Найти тему
Муки Зву

Забугорные монстры «тяжелого» рока поют про деньги. Чему могут нас научить AC/DC, Led Zeppelin и Mötley Crüe? Купюра 3.

Оглавление

Как в Советском Союзе относились к деньгам

Тема денег всегда присутствовала в творчестве западных рок-музыкантов, ведь прежде всего они пели, по выражению Макаревича, не как птички бесплатно, а за гонорары. «Битлз» даже умудрились посвятить такой скользкой теме эпичную «You Never Give Me Your Money». Но при этом рокеры всегда умудрялись еще и привнести горькую ироническую фразу, что стоит за этими деньгами, чего они стоят для тебя.

Все разговоры о деньгах в школе должны нести воспитательный и образовательный характер
Все разговоры о деньгах в школе должны нести воспитательный и образовательный характер

Помните, как в детстве нас спрашивали сверстники: ты за Солнце или за Луну? Если ты отвечал по принципу за все большое и светлое, за Солнце, то в ответ звучало презрительное – за пузатого японца! А если отвечал правильно – за Луну, то значит, за советскую страну! Хотя некоторые продвинутые знали на одну строчку больше – отвечаешь за Солнце, получаешь японца, дальше говоришь, я японца утоплю и за Лениным пойду!

Принцип у детских загадаек был от противного, чего не сразу приходит на ум. Ведь Луна у нас всегда ассоциировалась с чем-то темным, неведомым или буржуйским, ведь американцы там побывали раньше нас и застолбили. Да и Незнайка, побывав на Луне, увидел там капитализм для коротышек в самом своем расцвете. Короче, ничего хорошего Луна не сулила. Поэтому и говорили о чем-то несбыточном и далеком – как до Луны!

«Незнайка на Луне» -- блестящий образец советской книжной классики для детей, где в удивительно простой и емкой форме преподносились азы капиталистического общества, в котором мы сейчас уже живем. Я бы ее включил в обязательную программу детского чтения, начиная класса с 4-5. Олигархи, капитал, нажива, полиция, реклама, обман -- все просто и понятно!

Почему в СССР ее издали? Так это же сказка, да и далеко, на Луне! Также и отношение к деньгам в советской стране было, как к чему-то не самому главному и далекому, как Луна. Мало того, деньги считались чем-то грязным, как неизбежное зло. Почему в СССР деньги считали злом? Потому, что деньги у всех были примерно одинаковые, как и зарплаты в одной категории 100-200-300 руб.

А Деньги с большой буквы получали люди только нечестным путем, обмана, грабежа или наживы. Как говорили классики: «Все крупные современные состояния нажиты самым бесчестным путем» или «За каждым большим состоянием кроется преступление».

Советские люди были приучены отодвигать тему денег на задний план, дескать, сынок, это не самое главное в жизни. Главное, чтобы ты учился хорошо!

Более того, это была скрытая проблема, которая волновала многих, но мало, кто говорил о ней вслух. Тему денег обсуждали на кухне с членами семьи или с очень близкими людьми.

Детей старательно ограждали от этих разговоров. О том, что деньги существуют, мы, конечно же, знали. Но вот, скажем, за десять лет школы нам ни разу не рассказывали о самой природе денег и их значении в обществе или жизни человека. О том, как рассчитать с каким ускорением предмет упадет на землю — рассказывали, и эти знания не пригодились на 99,99%. А о том, что такое деньги, с которыми приходится иметь дело абсолютно всем, не рассказывали. Такая вот занимательная педагогика.

К тому же, советских людей убеждали, что не нужно думать о себе, нужно думать о стране, о мире во всем мире, о том, чтобы не было войны. Также в СМИ рассказывалось о том, как запад загнивает в погоне за прибылью, а в СССР люди бескорыстные и поэтому жизнь у них спокойная, нет безработицы, нетрудовых доходов и алчности. Отсюда и мнение, что стремление к наживе приводит к краху, убыткам, страданиям, войнам, бедности, разрухе.

То, что деньги не были мерилом жизненного успеха, мы понимали еще в школе. Там все служило для нивелирования понятия достатка. Именно поэтому советская школота ходила в единой унифицированной школьной форме. Мальчики в пиджачках-курточках с погончиками и алюминиевыми пуговицами. На рукаве пиджачка красовался ПВХ-клеенчатый шеврон с желтым солнышком и книжкой.

В 6-7 классе все «настоящие» пацаны уже должны были отпороть этот шеврон, типа иначе «ты выглядишь, как интернатовский» (почему-то бытовало такое объяснение). Чем-то это сродни солдатским ритуалам на дембеле.

