Я опишу традиции. Это не означает, что я призываю их придерживаться. У меня иное отношение к поведению на кладбище. ⠀
⠀
В славянстве различают:⠀
⠀
- умершие праведной смертью, сроком не более года;⠀
⠀
- умершие праведной смертью предки, чьи Души теперь в Нави (к ним причисляются все, кто был в роду, считая того, кто умер более года назад);⠀
⠀
- заложенные покойники (те, кто умер до срока, не могут попасть в Навь, так как «не изжили свого сроку»);⠀
⠀
- неприкаянные и заблудшие (те из заложных покойников, которые при жизни допустили к себе бесов, злые колдуны и ведьмы);⠀
⠀
- обожествлённый Предок в Прави (образ дальнего Предка-Хранителя всего рода).⠀
⠀
Традиции поведения у могилы, ещё раз подчёркиваю, различаются, но обычно состоят из таких действий:⠀
⠀
1. Уборка места захоронения⠀
⠀
2. Возложение цветов, высаживание их взамен увядших⠀
⠀
3. Еда и выпивка у могилы⠀
⠀
4. Рассыпание съестного на могиле⠀
⠀
5. Разговор с умершим⠀
⠀
6. Разговор об умершем⠀
⠀
7. Мысленное поминовение⠀
⠀
На могиле оставляли пироги, другие выпечные изделия, яблоки. Объяснялось это как угощение для умершего, «для птичек».⠀
⠀
Можно ли устраивать трапезу на могиле?⠀
⠀
Не едят близ могилы те, кто:
⠀
- воцерквлён и знаком с запретами пить и есть на кладбище — согласно церковным запретам трапеза на кладбище – остаток «язычества»⠀
⠀
- принадлежат к «неправославным» этническим группам, в которых не принята трапеза на могилах⠀
⠀
- не относят себя к верующим, на кладбище не едят по мотивам психологическим и гигиеническим.
От себя могу сказать, что, скорее всего, не было древнего дохристианского обычая кушать на могилах, потому как захоронение тела в земле пришло как обычай христианский, ранее тела сжигали.
Можно ли выпивать спиртное на могиле?
Существовало два противоположных обряда при поминках. Одно дело, когда хоронили благих покойников, и так называемых «нечистых».⠀
⠀
Так вот, именно употребление крепких напитков на могиле — это обычай тризны по заложным покойникам. Если предположить, какие это были крепкие напитки, то припомним, что крепкие напитки — предшественники водки («варёное вино», «перевар»). Пили, «чтобы забыть», «чтоб слезу вышибло». По сути, вино являлось шоковым, очищающим средством забвения. Это было обрядово важно, так как страх того, что душа заложного покойника вернётся в дом, был повсеместным.
Несколько слов о похоронном обряде у славян.
Коли умирает человек «своей смертью»: от старости или затяж- ⠀
ной болезни — готовятся к его проводам заранее. Рядом с уми- ⠀
рающим непременно сидит женщина. Она и помогает больному, а, когда видит, что дело совсем плохо, ставит стакан с водой да «караулит душу»:⠀
⠀
«На душу смотрятъ также какъ на нѣчто тѣлесное, хотя ⠀
и не всегда видимое: ставятъ чашку съ водой, чтобы душа ⠀
омылась при выходѣ изъ тѣла; если вода начнетъ колыхать- ⠀
ся, это значитъ — душа моется». ⠀
⠀
Уж после начинают готовиться к похоронам. Омывают покойни- ⠀
ка здесь же, в доме. Иногда делают это на лавке в красном углу, иногда сперва выносят тело в сени, омывают там, а уж после возвращают в горницу. Но непременно в это время умерший занимает самое важное место в избе – в красном углу.⠀
⠀
Семья в это время готовится к похоронному обряду и последующему угоще- ⠀
нию гостей:⠀
⠀
«До похоронъ въ домѣ покойника особеннаго ничего нѣтъ: ⠀
все идетъ обыкновеннымъ порядкомъ, также ѣдятъ, также ⠀
говорятъ; впрочемъ все таки видны иногда хлопоты хозяйки позаготовить побольше крупки, мучки, маслица и другихъ ⠀
хозяйственныхъ принадлежностей. Но вотъ насталъ день погребенiя: на лицахъ видна истинная печаль и тревожная ⠀
озабоченность. Хозяйка обыкновенно хлопочетъ около печки, около колобковъ, да калитокъ; но безпрестанно на глазахъ у нея навертываются слезы; до хозяйства ли ей бѣдной.»⠀
⠀
⠀
В первые три дня после смерти человека, члены семьи не причисляют себя ни к мiру мертвых, ни к мiру живых, они находятся ⠀⠀
на пограничье. Семья оторвана от мiра, они не могут носить кра- ⠀⠀
сивой, новой одежды, ювелирных украшений, посещать праздничные мероприятия. ⠀⠀
⠀
Раздача пищи от имени семьи умершего, происходит на девятый, сороковой день от даты смерти, через год — большие поминки, после чего умерший причисляется к сонму Предков-Дедов. И верили и верят в то, что чем больше людей вкусят ритуальных даров, тем спокойнее будет почившему, он будет чувствовать заботу и внимание, а значит — его любят, о нем помнят.
Дорогие, благодарю за ваши комментарии и участие в каждом моем интерактиве. Не забудьте найти меня и в других социальных сетях.
Мои каналы:
Здесь вы найдёте обсуждение магических тем, толкование снов, ответы на вопросы. Еженедельные рубрики
https://taplink.cc/red_witch_magic запись на диагностику