Часто ко мне обращаются родители дошкольников с проблемой "буквы знает, читать не получается".
Мои уточняющие вопросы:
- Учили сами или посещали детские центры/репетиторов?
(занятия в детском саду в расчёт не беру, об этом позже подробнее расскажу)
- Чем пользовались при обучении?
(книги/пособия/игры и т.д.)
Если учили самостоятельно, то чаще в топе книг у родителей - это букварь Н. Жуковой
Эту книгу стараюсь избегать, а почему, надеюсь, сможете понять после прочтения статьи.
1️⃣ Начнем с предпосылок обучения чтению:
Основными условиями овладения навыком чтения являются:
✅сформированность устной речи
✅фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза)
✅лексико-грамматической стороны речи
✅достаточное развитие пространственных представлений
✅развитие зрительного анализа и синтеза
📖Основные методики обучения чтению:
👂1. Звуковой (фонетический)
Этапы:
- Ребенок учится слышать и различать звуки в словах.
- Ребенок учит, какими буквами записываются эти звуки.
- Ребенок учится складывать записанные буквами звуки в слоги, произносить их (прочитывать).
👀2. Метод обучения по кубикам Зайцева
Описание методики, плюсы и недостатки по ссылке.
👀3. Обучение по карточкам Домана
Описание методики, плюсы и минусы по ссылке.
🤲4. Методика Марии Монтессори
Описание методики по ссылке
Я учу читать параллельно с обучением письму, реализуя первый описанный подход (фонетический).
👩🏫В 1- ом классе на уроках обучения грамоте звуко - буквенный анализ слов - база. К сожалению, не все дети понимают отличие "звука" от "буквы", и проблемы тянутся из года в год.
☝Нравится нам это (педагогам и родителям) или нет, но пока программа в школах такая.
📘 Ссылка на учебники основных программ 1-го класса, можно посмотреть содержание книг "Азбука" и "Букварь".
Чтобы ребёнок ощущал себя комфортно в школе, мне важно, чтобы он не чувствовал "разрыва" в материале, чтобы не приходилось перестраиваться.
⬇Всё, что дальше я буду описывать, опирается на опыт работы с детьми, которые пришли ко мне на репетиторство с запросом : "Буквы знает, читать не умеет"
+ рассматриваю проблемы, исходя из реализации фонетического подхода к обучению чтению и письму.
Мой взгляд на основные ошибки при самостоятельном обучении чтению:
Основная проблема у ребят, которые знают все буквы, но читать не могут, это непонимание, что одна буква согласного может обозначать два звука (твёрдый/мягкий):
Часто дети не понимают, почему в одних вариантах нужно произносить согласные звуки твёрдо, а в других - мягко.
☝(случай, когда учили буквы каждую отдельно, а не с помощью "Кубиков Зайцева" и схожих методик, направленных на зрительное запоминание чтения слогов)
Впоследствии у детей часто возникают трудности при формировании навыка письма под диктовку, часто могут обозначить буквой только твёрдые согласные.
Почему так происходит?
- запоминание букв путём ассоциации с одной конкретной картинкой
Пример: Б- "бабочка" (запоминается произношение только твёрдого согласного звука[б]), В - "виноград" (запоминается произношение только мягкого согласного [в`]) и т.д.
❓Как избежать подобных проблем?
Нужно работать над дифференциацией парных по твёрдости/мягкости звуков при изучении новой буквы согласных звуков (если буква может обозначать парные звуки)
Примеры заданий (дифференциация на слух):
Предметы, названия которых начинаются на твёрдый [п] - отдаём Пуну, а те, названия которых начинаются на мягкий [п`]- Пину.
Вариант онлайн - формата:
Чтобы понять, каким образом прочитать букву согласного в слоге - слиянии, ребёнок должен знать, какие буквы гласных "указывают" на твёрдость, а какие на мягкость предшествующего согласного.
Если после парного (по твёрдости/мягкости) согласного гласные:
- а, о , у , ы, э - произносим согласный твёрдо
- я, ё , ю, и, е - произносим согласный мягко
С буквами "Ж,Ш,Ц,Ч,Щ" и правилами чтения/письма их в сочетании с гласными, желательно работать отдельно : "ЖИ", "ШИ", "ЦИ", "ЦЕ", "ЧЕ", "ЩЕ" и т.д.
Часто дети, кого учили по алфавиту с картинкой, допускают ошибки:
"мю" - читают [мй`у], "тё" - читают [т`й`о] и т.п.