У девчонок было большее разнообразие в одеянии, отличался цвет платьев под фартуком – черный, коричневый, синий. В любом случае школьная форма не давала возможности родителям выпендриться, уравнивала показательные возможности одежды школьников. Только в спортзале, где ты натягиваешь отечественные трико и футболку, было видно, что у кого-то есть адидасовская форма с заветными тремя полосками и предметом вожделения всех подростков -- кроссовками.

Мне мама где-то достала ГДРовские замшевые кроссовки с белой подошвой – это был шик-блеск, даже на фоне бундесовской обуви. Они были легкие и просто замечательные в носке. Прослужили долго, я их потом отдал приятелю-соседу Сережке, когда уходил в армию. Как в «Курьере», ха-ха, только я тогда его еще не видел.

С наших родителей тогда еще не тянули деньги на всякие шторы и ремонты, советская школа не знала поборов. Все давали по возможности бесплатно – кружки, секции, соревнования, игры. Детей из неблагополучных семей еще обеспечивали бесплатным питанием в столовой.

Многие родители вообще считали, что нельзя приучать детей к деньгам. Да и вообще любой интерес детей к деньгам считался чем-то противоестественным, с чем следовало бороться. Такое было воспитание. Это потом после перестройки хлынуло на всех горбачевское «новое мышление», которое смело все преграды для тлетворного влияния западной культуры. Оно уже научило нас всему плохому, самому главному посылу капитализма, что все продается и все покупается.

Хит-парад зарубежных песен о деньгах, моя 10-ка. Продолжение. Начало.

6. «Moneytalks» (Angus Young, Malkolm Young).

Как там иронично пел Кузьмин в своей популярной рок-частушке «Шлифовщик»: «Он любит группу ЭйСиДиСи и носит майку с трафаретом Кисс!» Во времена перестройки все стены, подъезды и подземные переходы были изрисованы черными логотипами металлических групп, «AC/DC» среди таких была на первом месте – короткая и легко мазюкать.

В декабре 1990 года «AC/DC» выпустили сингл «Moneytalks» («Разговоры О Деньгах») с мультиплатинового альбома «The Razors Edge» («Лезвие Бритвы»). Пластинка примечательна необычной обложкой. Она выполнена в виде купюры, на которой красуется Ангус Янг, соло-гитарист «AC/DC». «Moneytalks» стал самым массовым и фактически самым рейтинговым синглом «AC/DC», впервые попав в Топ-40 после сингла 1981 года «Back In Black».

Во время исполнения песни хард-рок-группа устраивала настоящее шоу: на зрителей падали тысячи таких однодолларовых купюр с изображением Ангуса Янга, забавного чувака в кепке и коротких штанишках. Группа часто исполняет циничные, язвительные тексты о материальных благах богатых и знаменитых. В песне «Moneytalks» прокуренный голос вокалиста Брайана Джонса поведает о том, что за нужную сумму денег можно купить все, что угодно, даже любовь.

Гоните деньги -- вот что я хочу! Простое и искреннее высказывание поп- и рок-исполнителей.

7. «Money (That’s What I Want)» (Berry Gordy, Janie Bradford).

Самым первым хитом молодого независимого лейбла Tamla, принесшим ему реальные доходы в 1959 г., стала именно песня о деньгах «Money (That’s What I Want)» ( «Деньги (Вот, Что Я Хочу)»). Ее написали основатель лейбла Берри Горди и его подругой Джени Брэдфорд.

В исполнении Баррета Стронга (Barrett Strong) песня стала первым значительным хитом лейбла Tamla, достигнув второй позиции в чарте US R&B Chart и 23-й позиции в чарте US Pop Chart. В перечне 500 величайших песен всех времён по версии журнала «Rolling Stone» песня занимает 294-ю позицию. Знаменитая ритм’энд’блюз композиция многократно перепевалась различными исполнителями.

Etta James

«The Beatles»

«The Rolling Stones»

Iggy & «The Stooges»

Stevie Wonder

«Led Zeppelin»

«The Flying Lizards»

8. «Keep Your Eye On The Money» (Nikki Sixx).

Композиция «Следи За Своими Деньгами» с третьего альбома глэм-метал-группы «Mötley Crüe» «Theatre Of Pain» («Театр Боли») 1985 г. Четвертый трек-гимн «Keep Your Eye On The Money» предупреждает молодых людей об осторожности при ставках в казино, где на кону может оказаться все: «Комедии и трагедия. Развлечения или смерть. Как сестра морфина подсел на ее игру. Время делать ваши ставки. Следите за деньгами. Следите за рукой дилера. Следите за деньгами. Следите за рукой леди». Лексика наркозависимого азартного игрока.

Кстати, автор песни и вокалист Никки Сикс в 1987 чуть было не убил себя слишком высокой дозой героина, врачи скорой даже признали его мертвым. Однако один из парамедиков отказался сдаваться и всадил музыканту два дополнительных укола адреналина прямо в сердце, практически вернув музыканта с того света.

