Агнета, Бьёрн, Бенни и Анни-Фрид (АББА) – сложите вместе заглавные буквы этих имен и что вы получите… Деньги! Деньги! О чем пели сладкоголосые шведы?
Одним из самых загадочных явлений советского агитпропа и культпросвета стала необъяснимая любовь официальных разрешительных органов к шведской группе «ABBA». После победы квартета на Евровидении по советскому ТВ в 1974 г. в новостях была показана четверка из Стокгольма, и вся великодержавная страна сошла с ума от сладкоголосой шведской группы под волшебным названием «ABBA». Это стало точкой отсчета в советской истории «ABBA».
Морозным январским утром 1976 года на центральном телевидении в программе «Утренняя почта» была показана композиция «I Do, I Do, I Do». Музыкальный легкомысленный шедевр произвёл эффект взорвавшейся водородной бомбы. Началась аббомания.
Именно «АББА» в семидесятые годы двадцатого столетия стала культурным символом теперь уже приобщённой к цивилизации, продвинутой жизни в СССР. Можно смело сказать, что музыкальный коллектив стал поистине народной русской группой. Все блондинки страны причёсывались под Агнету, а брюнетки под Фриду. С улиц исчезли патлатые мужики с длинными волосами под «Beatles». У парней причёски слегка прикрывали уши, а некоторые имели небольшие бородки, как у Бенни.
Обычно между тем, что предлагала советская эстрада, ТВ и напечатанные пластинки студии «Мелодия» и реальными вкусами отечественного слушателя существовал гигантский разрыв. Молодежь хотела «Beatles», «Deep Purple», «Pink Floyd», «Led Zeppelin», «Rolling Stones» – а получала каких-то невнятных исполнителей, как Лео Сейер, Грег Бонам, дуэт «Липс» и прочую хрень японскую Хироко или шведскую «Херриз».
Официально ливерпульскую четверку издали в СССР лишь когда она уже давно распалась, а Джона Леннона не было в живых. А большинство так и не дождались лицензионных релизов в советской винилографии. Ручеек лицензионных и пиратских пластинок был весьма жиденьким и не способным удовлетворить спрос советского слушателя на современную поп- и рок-музыку.
Тем более удивительным стал тот факт, что в СССР издали аж целых четыре! альбома группы «ABBA», пусть и с задержкой. Вот этот список: «АББА. Вокально-инструментальный ансамбль» 1977 г. (оригинал 1975 г.), «АББА ВИА. Прибытие» 1978 г. (1976 г.), «АББА ВИА. Альбом» 1978 г. (1977 г.) и «Ансамбль АББА. Voulez-Vous» 1981 г. (1979 г.).
Сначала Советский Союз приобрел пробную лицензию на 25 тысяч копий альбома 1975 года «АББА» (тот, где «Mamma Mia»). Лишней валюты в Стране Советов не водилось, поэтому мы расплачивались нефтью и газом. А в какой-то момент вместо денежных отчислений за «ABBA» мы отправляли в Швецию все, что готов был принять продюсер Стиг Андерсон в качестве оплаты. Дело дошло даже до картофеля.
В 1977 году в журнале «Кругозор» появились два более свежих трека — «Деньги, Деньги, Деньги» и «Танцующая Королева». А следом и сам альбом «Arrival». Всего в Советском Союзе фирма «Мелодия» издала четыре диска, и что самое поразительное — оперативно, необрезанно, зачастую с оригинальным оформлением. В отличие от хитовых альбомов Пола Маккартни и «Boney M», лишенных самых главных песен. В СССР такого больше не случалось ни до, ни после.
На телевидении песни шведского квартета показывали регулярно. В программах «Утренняя почта» и «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» (наверное, одна из самых любимых советской молодёжью 70-х программа) время от времени мелькали клипы «ABBA», а в кинотеатрах в 1981 году даже прокатили полнометражный фильм о гастролях «ABBA» в Австралии, который так и назывался – «ABBA». Вообще, если так вдуматься, то советские 70-е (вторую их половину) вообще невозможно представить без музыки «ABBA».
Лицензии продлевались до 1989 года, в итоге практически в каждой семье был хотя бы один диск ансамбля «ABBA». Группу показывали по ТВ, фото и интервью публиковали в газетах и журналах. Удивительно и то, что даже строгий до подрывных веяний из-за рубежа Председатель Гостелерадио Сергей Лапин не препятствовал популяризации шведской команды на подконтрольном ему поприще.