☝ я, ё, ю, е - йотированные гласные. Нужно знать, в каких случаях эти гласные буквы обозначают 1 звук, а в каких 2 звука.
Дети, у которых нет чёткого понимания отличий "звук" и "буква", часто на первых этапах произносят наугад 😢
Пример:
☝Я работаю над различением функций йотированных гласных отдельно, т.к. вместе с пониманием чтения, формируется навык письма.
Алфавит - это порядок букв, который помогает систематизировать информацию
(словари, справочники и т.д.).
⬆НО руководствоваться алфавитным порядком для выстраивания алгоритма изучения букв нежелательно, если не знать методических основ обучения чтению детей.
✅Желательно начинать с гласных (НЕ йотированных), затем вводить согласный, тренироваться "сливать" согласный и гласный.
Чтобы облегчить переход от произношения отдельных звуков к прочтению слогов-слияний (согласный + гласный "па, ды, ру и т.д."), можно использовать иллюстрации, начало названий которых совпадает со слогом, который пробует читать ребёнок:
☝Сначала картинки помогают правильно произнести сочетание звуков, ребёнок затрачивает меньше энергии, нежели прочтение без зрительной опоры ➡ не формируется привычка при чтении произносить звуки отдельно по очереди ➡ работает зрительная память➡ со временем сочетания согласный + гласный "автоматически" произносится слиянием.
Следующая серьёзная ошибка при обучении чтению:
Названия букв - это "имя буквы". К вышеописанным трудностям с неразличением мягкости/твёрдости согласных, добавится добавление лишних звуков при чтении (и, возможно, лишние буквы при письме):
"ма"-[эма] или [мэа], "ду" - [дэу] и т.д.
❗Буквы "ъ" и "ь" вообще никак не произносятся (т.к. не обозначают звука), с ними тоже желательно работать отдельно, чтобы не было в будущем проблем с письмом, как в примере :
☝ После изучения с бабушкой буквы "ь", ребёнок при письме стал обозначать практически все мягкие согласные с помощью "ь" 😢
Чтобы избежать такой "каши", ребёнок должен понимать:
- согласные звуки могут быть твёрдые и мягкие, а на письме твёрдость/мягкость обозначается гласными, либо "ь" и "ъ" знаками:
☝Стрелка указывает, что мягкий знак "приказывает произносить согласный мягко".
На мой взгляд, работу с "ь" нужно проводить в несколько этапов:
✅1. Создание проблемной ситуации, при которой ребёнок придёт к выводу о необходимости "ь" самостоятельно (это поможет избежать ошибок при письме в будущем), пример:
✅2. Автоматизация чтения коротких слов с "ь" на конце (смягчающая функция):
- слова - действия (глаголы в начальной форме)
- короткие слова других частей речи:
✅3. Автоматизация чтения слов с "ь" в середине:
✅4. Формирование навыка письма слов с "ь". Развитие фонематического слуха:
✅5. Знакомство с разделительным мягким знаком. (Аналогичный алгоритм работы)⬆
Чтобы ребёнок при письме не пропускал мягкий знак/наоборот не добавлял там, где не нужно, у него должно быть чёткое понимание его функций (с дошкольниками я используя вместо "функция мягкого знака" слово "работа мягкого знака").
☝Всё это проходит в формате игры, без напряжения. Пример (фрагменты онлайн - занятия):
Тесты по прочитанным текстам развивают навык смыслового чтения + повышают скорость чтения за счет узнавания слов по графическому образу (т.к. слова ранее уже встречались).
Проблемы с письмом, которые возникают у большинства младших школьников, можно избежать, если в спокойном темпе набираться учебного опыта (учиться "слышать", анализировать, применять знания).
Работу с "ъ" провожу по аналогичному алгоритму (проблемная ситуация ➡ введение буквы ➡ чтение и запись отдельных слов ➡ чтение предложений и текстов со словами с "ъ").
Что затягивает, а иногда и усложняет процесс обучения чтению:
☝Здесь не вижу смысла останавливаться подробнее. Затрагивала эту тему в посте "формирование умения учиться".
И про угрозы/крики/срывы родителей тоже писать не буду.
Итог: если бы я не умела/не делала сама необходимые для работы материалы, то я использовала бы в основе пособия О. Лысенко.
Методик по обучению чтению много, главное четко понимать, какого результата хотите добиться, как собираетесь идти к этому результату.
❗Главное - не навредить❗
А чем пользовались/пользуетесь вы?
Испытывают ли ваши дети/ученики трудности с письмом/чтением?
Была ли статья полезна?