Найти в Дзене
VK Play

Не совсем для геймеров: впечатления от Star Citizen в 2023 году

Скорее для энтузиастов с деньгами

Star Citizenне просто игра. Это целый проект мечты, который разрабатывается уже более 10 лет под руководством Криса Робертса — легендарного автора Wing Commander и Freelancer. Создание Star Citizen финансируется за счет сбора средств на официальном сайте. На апрель 2023 года проект собрал более $500 млн, что делает его самой дорогой игрой в истории. Чтобы попасть в открытый альфа-тест, нужно купить стартовый пакет примерно за $50 или любой корабль, доступный в Star Citizen. Стоимость последних доходит до нескольких тысяч долларов.

Таким образом, Star Citizen — один из самых амбициозных долгостроев в игровой индустрии. Это космический симулятор, который обещает дать игрокам возможность исследовать огромную вселенную, участвовать в разнообразных миссиях, торговле, боях и даже пешком ходить по поверхности планет. Звучит заманчиво, не так ли? Но насколько же хороша эта игра на самом деле? И стоит ли таких денег? Я решил проверить это на собственном опыте и поделиться с вами впечатлениями.

Первое, что бросается в глаза при запуске Star Citizen, — это графика. Игра выглядит невероятно красиво и правдоподобно. Это научно-фантастический реализм в духе дизайнов зданий, интерьеров и кораблей землян из «Аватара». Проработка интерьеров городов и станций выглядит не только потрясающе детально (качеству материалов и освещению позавидуют даже большинство новинок 2022 года), но и функционально. У каждого корабля — уникальный стиль и предназначение, у каждой планеты — свой климат, рельеф и флора, а у каждого города или станции — свой характер и атмосфера. Все это создает ощущение живого и разнообразного мира, который хочется исследовать.

Star Citizen создавалась на движке Lumberyard, который основан на культовом CryEngine (на нем работали Crysis 3, Ryse: Son of Rome, Warface и другие «графонистые» игры). Движок позволяет создавать огромные и детализированные локации и обеспечивает бесшовный переход из космоса к поверхности планет и обратно. Также Lumberyard поддерживает реалистичные материалы, освещение, тени, отражения, частицы, анимацию и физику. Игра выглядит особенно впечатляюще на максимальных настройках графики (никакая Elite Dangerous: Odyssey и рядом не валялась), но для этого нужен мощный компьютер с SSD и хорошим запасом оперативной памяти (моих 16 Гбайт едва хватало).

-2
-3
-4
-5
-6

Star Citizen — игра больше про пилота (того самого «звездного гражданина»), чем про корабли. Это значит, что нужно учитывать множество факторов, которые влияют на жизнь и деятельность игрового персонажа в этом мире. Например, необходимо следить за своим здоровьем, сытостью, жаждой и уровнем кислорода в крови. А еще платить за жилье, страховку и обслуживание корабля. Кроме того, нужно соблюдать законы и правила разных фракций и организаций.

Типичный геймплейный цикл в Star Citizen начинается с того, что вы просыпаетесь в одном из отелей на планете или станции. После этого включаете голографические часы на запястье, проверяете сообщения, задания, баланс, репутацию и другую информацию. Затем выходите из отеля, прогуляться. На улицах можете посетить разные магазины, бары, клубы и другие заведения, чтобы купить новую одежду, оружие, снаряжение или апгрейды для корабля, а также поискать задания. Либо сразу выдвигаетесь к своему кораблю. Но до него еще нужно добраться на метро, так как он обычно припаркован в космопорте.

Наверное, наиболее иммерсивная деталь городской жизни в игре

Но и там еще нужно будет пройти таможню и службу безопасности. И только потом подойти к терминалу, вызвать корабль, запомнить номер ангара и, наконец, отправиться к лифту, который довезет до нужного места. Весь этот путь от кровати до корабля нужно проделать самостоятельно, ориентируясь по знакам на улице — из навигации в игре доступна лишь карта звездной системы.

