Найти в Дзене
Правда ли, что

Чем грядущие дожди угрожают югу России и центру Африки?

Оглавление

Проблема глобального потепления с каждым днём становится насущнее. Так Михаил Будыко предсказал неизбежность этого явления и прогнозировал увеличение температуры с 1970 -2020 на 1-2 градуса.

Казалось бы, что такого критичного может произойти от этих двух градусов?

Сейчас мы это вам расскажем.

Специалисты из МГЭИК уверены, что такое колебание приведёт только к худшему, а вот Будыко настаивает на лучшем. Но кто же прав? МГЭИК уверены, что климатическое моделирование опишет будущее планеты, а Будыхо настаивает на том, что невозможно при помощи этих моделей воспроизвести климат прошлого, а тем более и будущего.

Суть метода, которого придерживается Будыхо состоит в том, что потепление в 21 века схоже с последствиями потепления прошлого. Палеоналоги считают, что метод моделирования невозможен в силу неполного представления моделями о факторах, которые управляют ими.

Прошлые потепления не показали ряд последствий, предсказываемых современными моделями, зато они имели ряд позитивных последствий. Например, зарастание Сахары, рост количества осадков по миру, снижение разницы температур между экватором и приполярными зонами.

Фотография из открытого источника.
Фотография из открытого источника.

Но что же творилось в последней геологической эпохе, когда уровень СО2 превышал четыреста частей на миллион?

Средняя температура плиоцена была на 2-3 градуса выше, чем сегодня, но это не привело к засушливости, а наоборот, усилило появление растительности, даже в пустынях. Но почему?

Рон Фенг описал это так: «Озеленение континентов и отступление ледниковых щитов сильно влияет на температуру за счет снижения способности Земли отражать солнечный свет обратно в космос. А также оказывает глубокий эффект на гидрологический цикл, увеличивая испарение воды с поверхности суши и меняя распределение осадков».

Именно благодаря росту испаряемости в теплом плиоцене позволял осадкам достигать даже внутренних районов больших континентов, типа Африки или Евразии.

Если бы испаряемость не росла по мере потепления, то центральные районы континентов становились бы жарче, чем раньше, превращаясь в полностью необитаемые для крупных животных и растений пустыни. А вот приморские районы из-за того же потепления получали бы слишком большие количества дождей.

Так, а что плохого в более влажном климате плиоцена и более богатой растительности зон, сегодня ставших засушливыми? Удивительно, но абсолютно ничего.

Однако Рон Фенг обеспокоен тем, что гидрологический цикл изменится намного сильнее, чем мы этого ожидаем. Потому что в климатических моделях эффект массового озеленения континентов и отступления льдов учитывается крайне мало. А это мешает предсказаниям климата на ближайшие 10-50 лет.

Растения влияют на покрываемую ими сушу (она становится темнее), как и уход льдов. К сожалению, нет методов влияния на отступающие льды при потеплении. При глобальном потеплении льды автоматически поддаются таянию.

А на растительность мы влияем каждый день. Мы сами выбрасываем десятки миллиардов тонн углекислого газа в год, вносим в почву удобрения, увеличивая зеленую биомассу.

Дело в том, что в наши дни посадки деревьев рассматривают как средство борьбы с потеплением. Так как деревья свяжут углекислый газ, а после их гибели уйдут в грунт, не успев вернуть накопленный углерод в биосферу.

Работа Фенга наносит по этой концепции удар. Получается, что потемнение поверхности планеты из-за озеленения при потеплении работает наоборот - поднимает температуру земной поверхности, увеличивая осадки.

Плиоцен был бы теплее дольше, чем позволяли бы периодические изменения орбиты Земли. Тогда планета была теплой за счет высокого уровня углекислого газа. И тем не менее в этом палеоаналоге засушливые центры Африки и Азии были влажнее, чем сегодня.

Михаил Будыко десятки лет назад отмечал: переключение Сахары и пустынь Центральной Азии из нынешнего сухого в будущий влажный режим, вероятно, будет очень резким и быстрым. Оно может случиться за считаные десятилетия или даже годы.

Важно, чтобы люди были к этому готовы. Нужно спланировать строительство серьезных многометровых плотин, длиной в сотни и тысячи километров, а если этого не сделать, то потеря городов и огромных площадей неизбежна.

Фотография из открытого источника.
Фотография из открытого источника.

Если Вы любите научные факты и хотите знать правду — обязательно поставьте лайк и подпишитесь на этот канал👇🏻

#животные #дожди #африка

Наука
7 млн интересуются