Довольно часто в метрических книгах встречается упоминание о нижних чинах, служащих в губернских инвалидных командах. Члены причта фиксировали их особо.
Что это был за контингент и почему они оказались там? Можно узнать что-либо более подробно?
С 1793 года служба нижних чинов была ограничена 25-ю годами (вместо существовавшего ранее пожизненного). Однако и теперь далеко не все могли безболезненно находиться в строю четверть века. Убыль в мирное время заметно превышала потери в войнах. Так, за 16 лет (с 1834 по 1849 годы) было убито в сражениях и умерло от ран 11.868 нижних чинов Русской императорской армии, в то время как от болезней скончалось 554.640 человек (т.е. в 46 раз больше) .
Прослужить даже 10-15 лет не нанеся ущерба собственному организму в те времена было редкостью, учитывая, что никаких антибиотиков не существовало. К сорока годам даже закаленные бойцы, прошедшие серьезные кампании, уже могли иметь целый букет разного рода заболеваний, из которых половина были хроническими.
Естественно, что при таком раскладе на первый план выходил вопрос о правильном использовании таких нижних чинов: они были взяты на долговременную государственную службу, и разбрасываться такими кадрами (тем более, опытными) было бы слишком накладно. Другое дело, что держать строй (т.е. находиться «во фрунтовой службе») они уже не могли. Значит, требовалось подыскать им такое место, где бы состояние здоровья позволяло им приносить пользу государству без вреда для себя.
****
Результатом таких изысканий стал выход 3 марта 1810 года Положения о назначении нижних воинских чинов в неспособные , согласно которому нижние чины, «неспособные к продолжению фрунтовой службы», разделялись на два рода (разряда):
а) совершенно неспособных и
б) полуспособных.
К первому разряду относились те, «кои по причине болезни, или других телесных недостатков, совершенно ни к какой службе неспособны». Таковые отправлялись от службы на собственное пропитание или содержались «в особых, для того учрежденных инвалидных домах». По отставке неспособные I разряда отсылались к родственникам, которые либо брали их на свое попечение, либо содержали их, “получая на то от казны вспоможение».
Ко второму разряду отнесли тех, «кои, хотя по болезни к продолжению фрунтовой в поле службы неспособны, но дослуживать сроки свои могут без отягощения в гарнизонных полках или батальонах, или в инвалидных ротах, в штатных командах, или фурманами, сторожами, или в других нестроевых должностях, не требующих больших напряжений телесных сил, Комиссариатскими или Провиантскими служителями». Из них дозволялось «выбирать даже в госпитальные служители».
Определять, кого в какой разряд назначать, “в обязанность Медицинским чиновникам»; утверждать же подобное назначение, равно «куда, как и когда отсылать оных», было прерогативой Военного Начальства.
В числе болезней, по которым солдат признавался «совершенно неспособным ни к какой службе, и поэтому должен быть от оной вовсе уволен», первоначально вошло 44 различных недугов, среди которых -
1. Дряхлость, Decrepitudo
2. Совершенная глупость, Fatuitas .
3. Долговременное безумие, Dementia, Mania.
4. Задумчивость, Melancholia, Hypohondriasis.
5. Падучая, Epilepsia, и другие неизлечимые нервные болезни, как то: трясение всего тела, Chorea St. Withij и проч.
6. Паралич всего тела или половины оного, Paralysis, Haemiplegia.
7. Чахотка. Phthysis, pulmonalis tuberculosa, vel ulcerosa.
8. Неизлечимый рак, над которым нельзя предпринять Хирургической операции. Sarcoma, Cancer et Scirrhus incurabiles.
9. Совершенная слепота от разных причин.
10. Совершенная глухота.
Еще 40 различных заболеваний позволяли продолжать службу в разряде полуспособных на различных должностях. В частности,
1) в Гарнизонных полках или баталионах (7 заболеваний)
- Недостаток хряща в носу, destruction septinarium, или другое обезображение носа без ран, препятствующее свободному дыханию.
- Слабость слуха.
- Неизлечимый слюнный свищ. Fistula salivalis incurabilis.
- Лишение язычка. Deperditio uvulae.
- Костяные опухоли, без боли и лихорадки. Tophi, Exostoses.
