Найти в Дзене

Ошибки при обучении чтению. Последствия при письме (мой опыт)

Оглавление

Часто ко мне обращаются родители дошкольников с проблемой "буквы знает, читать не получается".

Мои уточняющие вопросы:

  • Учили сами или посещали детские центры/репетиторов?

(занятия в детском саду в расчёт не беру, об этом позже подробнее расскажу)

  • Чем пользовались при обучении?

(книги/пособия/игры и т.д.)

Если учили самостоятельно, то чаще в топе книг у родителей - это букварь Н. Жуковой

-2

Эту книгу стараюсь избегать, а почему, надеюсь, сможете понять после прочтения статьи.

1️⃣ Начнем с предпосылок обучения чтению:

-3

Основными условиями овладения навы­ком чтения являются:

✅сформированность устной речи

✅фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)

✅лексико-грамматической стороны речи

✅достаточное развитие про­странственных представлений

✅развитие зрительного анализа и син­теза

📖Основные методики обучения чтению:

👂1. Звуковой (фонетический)

Этапы:

  1. Ребенок учится слышать и различать звуки в словах.
  2. Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки.
  3. Ребенок учится складывать записанные буквами звуки в слоги, произносить их (прочитывать).

👀2. Метод обучения по кубикам Зайцева

-4

Описание методики, плюсы и недостатки по ссылке.

👀3. Обучение по карточкам Домана

-5

Описание методики, плюсы и минусы по ссылке.

🤲4. Методика Марии Монтессори

-6

Описание методики по ссылке

Я учу читать параллельно с обучением письму, реализуя первый описанный подход (фонетический).

👩‍🏫В 1- ом классе на уроках обучения грамоте звуко - буквенный анализ слов - база. К сожалению, не все дети понимают отличие "звука" от "буквы", и проблемы тянутся из года в год.

☝Нравится нам это (педагогам и родителям) или нет, но пока программа в школах такая.

📘 Ссылка на учебники основных программ 1-го класса, можно посмотреть содержание книг "Азбука" и "Букварь".

Чтобы ребёнок ощущал себя комфортно в школе, мне важно, чтобы он не чувствовал "разрыва" в материале, чтобы не приходилось перестраиваться.

⬇Всё, что дальше я буду описывать, опирается на опыт работы с детьми, которые пришли ко мне на репетиторство с запросом : "Буквы знает, читать не умеет"

+ рассматриваю проблемы, исходя из реализации фонетического подхода к обучению чтению и письму.

Мой взгляд на основные ошибки при самостоятельном обучении чтению:

-7

Основная проблема у ребят, которые знают все буквы, но читать не могут, это непонимание, что одна буква согласного может обозначать два звука (твёрдый/мягкий):

☝Пример, в котором одна буква обозначает разные звуки.
☝Пример, в котором одна буква обозначает разные звуки.

Часто дети не понимают, почему в одних вариантах нужно произносить согласные звуки твёрдо, а в других - мягко.

(случай, когда учили буквы каждую отдельно, а не с помощью "Кубиков Зайцева" и схожих методик, направленных на зрительное запоминание чтения слогов)

Впоследствии у детей часто возникают трудности при формировании навыка письма под диктовку, часто могут обозначить буквой только твёрдые согласные.

Буквы в сине - зелёных ячейках обозначают парные по твёрдости/мягкости согласные, дети должны понимать, что букву можно прочитать по - разному
Буквы в сине - зелёных ячейках обозначают парные по твёрдости/мягкости согласные, дети должны понимать, что букву можно прочитать по - разному

Почему так происходит?

  • запоминание букв путём ассоциации с одной конкретной картинкой
-10

Пример: Б- "бабочка" (запоминается произношение только твёрдого согласного звука[б]), В - "виноград" (запоминается произношение только мягкого согласного [в`]) и т.д.

❓Как избежать подобных проблем?

Нужно работать над дифференциацией парных по твёрдости/мягкости звуков при изучении новой буквы согласных звуков (если буква может обозначать парные звуки)

Примеры заданий (дифференциация на слух):

Фрагмент моих материалов по обучению чтению
Фрагмент моих материалов по обучению чтению

Предметы, названия которых начинаются на твёрдый [п] - отдаём Пуну, а те, названия которых начинаются на мягкий [п`]- Пину.

Вариант онлайн - формата:

Фрагмент онлайн - теста на платформе WordWall
Фрагмент онлайн - теста на платформе WordWall

Чтобы понять, каким образом прочитать букву согласного в слоге - слиянии, ребёнок должен знать, какие буквы гласных "указывают" на твёрдость, а какие на мягкость предшествующего согласного.

Если после парного (по твёрдости/мягкости) согласного гласные:

  • а, о , у , ы, э - произносим согласный твёрдо
  • я, ё , ю, и, е - произносим согласный мягко
-13

С буквами "Ж,Ш,Ц,Ч,Щ" и правилами чтения/письма их в сочетании с гласными, желательно работать отдельно : "ЖИ", "ШИ", "ЦИ", "ЦЕ", "ЧЕ", "ЩЕ" и т.д.

Часто дети, кого учили по алфавиту с картинкой, допускают ошибки:

"мю" - читают [мй`у], "тё" - читают [т`й`о] и т.п.

я, ё, ю, е - йотированные гласные. Нужно знать, в каких случаях эти гласные буквы обозначают 1 звук, а в каких 2 звука.