А перед тем как вылететь из ангара, сначала придется связаться с контролем полетов и получить разрешение на взлет. После этого нужно будет аккуратно вылететь через люк на маневровых двигателях. Когда захотите вернуться на планету или станцию, вы снова сначала должны запросить разрешение на посадку у контроля полетов. А после того, как приземлитесь, можно опять прогуляться, чтобы продать трофеи или товары, забрать вознаграждения за миссии и посетить медицинский центр, если вы были ранены. Затем можно поспать в отеле перед следующим вылетом и начать новый день в кровати.

Заходишь на местные «Госуслуги», а там штраф за то, чего уже не помнишь
Заходишь на местные «Госуслуги», а там штраф за то, чего уже не помнишь

Теперь подробнее про полеты. Тем более, что это до сих пор единственная хорошо и полностью работающая механика. В космосе игра пытается симулировать реалистичную физику и поведение кораблей. Вы можете управлять тягой, скоростью, поворотами и торможением своего звездолета. Можно переключаться между разными режимами полета: вертикальным взлетом и посадкой (на планетах или станциях), круизным (для дальних перелетов) и боевым (для маневренности).

Ведение боя требует особых навыков и быстрой реакции: нужно учитывать массу и инерцию своего корабля и противника, выбирать правильное оружие и расстояние для атаки, а также использовать щиты и уклонение. Сражения могут быть динамичными и увлекательными, если вы столкнетесь с достойным соперником или попадете в засаду. Однако такие ситуации случаются не так часто, как хотелось бы. Большинство пиратов и вражеских кораблей легко уничтожить или убежать от них.

Если вы попадете под огонь других игроков, то скорее всего не сможете дать им отпор из-за разницы в классе и вооружении кораблей. И если ваш звездолет будет уничтожен, то вы потеряете все грузы, апгрейды и деньги. Также можно потерять свой корабль навсегда, если вы не застраховали его или не нашли денег на восстановление. Это может быть очень обидно и даже может заставить удалить игру.

Кроме боевых действий, в Star Citizen доступны и другие виды деятельности. Можно исследовать астероидные поля, аномалии и обломки. Можно добывать руду, газ или другие ресурсы. Можно торговать с другими игроками или NPC. Можно перехватывать сигналы бедствия или контракты на поиск и спасение во время перелетов между точками интереса. А еще вы можете пойти по кривой дорожке и проникать на чужие базы или корабли, чтобы воровать данные или ценности. Все эти действия приносят деньги, опыт и репутацию. Однако, спустя десятки часов они могут стать скучными и однообразными или даже невыполнимыми из-за багов или отсутствия части контента.

В то же время у разработчиков Star Citizen невероятно амбициозные планы. Они хотят создать полноценную живую вселенную, которая будет включать сотню звездных систем, тысячи планет, миллионы NPC и бесконечные возможности для игроков. Собираются добавить новые механики, такие как фермерство, рыбалка, гражданство, политика, экономика и так далее. А еще уже очень много лет обещают выпустить одиночную кампанию Squadron 42, которая будет представлять собой эпическую историю с участием звездных актеров (Марк Хэмилл, Гэри Олдмен, Генри Кавилл, Джиллиан Андерсон и др.). Они мечтают сделать Star Citizen лучшим космическим симулятором всех времен и народов.

Однако, эти планы кажутся не особенно реалистичными. Как мы уже говорили, игра разрабатывается больше десяти лет и все еще находится в стадии альфа-версии. У Star Citizen нет четкой даты релиза и даже конкретного роудмапа. У проекта не просматривается ясного видения или направления, как, впрочем, и конкретной цели для игроков. А из обещанной сотни звездных систем пока готова лишь… одна!

За прошлый год лишь слегка доработали ключевые механики и ввели квесты с загадками Вселенной в духе No Man’s Sky

К тому же, Star Citizen до сих пор полна багов. И некоторые настолько серьезны, что могут испортить весь игровой опыт. Например, вы можете провалиться в текстуры просто при вставании с кровати в начале дня или при посадке на планету. Можете застрять в лифте или в двери. Можете потерять свой корабль или груз из-за ошибки сервера или вылета игры. А еще можете не получить вознаграждение за задание или контракт из-за ошибки в интерфейсе или логике. И это далеко не полный список.