«Theatre Of Pain» достиг 6 позиции в Top Billboard 200 США и 36 позиции в Top Великобритании. Альбом был сертифицирован четырежды платиновым в RIAA в 1995 году. Шедевр рока и один из лучших альбомов рок музыки 80-х!

Сербская цыганщина в устах американского панкера Игги Попа

9. «Get The Money» (Iggy Pop, Goran Bregović).

«Аризонская мечта» («Arizona Dream») 1993 г. – первый англоязычный фильм режиссера Эмира Кустурицы, снятый в Голливуде с американскими актёрами Джонни Деппом, Фэй Данауэй и др. В нем звучит песня, созданная известнейшим американским панком Игги Попом и сербским композитором Гораном Бреговичем.

Славянского музыканта называют еще балканским Морриконе, в крови которого бушует дьявольский коктейль из сербской, хорватской, цыганской крови, а жена боснийская мусульманка. Музыка, которую он исповедует, такой же дикий замес из народных цыганских и сербских мотивов. Да еще он любит рок’н’ролл!

Наиболее популярная работа Бреговича -- его саундтрек к фильму «Arizona Dream». Песни с него торчат в ротации всех радиостанций: «Get The Money», «TV Screen», «In The Death Car» -- их любят во всем мире. Для записи своего самого великого саундтрека всех времен и народов Брегович выбрал именно Игги Попа.

«Я не приглашал его специально для записи. Вообще это получилось совершенно случайно. Видимо, он был большим фанатом цыганской музыки, потому что однажды, узнав чуть ли не из газеты о том, что я записываю саундтрек к фильму, он просто пришел на репетицию, напялил на голову тыкву и в таком виде спел «God Bless Ameriсa». Кажется, даже запись сохранилась. Он ее спел прямо так, с тыквой на голове, и это был прекрасный момент. Работать с Игги было просто: он такой же расслабленный человек, как и я, но он плохо соотносится с тем публичным образом, который у него сложился. Он нам сразу предложил: «давайте не будем записываться в этой студии, где звукорежиссер курит косяки, давайте лучше пойдем в студии Филиппа Гласса». (Г.Брегович).

Фанерщики его величества короля диско Фрэнка Фариана

10. «Money» (Frank Farian, Kerim Saka).

В конце восьмидесятых настоящую сенсацию в мире поп-музыки произвел экзотический поп-дуэт «Милли Ванилли». Два темнокожих мускулистых парня за несколько месяцев завоевали сердца меломанов своими ритмичными мелодиями и зажигательными танцами. Их дебютный альбом «Все Или Ничего», появившийся на прилавках европейских магазинов в середине 1988 года, попал в число самых продаваемых за всю историю поп-музыки. Кстати, студия «Мелодия» весьма оперативно сработала и издала лицензионный диск уже в 1990 г. Пластинка «Мелодии» уникальна тем, что в ней не 12 песен, а 13 -- она содержит скрытый трек, не указанный ни на обложке, ни на яблоках винила (песенка с внеальбомного сингла «Too Much Monkey Business» 1988 г.).

На запись первого альбома «Милли Ванилли» Фариан пригласил профессиональных музыкантов: 46-летнего Брэда Хоуэлла и 36-летнего Джона Дэвиса (оба прекрасные вокалисты, аранжировщики и композиторы), талантливую певицу Джину Мохаммед, рэппера Чарлза Шоу, а также бэк-вокалисток сестер Рокко – Джоди и Линду.

Ритмичная танцевальная музыка рассчитана в основном на молодежную аудиторию, поэтому возрастные вокалисты Дэвис и Хоуэлл вряд ли могли стать ее кумирами. Поэтому Фариан решил сделать «лицом группы» сексапильных Фабриса Морвана и Роба Пилатуса, приглашенных из танцевального клуба. Эти гибкие парни прекрасно освоили модный брейк-данс и отлично открывали рот под «фанеру».

Но фортуна в этот раз была сурова с Фрэнком Фарианом – танцоры-фонограмщики были изобличены, и случился грандиозный скандал с судебными исками, отзывами тиражей пластинок и разбитой судьбой дуэта. А нам осталась пластинка с весьма заводными мелодиями.

Третья купюра потрачена. Продолжение.

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Поющая рыба»:

Какая …радость, это ваша заливная рыба! Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королем!

Какая фривольная японская песня стала популярной в СССР, и почему мексиканцы кричат «Я – Рыба!» в ритме танцевального рок’н’ролла

Песни русалок и сирен в советской и западной поп-культуре. Дельфин и русалка, пират и сирена – не пара, не пара, не пара!