Одним из очевидных фактов любви является полная отстраненность текстов шведской группы от политики, социальных проблем, расовых неурядиц – гламурные шлягеры про сплошную любовь-морковь и розовые сопли. Мало того, в одной-единственной песне «Деньги, Деньги» в начальном куплете цензорам почудилась реальная картинка, обнажающая изнанку мира наживы и чистогана и живописующая злобную гримасу капитализма рядовому трудящемуся -- где героиня песни трудится весь день честной.
Работаю всю ночь, работаю весь день,
лишь, чтобы оплатить счета,
по которым должна заплатить,
Просто тоска,
И кажется, лично мне никогда
не остается ни единого пенни.
Может у нее посуточная работа, как у врача или гаишника? А то, что весь основной посыл песни посвящен страданиям поиска богатого мужичка, папика, который будет оплачивать все хотелки девушки, оказалось упущено. Поэтому когда авторитетная «Международная панорама» начинала сюжет про очередного Леонарда Пелтиера, то за кадром обычно начинала звучать приснопамятная «Money, Money». Чтоб жизнь заокеанская медом не казалась.
Культовый шлягер не остался без внимания у советской эстрады -- вскоре, за него «зацепился» и известный пародист Владимир Винокур, который на одной концертной телепередаче типа «Голубого огонька» спародировал «аббовцев» со своей деланной песенкой «Маня, Маня, Маня!»
Еще одним благоприятным фактором стало то, что Швеция, не входила в блок НАТО, имела нейтральный статус и со времен Петра Первого не воевала с Россией. Такие вещи обязательно учитывались при культурных контактах с зарубежными странами. Да и капитализм в Швеции был с человеческим лицом -- социальные гарантии для населения в Швеции были, ха-ха, получше, чем у нашего Пенсионного фонда…
Культурный фон Швеции был для Советского Союза максимально благоприятным, все-таки на книжках Астрид Линдгрен и Туве Янссон воспитывалось не одно поколение советских ребятишек. Карлсон, Пеппи-Длинный Чулок, Муми Тролли были для нас любимыми персонажами.
Неявным плюсом для благоволения советских властей было еще и явная популяризация семейных ценностей от «ABBA» -- ведь его составляли две семейных пары, без экзотических перверсий, благопристойно (для эстрады) одетые и с приличными европейскими лицами. Девушки симпатичные – кому-то черненькая по вкусу, а кому-то – блондиночка.
Конечно, прежде всего что-то личное сыграло у тех людей, которые шли на контакт с обеих сторон. Ведь там были гибкие люди, для которых прибыль была прежде всего…
«Где начинается коммерция» (выдержки из знаменитой скандальной статьи в «Комсомольской правде» 1982 г., опубликованной как послесловие к фильму «АББА»).
«Ну кто заподозрит в этих милых ребятах финансовых воротил, прибравших к рукам производство велосипедов, картинную галерею, нефтяные скважины, общественные бани Стокгольма и прочую доходную всячину?.. Они такие же, как вы, но только подретушированные деньгами и успехом, уверяет легенда об «АББА». Легенда, рождающая в воображении обывателя дразнящий мираж преуспеяния…
Почему уже в третий раз с завидным упорством выпускаются диски все той же «АББА». Хотя вместе с приятными мелодиями группы тиражируются их сомнительные принципы: прыгай и танцуй, найди себе богатого жениха, деньги -- все в этом мире!
Бенни Андерссон явно кривит душой, когда уверяет шведского журналиста, что они, «АББА», не вкладывают в свои песни ровным счетом никаких идей. В их песнях есть одна сверхидея -- стать максимально ходовым товаром, угодить всем и вся, чтобы, не приведи господи, кто-то не прошествовал мимо «АББА» с застегнутым кошельком.
В репертуаре ансамбля -- ни единственной песни на родном языке. Творческий почерк шведской группы явно страдает английским наклоном... К чему бы это? Уж не к тому ли, что так тоже легче продавать и быть проданным? «АББА» -- самый ходовой товар на рынке поп-музыки... Товар, плотно упакованный в прокрустово ложе законов купли-продажи, законов, нивелирующих личность и упраздняющих творчество. Законов, по которым искусство -- всего-навсего безропотная служка Его Величества Бизнеса...» (О.Дмитриева).
В СССР очень ждали визита «ABBA», надеясь на полноценные гастроли. И дождались… когда группа распалась.
Ну а мы приступим к нашему обзору самых денежных песен, звучавших во времена нашей молодости. Тем, кто пропустил советскую 10-ку лучших песен о деньгах можно взять Купюру 1.
Хит-парад зарубежных песен о деньгах, моя 10-ка.
1. «Money, Money» (Benny Andersson, Björn Ulvaeus).
Бессмертный хит шведской группы «ABBA» с пластинки «Arrival» 1976 г. стал, пожалуй, для всего мира главным поп-шлягером про деньги, а для СССР еще и зафиксировал англоязычное слово в русском языке. Главный рефрен «Солнце светит в мире богачей!» был бодро подхвачен советской молодежью, уставшей от официоза комсомольских лозунгов и партийных догм. Никакой политики – только деньги! Эту песню запевает молодежь, и стяжательство становится модным трендом в позднебрежневском периоде. Конечно, не «ABBA» в этом виноваты – не стреляйте в пианиста!
Meryl Streep «Mama Mia» 2008 г.
«Веселые Ребята» слушать с 03:00 мин.
At Vance
CoverOK
2. «Money» (Roger Waters).
Прогрессивная во всех отношениях рок-группа «Pink Floyd» в 1973 г. выстрелила своим эпохальным альбомом «The Dark Side Of The Moon», определившим вектор развития рок-музыки планеты на многие годы. По версии журнала «Rolling Stone», является лучшим прог-альбомом всех времён. Злоироничная песня о человеческой жадности «Деньги» открывает вторую сторону пластинки – ее вступительная часть стала самым используемым звуковым мемом про деньги, если говорить языком современного интернета.
«Деньги — тысяча и одно удовольствие, заработал отдыхай, веселись, все блага земные к твоим услугам; только не трогай деньги толстосумов: ведь богатому тоже надо жить, ему хочется сменить вагон первого класса на реактивный лайнер. Деньги — кровь; деньги — пот; говорят, деньги вот корень зла: а ты попробуй попроси прибавку к жалованью — что из этого выйдет…»
По иронии судьбы именно после выхода пластинки «Dark Side Of The Moon» на «Pink Floyd» действительно обрушился «золотой дождь».
Звон монет, звучащий в песне, был первоначально записан Ником Мейсоном и Роджером Уотерсом в их домашних студиях, после чего был доработан в студии Эбби-Роуд.
Ник Мейсон записал звучание монет с просверленными отверстиями, нанизанных на нить — эта запись была закольцована. Роджер Уотерс записал звучание монет, крутящихся в чаше. Звук рвущейся бумаги был записан музыкантами в студии. Из фонотеки EMI был заимствован только звук открывающихся кассовых аппаратов. Каждый звуковой фрагмент на магнитофонных плёнках отмерялся линейкой, вырезался и затем склеивался таким образом, чтобы звуки точно совпадали с ритмом песни.
3. «Money» (John Kander -- Fred Ebb).
Один из лучших номеров гениального хореографа и культового режиссёра Боба Фосса (Robert Louis Fosse, Bob Fosse) с Лайзой Минелли (Liza Minnelli) и Джоэлом Греем (Joel Grey) из фильма-мюзикла «Кабаре» 1972 г. Сам фильм был поставлен на основе одноимённого бродвейского мюзикла 1966 года Джона Кандера на стихи Фреда Эбба и либретто Джо Мастероффа. Режиссер, актриса и конферансье получили Оскары за эту работу.
В предвоенной Германии 1931 г. разыгрываются любовные страсти между героями ленты: американской певичкой Салли Боулз, писателем-англичанином Брайаном Робертсом и богачом-бисексуалом Максимилианом фон Хойне (да, те еще интриги). Основной сюжет перемежают концертные номера из фривольного кабаре «Кит-Кат», где работает и поет Салли.
Деньги вертят этот мир,
Весь этот мир, весь этот мир.
Деньги вертят этот мир,
Они вращают мир.
Звон марок, фунтов, баксов и лир,
Звон баксов и лир, звон баксов и лир,
Вертеться заставляет мир.
