Более семидесяти лет назад советские люди не верили глазам, читая заголовки. Под маской лучших врачей крылись «шпионы и убийцы». Инициатором «дела врачей» бы лично Иосиф Виссарионович, правда не успел довести дело до конца.
Что последовало бы после рассмотрения дела знал достоверно только Сталин, но многие строят немыслимые теории. У всех «врагов» была одна общая черта, а именно национальность. Так было ли это и еще несколько громких дел того периода лишь попыткой избавиться от евреев в государстве?
Давайте разбираться вместе. Читайте до конца, будет интересно!
Все началось с болезни
Основой для громкого дела стали всего лишь показания Тимашук Л.Ф. Более того, сами эти показания появились уже когда дело принимало серьезные обороты.
В 1948 году врач Тимашук отправила в МГБ информацию о том, что кардиограмма Жданова заставляет усомниться в точности поставленного ему диагноза. Вероятно, обратив на этот сигнал внимание можно было спасти жизнь и самому Жданову. Да и о том, что с этим заявлением ознакомился Иосиф Виссарионович в том же году впоследствии предпочли молчать.
О поступившем сигнале Сталину докладывал Абакумов:
«Представляю Вам заявление заведующей кабинетом электрокардиографии кремлевской больницы — врача Тимашук Л.Ф. в отношении состояния здоровья товарища Жданова А.А. Как видно из заявления Тимашук, последняя настаивает на своем заключении, что у товарища Жданова инфаркт миокарда в области передней стенки левого желудочка и межжелудочковой перегородки, в то время как начальник Санупра Кремля Егоров и академик Виноградов предложили ей переделать заключение, не указывая на инфаркт миокарда».
Как отреагировал Сталин? Отправил записку в архив. Зато уже через сутки не стало Жданова. Не уже ли все забыли? Вовсе нет…
Через 4 года вспомнили про Тимашук
Про Тимашук в МГБ вспомнили и вызвали. Только было это уже через 4 года после инцидента. К тому моменту «дело врачей» уже полным ходом стряпали.
Успели арестовать профессора Якова Этингера (только он Жданова не лечил). Более того, сам профессор после допросов не выжил. Более того, в отсутствие у него «террористических замыслов» верили и сам Абакумов. Как ответили на его мнение? Обвинили в предательстве Родины и задержали. Но в чем же обвиняли врачей?
Был бы человек
В список потенциальных жертв «врачей» внесли первых лиц государств. Фактически, приписывали им два «удавшихся» покушения: на Жданова и Щербакова. Причем если в деле Жданова есть загадки, то в естественные причины ухода из жизни Щербакова верили все.
Потенциальных жертв было много: маршал Василевский А.М., маршал Говоров Л.А., маршал Конев И.С., генерал армии Штеменко С.М., адмирал Левченко Г.И. и другие. Всего по делу проходило более десятка выдающихся специалистов в области медицины.
Вот только доказать или опровергнуть заговор было практически невозможно. Были в этом деле и вопросы, которые с самого начала заставляли сомневаться в вине специалистов.
Кому это было выгодно?
Вместе с объявлением о «деле врачей» ТАСС начало активно распространять мнение о том, что товарищ Сталин готовит депортацию советских евреев из столицы и других крупных городов в Сибирь и на Дальний Восток.
Мог ли такой план существовать на самом деле? Маловероятно. Даже после того как в девяностая большая часть архивных документов была обнародована, документального подтверждения подобным планам не нашли.
С другой стороны, Анастас Микоян писал:
«Как-то после ареста врачей, когда действия Сталина стали принимать явно антисемитский характер, Каганович сказал мне, что ужасно плохо себя чувствует: Сталин предложил ему вместе с интеллигентами и специалистами еврейской национальности написать и опубликовать в газетах групповое заявление с разоблачением сионизма, отмежевался от него… Это было за месяц или полтора до смерти Сталина — готовилось «добровольно-принудительное» выселение евреев из Москвы. Смерть Сталина помешала исполнению этого дела».
И не единственный факт, подтверждающий намерения Сталина. К середине февраля 1953 Иосиф Виссарионович велел подогнать к столице и крупным центрам вагоны для высылки евреев. С другой стороны, главный разоблачитель «отца народов» Хрущев молчал о таких планах своего предшественника.
Выходит, что слухи о массовой депортации советских евреев возникли не на ровном месте. Сложно понять, чем именно не угодили представители этой народности Иосифу Виссарионовичу, и как он, после победы в ВОВ над фашистами решился на такие планы.