"Сальватор Мунди" Альбрехта Дюрера, хотя и не полностью законченный, сам по себе является прекрасным проявлением работы рисовальщика, возможно, одного из самых искусных художников, когда-либо созданных немецкими землями. Приходите, дорогой читатель, и давайте полюбуемся этой сверкающей жемчужиной живописи!
Хотя неизвестно, когда Дюрер начал эту работу, принято считать, что он нанес свой последний мазок около 1504 года, всего через четыре года после завершения недавно известной и самой дорогой в мире картины Леонардо Да Винчи "Сальватор Мунди". Поэтому легко предположить, что Дюрер каким-то образом повлиял на работу Леонардо, но вместо этого выполнил ее со своим собственным стилем и художественным мастерством.
Одна из причин, по которой эта незаконченная картина заслуживает звания "шедевр", связана с ее нижним слоем рисования. Предварительная работа для этой картины сияет специальностью Дюрера: точное рисование. Как это типично для его рисунков, эскизов и печатных работ, Дюрер использует иллюзию глубины, тени и текстуры, тщательно рисуя тонкие линии и создавая различные формы перекрестия. Когда смотришь близко к картине, благоговение от тщательной работы линии кажется почти механическим. Каждая линия сделана с большой мыслью и с нежной точностью, которая помогает в достижении сетчатого линейного внешнего вида с тремя измерениями.
Сальватор Мунди содержит только один полностью визуализированный компонент: одежду Христа, состоящую из двух красных и синих одежд. Прославленное малиново-красное одеяние Господа означает Его божественность, в то время как синий предмет, лежащий под ним, представляет смиренную, но безупречную и могущественную человечность Христа. Наиболее типично для христианской иконографии изображать образ Христа теологически; влекущая за собой задачу правдиво и верно изобразить две природы Иисуса Христа: человеческую и божественную.
Ренессансный Сальватор Мунди, латынь для Спасителя мира, проистекает из гораздо более древней византийской традиции христианского искусства; более конкретно греческая икона под названием Христос Пантократор, или всемогущий. В версии Северного Ренессанса Дюрера он добавляет в правую руку Христа глобус мира, представляющий все творение. Будучи Словом Божьим, именно Христос создал все видимое и невидимое творение, которое Дюрер так хорошо иллюстрирует в своей картине двух одежд Господа, благословляющего знака, данного Его рукой, и глобуса, который он держит. Если бы поклонник или, что более уместно, почитатель, живший во времена Дюрера, посмотрел на эту картину, независимо от того, закончена она или нет, он или она, несомненно, мгновенно узнали бы изображенное богословское учение, которое исходит из блестящих мазков, цветов и линий картины.
Чему мы, современные люди, можем научиться у такой картины, которая остается незаконченной более пяти веков? Дюрер в этой части учит неподготовленного художника, что, не контролируя царство качественной линейной работы и рисования, нельзя затем управлять своим умением применять цвета, глазури и полностью передавать картину с реалистичной утонченностью. Поэтому очень важно овладеть искусством рисования и тем, как представлять на плоской бумаге то, что глаз или воображение видит из третьего измерения. Это действует как скелетная структура. Это сравнимо с нашим человеческим скелетом, который действует как сильная опора и обеспечивает движение красочным членам тела: мышцам, венам и коже. Точно так же цвет на подрисовке приносит бледный скелет к резвой весне с цветом и плавной красотой.