование и впитает всю колоритную культуру ашкеназских евреев.

Но уже с самого детства талант Художника стал давать о себе знать. Его влезло к искусству, но это не одобрялось религиозной семье. Заповедь "Не сотвори себе Кумира" и "Не приносит имя Г-спода всуе" в хасидизме (направление иудаизма , отличающиеся ортодоксальностью) воспринимается многогранно.

Нельзя изображать ни Творца, ни Его творения...

У искусствоведов может быть другое мнение.Из оперы "раз у писателя фиолетовые стены, значит у него депрессия".

Но некоторое время назад цвет перестал для меня быть "диагнозом". Уж слишком много несостыковок.

Поэтому давайте о Шагале.

Или по-нашему, по -местечковому "за Шагала поговорим".

Начнём с петухов. Петух у многих народов связан с великой силой Солнца, огня...

Но в иудаизме петух наполнен иным смыслом - это жертвенная птица. Именно перед заходом Солнца, в Йом Кипур, три раза над головой принято крутить петуха в знак "перекладывания" грехов на петуха и последующего ритуального забоя и передачи мяса нуждающимся (если женщина совершает обряд, то курицу). Однако и здесь все не так, как может показаться.

На сегодняшний день капарот (так называется этот обряд) является одним из самых спорных.

Учителя учат, что ритуал капарот должен помочь человеку осознать мучения птицы! И мучения эти предназначены для самого человека!

Ожидание справедливого наказания и благотворительность - движущая сила Йом Кипура.

Именно поэтому петух украшает собой много полотен Шагала. Помни о Судном дне - напутствие всем нам.

-2

Отчасти Шагал как будто идентифицировал себя с петухом. Яркая, необычная окраска птицы породила легенду о его иноземном происхождении. Поэтому Шагал часто носил яркие наряды и выглядел , с одной стороны, инопланетянином, но в то же время, той самой искупительной жертвой.

Об уставшем и утомлённом человеке, который живёт жизнью трудяги, как и многие в местечке, существует поговорка "он пожелтел и позеленел", уж не в этом ли кроется разгадка зелёного скрипача, уставшего от бренной жизни и стремящегося к звездам с помощью чарующих звуков скрипки? Уставший дядя художника Ноах так любил отвлечься от суеты и будничности, что сидел на крыше дома и играл...

-3

Да и летающая корова пришлась ко двору еврейского фольклора! Когда человеку не верят, то говорят, "ага, расскажи ещё, что корова летала"!

И снова Архетип, уже знакомый вам, дорогие читатели. Архетип "Агасферовское проклятие" -"Вечный Жид", скиталец, пилигрим... Для Марка Шагала этот архетип стал определяющим. Ведь вся его жизнь это постоянное скитание.

-4

Родное местечко, Витебск, Петербург, Париж, снова Витебск, снова....нет уже Петроград, а потом Нью-Йорк, Ницца...

Для многих Марк Шагал воплощение духа авангардизма, качественно нового слова, штрихи. Архетип Шута , легко и с радостью идущего по дороге Жизни, чье постоянство в обновлении, в архетипе Ребенка, активно познающего мир, но только свой, понятный лишь ему. Самобытный, уникальный, по-детски беззащитный, наивный и ранимый...

А каким вы видите творчество Марка Шагала?

Индивидуальные расклады на МАК от 800 руб.

Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru