Найти тему
Муки Зву

Какая …радость, это ваша заливная рыба! Оставайся, мальчик, с нами – будешь нашим королем!

Оглавление

Музыкальный хит-парад поющей рыбы и прочих водных обитателей

Чем был хорош советский распорядок дня в укладе жизни обычного гражданина? Там был все по графику и строго по науке. Издали постановление «О введении рыбного дня на предприятиях общественного питания» – значит надо выполнять. Поэтому нашу привычную музыкальную тему надо разбавить недостающим для головного мозга фосфором – поп-творчеством советской и российской эстрады. С чешуей, хвостом и морской волной.

Какое няшное очарование селфи-моделей современных соцсетей скрывает эта милая рыбка из нашего прошлого
Какое няшное очарование селфи-моделей современных соцсетей скрывает эта милая рыбка из нашего прошлого

С детства нам внушалось, что рыба – безмолвна, она символ молчания. Нем, как рыба. Помните, еще в своем монологе «Попугая» Геннадий Хазанов резонировал:

«Рыбу кто-нибудь называет дурой? Нет, потому что она всегда молчит. Ее ловят, она молчит, ее жарят, она молчит, ей рыбный день сделали, она молчит».

Меня в детстве с 5 лет научил дед рыбачить – поэтому рыба была для меня, как что-то неживое, без всякого намека на интеллект и смысл. Как муха, которую не жалко.

Но тем не менее в отечественных мультфильмах мы видели совсем противоположное. Обитатели морей и рек с удовольствием болтают, танцуют и поют. И делают это не просто для увеселения публики, а с определенной философской подкладкой.

Делай добро — бросай его в воду

Одними из самых знаковых мультфильмов моего детства стали мульт-шедевры «Ух ты, говорящая рыба!» 1983 г. и «В синем море, в белой пене…» 1984 г. армянского режиссера Роберта Саакянца. Это было непривычно, нелогично для стандартной продукции «Союзмультфильма» -- может поэтому рождались эти бриллианты мультипликации в национальных студиях-филиалах, где цензурный гнет был послабже.

Такой самобытной и яркой картинки в нашем анимационном кино прежде не было. На экране все время что-то двигалось, быстро менялось и выглядело вполне осмысленно и смешно. Когда я уже взрослым пересматривал кадры мультика, то постоянно ловил себя на мысли, что я где-то это уже видел. Вот диснеевская «Русалочка» мелькнула, вот битловская «Yellow Submarine», вот отсылка к картине Айвазовского.

Это было очень здорово и невероятно затягивающе. Каждая фраза афористична и с глубоким смыслом. А диалог между юношей-говорящей рыбой и Ээхом вошел в анналы разговорного жанра и был разобран на цитаты.

— Значит, орёл — птенец?
— Наверное, птенец, но тень от его крыльев город закрывает, в городе ночь настаёт.
— Город, небось, крохотный?
— Через тот город заяц бежал, не перебежал.
— Выходит, заяц маленький?
— Заяц как заяц, из его шкуры тулуп вышел.
— Куда вышел?
— Вышел из того города, где заяц бежал, на который тень от орла упала, и пошёл куда глаза глядят.

Такой блестящий «гон», искусство заговаривать зубы, высший пилотаж абсурдного развода вызывал уважение и глубокий интерес к собеседнику, который уводил злодея Ээха в тенета и путаницу смыслов и железную логику последовательности изложения.

Оригинальный рыбный бенд от Роберта Саакянца
Оригинальный рыбный бенд от Роберта Саакянца

Ну а знаменитая песня дочери подводного короля «В море ветер, в море буря…» окрасила своими эстрадными красками профессионального исполнения детский мультик с недетскими подтекстами.

Я решил вспомнить, какие «рыбные» песни были в нашем советском прошлом. Ну и начать, конечно, с этой превосходного номера из любимого мультфильма.

Поют неуловимые рыбо-девушки, скользкие и музыкальные

1. «В Синем Море, В Белой Пене» (Роберт Амирханян – Роберт Саакянц) – Анаит Каначян.

Тогда в 80-х никто не мог точно определить, все гадали, кто поет – Алла Пугачева или Ирина Отиева. Как выяснилось, Роберт Амирханян преподавал в Ереванской государственной консерватории, где училась талантливая исполнительница и музыкант Анаит Каначян, обладательница чудесного сопрано. Зная возможности девушки, он привел ее на студию и попросил исполнить произведение. Сделала она это непринужденно и навсегда удалилась из публичного поля, хотя с этим хитом могла бы стать звездой советской эстрады.

Обратите внимание на то, как сидит дочь подводного короля – это каноническая поза Русалочки, навсегда увековеченная в каменном изваянии в городе Копенгагене. Кстати, срок авторских прав наследников статуи на изображение не истек, и они периодически в судах оспаривают ее копии. Забавно выглядят потопленные корабли с номерами «747» и «007» -- номер модели сбитого в 1983 г. корейского «Боинга» и тотемный номер Джеймс Бонда, этакая насмешка над западными масс-медиа и масс-культурой.

«Чи-Ли»

Ирина Медведева

Лицо рыбо-девушки очень показательно в своей накачанности губ и бездушной пустоте круглых глаз. У меня есть целый ряд знакомых девиц, которые очень похожи на этого персонажа. А уж как это близко к современным селфи из инстаграммов и прочих социальных сетей...

Елена Кукарская

«SOPRANO Турецкого»

Кай Метов

Карина Кокс

Мокрые стенания персонажа русских народных сказок

2. «Я -- Водяной» (Максим Дунаевский – Юрий Энтин) – Анатолий Папанов.

Песня в исполнении гениального Анатолия Папанова из мульт-мюзикла «Летучий корабль» 1979 г. международно-признанного режиссера Гарри Бардина.

«Помню, я даже спросил у режиссера: «А кто такой Водяной? Про него в сценарии ничего не написано, кроме того, что он Ивану показывает дорогу…» А тот мне отвечает: «Ты у нас поэт, вот и придумывай!» Чтобы действительно почувствовать себя Водяным, залез в ванну, а рядом положил ручку и бумагу. Минут через 10 текст был готов». (Ю.Энтин).

Когда в 1985 году Юрий Энтин решил издать собственную книгу стихов под названием «Я -- Водяной», то издатели узрели в «провокативном» названии диссидентские намеки на недовольных существующим строем и отговорили от предложенного названия. Книга стала называться «Крылатые качели» с изображением Водяного из мультика на обложке.

Людмила Артемьева

Валерий Сюткин

Валерий Яременко

«Дюна»

Марк Тишман

Явный мужской сексизм -- милая семейная аллюзия на сварливых жен

3. «Песня Рыбы-Пилы» (Геннадий Гладков -- Юрий Энтин) – Александр Градский.

В детстве, когда я смотрел анимационный мюзикл «Голубой щенок» 1976 г. режиссера Ефима Гамбурга, то слова песни Рыбы-Пилы никак не мог отчетливо разобрать – такой визгливый и неприятный голос был. Потом с удивлением узнал, что это пел Александр Градский. В голове не укладывалось, что такой серьезный певец, который исполнял комсомольские хиты «Яростный Стройотряд» и «Как Молоды Мы Были», мог спеть такую несерьезную, и можно сказать, дурацкую песню!

Мужчины Советского Союза с удовольствием повторяли своим благоверным «И бабушка твоя была пилою!» Какой неприкрытый сексизм для советского общества!

«Дурака валяли, но в рамках авторского замысла. На записи было: я спел доброго моряка пафосным голосом. Потом мы сидели и курили, а Геннадий Гладков дурачился. Он всегда в своих мультфильмах пел маленькие партии. Но он не вокалист и диапазона вокального у него немного. Я сказал: давай я спою за Рыбу-Пилу на октаву выше и это будет на пилу похоже больше. И потом мне многие малыши говорили, что Рыба-Пила в моем исполнении -- это полный кайф». (А.Градский).

А уж после перестройки, когда западная рок-музыка хлынула к нашему слушателю, многие стали находить сходство вокала Брайана Джонса из «AC/DC» с тембром и манерой Рыбы-Пилы.

Deni Bezmow

Сергей Эфрон

Александр Градский

«ТенорА XXI века»

4. «Ты Лети, Моя Акула» (Борис Чайковский – Вадим Коростылев) – Ролан Быков.

Называть акулу рыбой моветон, но не будем столь категоричны. Все они вышли из водной стихии. Поэтому песня разбойников под предводительством Бармалея в фильме Ролана Быкова «Айболит-66» 1966 г. отлично дополнит наш список популярных песен. Советская цензура «удачно» проглядела явную пародию на песню 1938 г. про революционную тачанку («Конармейская тачанка, все четыре колеса!») -- «Ты лети, моя акула, все четыре плавника!» Но, опять-таки, что в этой пародии антисоветского?

«Музыка Бориса Чайковского связала между собой самые разнообразные жанры в единый сплав музыкальной комедии, а точнее, в жанр, близкий к жанру «мюзикл»… Но это не чистый «мюзикл», каким мы привыкли его видеть. Наш «Айболит-66» — это кинопредставление об Айболите и Бармалее с танцами и песнями, выстрелами и музыкой, для детей и для взрослых». (Р.Быков).

Владислав Косарев, Пётр Маркин, Григорий Сиятвинда

5. «Рыбка В Банке» (Андрей Макаревич) – «Машина Времени».

Название этой песне дал самоизданный магнитоальбом рок-группы «Машина Времени» 1985 г., в издании и распространении сама группа никакого участия не принимала. Сама песня впервые официально появилась на диске-гиганте «В Добрый Час» студии «Мелодия» 1986 г., потом она неоднократно появлялась на разных изданиях – миньонах 1986 г. и сборнике «С Новым Годом!» 1987 г.

Сама по себе песня – это беззубая аллегория на застойное общество позднего СССР, такой эзопов язык на минималках, столь характерный для «протестного» советского Макаревича. Еще высказывалось предположение, что название было дано под впечатлением сюжета электронной игры «Электроника ИМ», где кот ловил стеклянной банкой падающих сверху рыбок.

Продолжение следует. Будем ловить всех рыбов и показывать обществу. Продолжение

P.S. Мнение автора является исключительно его личным оценочным суждением, размышлением на заданную тему, а не целью оскорбить кого-то или задеть чьи-то чувства.

Ставьте лайки, подписывайтесь, пишите свои комментарии, спорьте со мной. Если вам интересны ретро-темы культуры, музыки, кино, пластинок, на которые я пишу, то читайте мой канал МУКИ ЗВУ.

Предыдущие материалы по теме «Музыка и кино»:

Когда поют коты. Обзор кошачьих песен на советском ТВ, эстраде и в кино. Хвост 1.

Фестиваль песни: «Когда поют пираты». 15 человек на сундук мертвеца – йо-хо-хо! И бутылка рома! День 1.

Диск 29: «Приключения Капитана Врунгеля». Песня итальянской мафии, ставшая любимой у детей Советского Союза.