Найти тему

Тайны буддийского ламы

В фонде «Фототека» Государственного музея истории религии в Санкт-Петербурге хранится небольшая довоенная фотография. На ней – группа смеющихся школьниц перед крупной скульптурой загадочно улыбающегося буддийского ламы. Кто же он?

Как выяснилось в ходе исследования, проведенного хранителем музейного фонда «Религии Востока» Марией Кормановской, снимок был сделан в Москве, на экспозиции Центрального антирелигиозного музея (ЦАМ). Он существовал в 1929–1946 годах, а после его закрытия все коллекции поступили в Музей истории религии.

Кроме того, после визуального сравнения с одним из экспонатов фонда стало ясно: в кадр с пионерками попала скульптура ламы, которая значится в учетной документации музея как изображение «Мчог-дул Ринпоче» (ринпоче – титул для обозначения высших лам и перерожденцев в тибетском буддизме).

Но в прошлом году во время работы над выставкой «Мудрость Востока: учители, ученики, книги» оказалось, что имя «Мчог-дул» при постановке на учет в ГМИР было присвоено ошибочно, так как в источниках оно не встречается.

Разгадать тайну имени удалось благодаря недавно опубликованным в «Трудах ГМИР» материалам из Научно-исторического архива музея, посвященным научному сотруднику и собирателю буддийской коллекции ЦАМ Н. А. Пупышеву.

Что узнали исследователи? Скульптуру Пупышев привез в музей в 1936 году из экспедиции в Бурятию. И в стенограмме лекции 1938 года, которую Пупышев читал на открытии экспозиции «Буддизм и ламаизм», ученый называет ее… скульптурой настоятеля Цугольского дацана Лубсана Лхундуба Дандарова!

Под тем же названием статуя значилась и в датированной концом 1930-х годов разработке маршрута экскурсии для учеников пятых классов, и в списке предметов, привезенных Пупышевым в музей из Бурятии.

Казалось бы, тайна раскрыта: скульптура буддийского ламы оказалась портретом Лубсана Лхундуба Дандарова (1781–1859), первого настоятеля Цугольского дацана – старейшего буддийского монастыря в Забайкальском крае.

Но есть еще один вопрос: почему во время переезда из одного музея в другой скульптура вдруг изменила свое название?

Как считают исследователи, это могло быть связано с условиями, в которых происходил переезд коллекции. В 1946 году московский музей, который с 1942 года назывался «Центральный музей истории религии и атеизма», сперва лишился своего здания, а потом был и вовсе упразднен.

Упаковка предметов – а их были десятки тысяч – шла в авральном режиме без соблюдения требований к документальной фиксации процесса: ни описей, ни актов передачи. Поэтому неудивительно, что при постановке предметов на учет уже в ленинградском музее возникло много неточностей и даже ошибок.

Так, в начале 1950-х годов скульптура была записана просто как «Статуя ламы», а через несколько лет на постоянной экспозиции открывшегося в 1957 году раздела «Религии Китая» была представлена под ошибочным названием «Мчог-дул Ринпоче».

После переезда Музея истории религии из Казанского собора на Почтамтскую, 14, скульптура ламы более 20 лет хранилась в фонде и не экспонировалась.

#МинкультурыРоссии #МинистерствоКультурыРФ