- Паховые грыжи, которые удобно влагаются обратно, и могут быть удержаны повязкой.
- Не великое, но неизлечимое выпадение заднепроходной кишки.
2) в Губернской роте (8 заболеваний)
- Выворот век глаза. Ectropium
- Заячий глаз. Lagophthalmus
- Неизлечимое слезоточение, и слезный свищ, обезображивающий лице или препятствующий зрению. Epiphora; Fistula Lacrymalis incurabilis
- Неизлечимая заячья губа с разрушением великой части губы, произшедшая от раны, или от другой случайной причины.
- Недостаток передних пяти зубов сряду на одной челюсти.
- Неизлечимые и всю голову покрывающие шелуди. Tinea capitis.
- Колтун. Plica polonica.
- Совершенное лишение детородного уда.
3) В инвалидной роте (9 заболеваний)
- Неизлечимое трясение какой-либо части тела.
- Периодическое удушье у молодых людей. Asthma periodicum
- Неизлечимые пятна на прозрачной плеве правого или обоих глаз, препятствующие нужному для воинской службы различению предметов на известном расстоянии. Maculae corneae majores incurabiles
- Хроническое воспаление глаз.
- Заворот век глаза. Entropium
- Направление ресниц к глазу. Trichiasis
- Хронический насморк, Ozaena; неизлечимое гноетечение из носа, происходящее от повреждения лобных или челюстных пазух.
- Расширение крововозвратных жил, но великие, но умножившиеся и сильный отек члена причиняющие. Varices minores, sed multiplices.
- Почечуй, превратившийся в язвы.
4) Госпитальным служителем (6 заболеваний)
- Невеликий зоб, препятствующий однакож ношению галстука.
- Близорукость, Myopio
- Не великий горб спереди или сзади, препятствующий ношению солдатской одежды и амуниции.
- Малые свищи на какой-либо части тела, особливо на груди, не проницающие до полостей тела, но сопряженные с костоведой. Fistulae non penetrantes, cum carie subjacentium ossium.
- Боль, происходящая от камней и песку в мосчеиспускательных путях. Lythiasis.
- Весьма затруднительное мочеиспускание. Причина оного, и удостоверение в неизлечимости сего припадка познается посредством бужий или зонта.
5) Комиссариатским служителем или сторожем (7 заболеваний)
- Кривая шея, произведенная поперечным порубом шейных мышц, или повреждением шейных позвонков, или сведением шеи.
- Большое скривление или укорочение члена, происходящее от перелома или раздробления большой кости.
- Лишение большого пальца, или двух других на руке.
- Несвободное движение руки или ноги, или трех пальцев на одной руке от предшедшего повреждения сухих жил; или от рубцов после ран. Cicatrices.
- Частые параличи, как-то: век глаза, губы, глотки, и прочие такого рода.
- Не великие золотушные опухоли, препятствующие ношению солдатской одежды и амуниции.
- Явственный завал какой-либо внутренности, как-то: печени, селезенки брызжейных желез и проч. у молодых людей, но без других болезненных припадков.
6) Фурманом (2 заболевания)
- Лишение большого пальца, или трех других пальцев на ноге.
- Слабость зрения, или лишение оного на правом глазе, лишение правого глаза
Положение четко определяло порядок определения в эти два рода неспособных.
Каждые три месяца (в январе, апреле, июле и октябре), во всех госпиталях Госпитальными Конторами должны составляться определенные списки, с указанием чина, имени, прозвания и лет каждого из представляемого в неспособные больного.
Главные врачи госпиталей обозначали у каждого на русском языке болезнь (и прибавляли для ясности и латинское наименование), и указывали причину, по которой больные не могли продолжать «фрунтовую служб» или вовсе никакой службы продолжать не могли, а если могли «нести какую еще службу, то означать, какую именно».
Они же визировали этот список, и отвечали «за верность показываемых ими болезней и за справедливость полагаемого ими мнения, куда полунеспособные еще годны».
Подписывал список и Главный Комиссар госпитали (Смотритель), однако он отвечал лишь «за верность означения команды чина, имени и прозвания больного».
Список вручался специально приезжающему воинскому Ревизору (корпусному, дивизионному, или бригадному Начальнику), который либо утверждает список, либо изменяет сделанное врачами заключение, «на какую службу те воинские чины еще годны», а затем «отсылает оный по команде для дальнейшего утверждения к Г. Военному министру».
****
Спустя три года, 2 февраля 1813 года, вышло распоряжение О распределении во Внутреннюю Стражу людей, сделавшихся неспособными к продолжению полевой службы в действующих войсках .
Согласно нему, устройство Внутренней Стражи должно было быть «на таком основании, чтобы нижние чины, оную составляющие, находились бы ближе к местам своей родины».
Было повелено, чтобы
«… 1. Всех таковых неспособных к полевой службе, отправлять из госпиталей и полков не в иные Губернские батальоны, как тех именно Губерний, из которых поступили люди сии в рекруты; а поступивших на службу из дворовых людей в батальоны тех Губерний, где семейства их, или родственники находятся».
Таким образом, одновременно решалось несколько задач. Во-первых, неспособные трудоустраивались. Во-вторых, они трудоустраивались именно в те места, откуда были родом. Ну, и в-третьих, по окончании срока службы они не возвращались через всю страну, а направлялись кратчайшим путем к своему месту жительства, которое располагалось неподалеку. Для страны, где 90% населения были прикреплены к земле, бесцельные передвижения были не нужны.
При этом, гарнизонная служба для неспособных к полевой службе в войсках также различалась. На местах таковых разделяли на три рода:
«а) на годных к службе во Внутренних батальонах;
б) на годных к службе в уездных командах служащих инвалидов;
в) на неспособных вовсе к службе, следующих к зачислению в число инвалидов неслужащих».
Первого разряда людей велено “определять во Внутренние губернские батальоны, а второго и третьего – помещать в те уезды, из коих отданы они были в рекруты, или в которых родственники их жительствуют».
Определяемых, «по распоряжению сему, в инвалиды служащие не распускать по деревням, поселить по городам, как положено правилами о Внутренней страже». При этом, если не служащие инвалиды намеревались обзавестись хозяйством, дозволялось «отпускать их на время по деревням для свидания с родственниками, или в летнее время для работ».
****
3 июля 1811 года было утверждено Положение для внутренней стражи для того, чтобы “Губернские роты и штатные команды, внутреннюю Губернскую стражу составляющие, привести в лучшее устройство». Чуть ранее, 16 января того же года, Губернские роты и штатные команды были переданы из гражданского в военное начальство
Согласно §15. «Внутренняя стража обязана действовать по требованию местного Начальства во всех тех случаях, в коих прочие воинские команды к тому обязаны, а именно:
1) в помощь исполнению законов и приговоров суда;
2) на поимку, преследование и истребление разбойников и рассеяние запрещенных законом скопищ;
3) на усмирение неповиновении и буйства;
4) для поимки беглых, ушедших преступников и дезертиров;
5) для преследования запрещённых и тайно провезенных товаров;
6) в помощь, свободному движению внутреннего продовольствия;
7) для содействия сбору податей и недоимок;
8) для сохранения порядка и спокойствия церковных обрядов всех исповеданий, законом терпимых;
9) для охранения порядка на ярмарках, торгах, народных и церковных празднествах и пр.;
10) для принятия и провожания рекрут, преступников, арестантов и пленных;
11) для отправления военных, просрочивших отпуски, к их командам;
12) на пожары, для помощи при, разлитии рек и тому подобное;
13) для отряжения нужных часовых к присутственным местам, тюрьмам и острогам;
14) для провожания казны, а сверх того, для употребления к выемкам при открытии корчемства и к страже виновных до отсылки их к суду».
Как видно, бывший первым разрядом (совершенно неспособных) превратился в 4-й, а бывший вторым (полуспособных) разделился на три абсолютно разных разряда. Ранее, как мы помним, полуспособных подобным образом делили на местах в Губернских батальонах Внутренней стражи. Единственное отличие – с 1834 года появились уволенные на продолжительное время.
«… 2. Неспособные 1-го разряда переводятся во внутренние гарнизонные батальоны и другие команды, имеющие строевой состав; неспособные 2-го разряда переводятся в команды, не имеющие строевого состава; неспособные 3-го разряда увольняются в продолжительный отпуск от 1-го года до 3-х лет, а неспособные 4-го разряда увольняются в отставку…»