Дети, у которых нет чёткого понимания отличий "звук" и "буква", часто на первых этапах произносят наугад 😢

Пример:

Демонстрация того, что йотированные гласные в зависимости от позиции обозначают разные звуки.
Демонстрация того, что йотированные гласные в зависимости от позиции обозначают разные звуки.

☝Я работаю над различением функций йотированных гласных отдельно, т.к. вместе с пониманием чтения, формируется навык письма.

Алфавит - это порядок букв, который помогает систематизировать информацию

(словари, справочники и т.д.).

⬆НО руководствоваться алфавитным порядком для выстраивания алгоритма изучения букв нежелательно, если не знать методических основ обучения чтению детей.

✅Желательно начинать с гласных (НЕ йотированных), затем вводить согласный, тренироваться "сливать" согласный и гласный.

Чтобы облегчить переход от произношения отдельных звуков к прочтению слогов-слияний (согласный + гласный "па, ды, ру и т.д."), можно использовать иллюстрации, начало названий которых совпадает со слогом, который пробует читать ребёнок:

Сначала чтение по столбикам/строчкам, далее можно закрыть вспомогательные картинки, после ребёнок может показывать слоги под вашу диктовку/цепочку слогов в заданной вами последовательности и т.д.
Сначала чтение по столбикам/строчкам, далее можно закрыть вспомогательные картинки, после ребёнок может показывать слоги под вашу диктовку/цепочку слогов в заданной вами последовательности и т.д.

☝Сначала картинки помогают правильно произнести сочетание звуков, ребёнок затрачивает меньше энергии, нежели прочтение без зрительной опоры ➡ не формируется привычка при чтении произносить звуки отдельно по очереди ➡ работает зрительная память➡ со временем сочетания согласный + гласный "автоматически" произносится слиянием.

Следующая серьёзная ошибка при обучении чтению:

-16

Названия букв - это "имя буквы". К вышеописанным трудностям с неразличением мягкости/твёрдости согласных, добавится добавление лишних звуков при чтении (и, возможно, лишние буквы при письме):

"ма"-[эма] или [мэа], "ду" - [дэу] и т.д.

❗Буквы "ъ" и "ь" вообще никак не произносятся (т.к. не обозначают звука), с ними тоже желательно работать отдельно, чтобы не было в будущем проблем с письмом, как в примере :

"Я люблю мишку". Фото, сделанное мамой ученицы перед диагностикой. 5,5 лет
"Я люблю мишку". Фото, сделанное мамой ученицы перед диагностикой. 5,5 лет

☝ После изучения с бабушкой буквы "ь", ребёнок при письме стал обозначать практически все мягкие согласные с помощью "ь" 😢

Чтобы избежать такой "каши", ребёнок должен понимать:

  • согласные звуки могут быть твёрдые и мягкие, а на письме твёрдость/мягкость обозначается гласными, либо "ь" и "ъ" знаками:
-18

☝Стрелка указывает, что мягкий знак "приказывает произносить согласный мягко".

На мой взгляд, работу с "ь" нужно проводить в несколько этапов:

✅1. Создание проблемной ситуации, при которой ребёнок придёт к выводу о необходимости "ь" самостоятельно (это поможет избежать ошибок при письме в будущем), пример:

Введение смягчающей функции мягкого знака
Введение смягчающей функции мягкого знака

✅2. Автоматизация чтения коротких слов с "ь" на конце (смягчающая функция):

  • слова - действия (глаголы в начальной форме)
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии
  • короткие слова других частей речи:
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии

3. Автоматизация чтения слов с "ь" в середине:

-22

4. Формирование навыка письма слов с "ь". Развитие фонематического слуха:

Фрагменты упражнений на онлайн - занятии
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии

✅5. Знакомство с разделительным мягким знаком. (Аналогичный алгоритм работы)⬆

Фрагменты упражнений на онлайн - занятии
Фрагменты упражнений на онлайн - занятии

Чтобы ребёнок при письме не пропускал мягкий знак/наоборот не добавлял там, где не нужно, у него должно быть чёткое понимание его функций (с дошкольниками я используя вместо "функция мягкого знака" слово "работа мягкого знака").

☝Всё это проходит в формате игры, без напряжения. Пример (фрагменты онлайн - занятия):

Тексты и упражнения составляю сама
Тексты и упражнения составляю сама

Тесты по прочитанным текстам развивают навык смыслового чтения + повышают скорость чтения за счет узнавания слов по графическому образу (т.к. слова ранее уже встречались).

Проблемы с письмом, которые возникают у большинства младших школьников, можно избежать, если в спокойном темпе набираться учебного опыта (учиться "слышать", анализировать, применять знания).

Работу с "ъ" провожу по аналогичному алгоритму (проблемная ситуация ➡ введение буквы ➡ чтение и запись отдельных слов ➡ чтение предложений и текстов со словами с "ъ").

Что затягивает, а иногда и усложняет процесс обучения чтению:

-26

☝Здесь не вижу смысла останавливаться подробнее. Затрагивала эту тему в посте "формирование умения учиться".

И про угрозы/крики/срывы родителей тоже писать не буду.

Итог: если бы я не умела/не делала сама необходимые для работы материалы, то я использовала бы в основе пособия О. Лысенко.

Методик по обучению чтению много, главное четко понимать, какого результата хотите добиться, как собираетесь идти к этому результату.

❗Главное - не навредить❗

А чем пользовались/пользуетесь вы?

Испытывают ли ваши дети/ученики трудности с письмом/чтением?

Была ли статья полезна?