Некоторые баги можно обойти или исправить самостоятельно. Например, перезапустив игру или использовав консоль для ввода команд. Либо обратившись в службу поддержки или сообщив о проблеме на официальном форуме. Но затем придется ждать следующего хотфикса или патча, который может появиться как через несколько дней, так и через несколько месяцев.

Баги в Star Citizen — неотъемлемая часть игры на данный момент. Они могут быть как препятствием, так и вызовом для игроков. Как источником разочарования, так и поводом для смеха.

Встал с кровати и сразу попал в затекстурье
Встал с кровати и сразу попал в затекстурье
Во многих заведениях или тесных помещениях статисты почему-то стоят на мебели
Во многих заведениях или тесных помещениях статисты почему-то стоят на мебели

Но больше всего меня разочаровало то, что Star Citizen, похоже, намеренно затягивает игровой процесс. Освоение любого контента почти всегда получается очень долгим и скучным. Например, вы можете заняться добычей ресурсов из астероидов или планет. Но сначала нужно хорошо подготовиться: купить специальный корабль, на который можно поставить соответствующий модуль, купить наземное транспортное средство, подобрать подходящее снаряжение (комбинезон и инструменты), найти место для добычи. А затем придется выполнить все этапы процесса, словно в реальной жизни: просканировать астероид или планету, выбрать целевой ресурс, бурить залежи несколько десятков минут, затем собрать, переработать и так далее. Все это в совокупности способно отнять несколько часов или даже дней, и это лишь одно возможное занятие.

Другие виды деятельности в игре — торговля, бои, исследования, контрабанда — также требуют много времени и терпения. Нужно планировать маршруты и грузы, учитывая расстояния, риски и прибыль. А при нападении пиратов на неповоротливом грузовом корабле не так-то легко дать отпор. При исследовании заброшенных станций или необитаемых небесных тел, приходится долго разбираться, куда двигаться дальше или просто слишком долго лететь вдоль пустошей. А перед контрабандой запрещенных товаров придется в деталях изучить возможности стелса (отключения некритичных систем) разных кораблей для обмана сканеров.

Все это создает ощущение не второй жизни, а второй работы. Зачем все это нужно? Кто от этого выигрывает? Разработчики явно выигрывают от того, что надолго растягивают малое количество контента для людей с малым количеством свободного времени (и большим объемом свободных денег на корабли из рекламных роликов в стиле Top Gear). А еще авторы игры создают иллюзию прогресса и развития проекта. Они постоянно обещают новые фичи и обновления, которые почти всегда приходят с большим опозданием и недоработками. А бывает, не приходят вовсе — в отличие от новых наполеоновских планов.

Так режим сетевого шутера вышел еще в 2016 году, но с тех пор особо не дорабатывался. До сих пор есть лишь пара карт, бедный ассортимент снаряжения и постоянные проблемы с сетевым кодом — например, иногда просто не работает перезарядка до следующей смерти. А физическое присутствие любых динамических объектов для всех игроков смогли реализовать лишь в этом году (т.н. технология PES). Это позволяет оставленным предметам не пропадать в любой точке вселенной, а также делает абордаж чужих кораблей ради груза более интересным. Только вот некоторые механики в игре после этого сломались.

Некоторые игроки выигрывают от того, что получают удовольствие от самого процесса. Но только если они любят сложность и реализм, а также социальное взаимодействие и сотрудничество (в Star Citizen невероятно скучно играть в одиночку). Поэтому, возможно, проект Криса Робертса — это игра для избранных. Для тех, кто готов ждать, верить и мечтать (а еще — регулярно платить).

Конечно, Star Citizen — амбициозный проект по созданию самого реалистичного и детального космического симулятора в истории. И возможно, он до сих пор разрабатывается с большим энтузиазмом (хоть и верится в это спустя 11 лет с анонса уже с трудом). Однако, когда я готовился к написанию этой статьи, то так устал ото всей этой игровой рутины, что уже предвкушаю как вернусь, наконец, в Everspace 2. Не нужен мне весь этот гиперреализм. Я хочу просто приключаться в космосе и получать удовольствие от полетов. Чего и вам советую.