Их звон гремящий мил,
Он вертит этот мир.
Dalida
Nacha Guevara
Филипп Киркоров и Валентин Юдашкин
Елена Воробей и Ефим Шифрин
Ярослав Баярунас и Юлия Дякина
4. «Money For Nothing» (Mark Knopfler, Sting).
Знаменитый гитарный рифф с первых нот узнает любой меломан. Трек запоминается характерным звучанием. Инновационный видеоклип снимали специально под MTV, и ролик открыл эфир европейской версии главного музыкального канала. А неоднозначные слова песни вызвали громкий скандал, что всегда привлекает внимание публики.
«Деньги Ни За Что» или «Деньги За Так» -- примерный перевод самой ударной песни британской рок-группы «Dire Straits» из альбома “Brothers In Arms» («Братья По Оружию») 1985 г. Текст родился спонтанно из подслушанного разговора грузчиков из магазина бытовой техники.
Марк Нопфлер стал свидетелем разговора простых работяг, которые матерились по поводу поп-звезд из телевизоров на полке магазина, которые получают «деньги ни за что!» -- «ничего не делают, только поют и волосами трясут, а деньжищи гребут лопатой. А им приходится, чтобы заработать на кусок хлеба в поте лица вкалывать весь день». Рок-музыкант, используя свой репортерский опыт из студенческого прошлого, записал весь разговор и придал стихотворную форму услышанному.
Песня вызвала неоднозначный отклик у слушателей. В первую очередь из-за грубоватых словечек в тексте. Ну а как иначе, ведь это же была речь простого рабочего парня, а не литературного критика-эстета. Это сегодня слово, начинающееся на «пе» и кончающееся на «дик» уже никого не шокирует, а в середине восьмидесятых оно многим резало слух. В интервью журналу «Rolling Stone» в конце 1985 года Марк Нопфлер точно выразил свои чувства по этому поводу, сказав примерно так (цитата неточная): «Бывают глупые люди, а бывают глупые геи».
Подробнее про историю популярной композиции можно послушать здесь
5. «You Never Give Me Your Money» (John Lennon, Paul McCartney).
Конечно, «Битлы» в своих многочисленных альбомах не могли хоть раз не затронуть напрямую тему денег. Каждый месяц музыканты получали бухгалтерские отчеты о своих заработках, но наличных денег, по словам Харрисона, «никогда не было, только смешные документы-бумажки».
Песня «Ты Никогда Не Отдашь Мне Свои Деньги», написанная Полом Маккартни в 1969-м, появилась в результате их дрязг со своим новым продюсером Алленом Кляйном и стала сатирой на финансовые споры самих музыкантов друг с другом в начале того года.
Песня открывает вторую сторону пластинки «Abbey Road» 1969 г., где песни исполняются без пауз, как одно большое попурри. Довольно сложная по структуре композиция состоит из нескольких разных по ритму и настроению частей, гармонично соединенных вместе.
Первый звучит очень лирично, под нежное вступление на пианино Маккартни вкрадчивым голосом выдаёт плохо замаскированный протест против влияния Кляйна. Во втором отрывке Маккартни поёт назальным баритоном и играет агрессивное сопровождение в стиле буги. Текст напоминает о начале карьеры «The Beatles», когда они «ушли из школы, потратив деньги, не видели будущего и не платили ренты», и описывает «волшебное чувство: некуда идти».
После слов «Некуда идти» начинается агрессивный блюз-роковый запил в две гитары, ведущий к предпоследней, наиболее решительной части песни. Маккартни написал этот кусок, когда был в Нью-Йорке с женой Линдой. После оптимистичного «Сегодня сбылась одна сладкая мечта» песня завершается детской считалочкой и плавно переходит в следующую – «Sun King».
Телепередача «Веселые Ребята»
Paloma Faith
Пелагея
Tenacious D
Вторая купюра потрачена. Продолжение.
P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.
Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны темы культуры, музыки, кино, пластинок на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.
Предыдущие материалы по теме «Когда поют коты»:
Когда поют коты. Обзор кошачьих песен на советском ТВ, эстраде и в кино. Хвост 1.
Как коты пели и играли в советских фильмах. Леонид Гайдай – апологет культа кошек в кино. Хвост 2.