Китайское искусство — отдельная вселенная со своей особой историей, традициями, законами и изобразительными техниками. Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаю их сделать сейчас — начать знакомство с китайской культурой, живописью, предметами одежды и быта, собранными в коллекции Государственного музея Востока в Москве.
Китай на протяжении столетий привлекал к себе внимание других стран. Известно, что именно этой великой стране мир обязан появлением важнейших изобретений и открытий, таких как шелк,бумага, порох, фарфор. В Поднебесной впервые вошли в оборот бумажные денежные купюры, сложилась традиция чаепития. Из Китая в Европу пришло искусство пейзажных садов, выращивание комнатных растений в кашпо, разведение аквариумных рыбок и многое другое. {1}
Так, в развитии декоративно-прикладного искусства главенствовал повысившийся интерес к изделиям к художественным промыслов со стороны знати, чиновников высокого ранга, зажиточного городского населения. Ценность и художественные достоинства произведений прикладного искусства свидетельствовали об имущественном и общественном статусе их владельцев. Вазы, шкатулки, курильницы, скульптура из различных материалов играли важную роль в создании единого художественного ансамбля. {1}
Некоторые предметы убранства, такие как мебель и ширмы, в решении интерьера выполняли специфические функции: они могли передвигаться и делить внутреннее пространство дома, органично дополняя интерьер. {1}
Непревзойденное мастерство! При том, что дверцы шкафов полностью глухие, предметы интерьера не кажутся громоздкими - эстетика, минимализм, гармоничность и функциональность - характерные черты китайской культуры прослеживаются при изготовлении мебели.
Художественный стиль фарфоровых изделий определялся сочетанием белизны черепка безукоризненного качества с красочной росписью. C XIV века в период Юань (1279-1368) появилась подглазурная роспись синим кобальтом, когда вместе с монголами в Китай пришло много ремесленников из разных регионов. Роспись очищенным кобальтом использовали иранские мастера по керамике, китайцы же стали декорировать кобальтом фарфор. Для того, чтобы краска обрела звучный сине-голубо цвет, необходимо было обжигать изделие при температуре 1400 градусов. {1}
Подобные изделия изготавливались по заказу Ост-Индской компании специально для оформления европейских парадных залов или "фарфоровых галерей". Как правило они были парными и имели идентичный декор. {1}
Изделия из слоновой кости создавались специально для украшения дворцовых покоев, в которых благородный цвет удачно выделялся среди многоцветья декоративного убранства на фоне темной мебели. Мастер демонстрирует высокий уровень приемов обработки слоновой кости, превращая ее в хрупкое кружево. {1}
Достижения искусства вышивки и художественного качества ярко отразились в китайской одежде. В официальном костюме знати и чиновничества XVII-XIX вв. слились воедино функциональность, символическое содержание декора и художественное мастерство исполнения. {1}
Обратите внимание на размер женской обуви на фото. Дело в том, что эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи – она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году. {2}
Не смотря на то, что мне не удалось сделать приличные фото с экспозиции музея из-за бликов стекла, я не могу обойти без внимания направление китайского искусства - живопись. Поэтому приведу наглядные примеры, взятые из других источников.
В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение?
Традиционная китайская живопись — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия. Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей. Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского — вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров. {4}
А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.
Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия. Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию. Помимо этого, природа Инь Ян выражается и в строении самого объекта изображения.
Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции. В одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать». {4}
Неразрывно связаны между собой два главных направления в искусстве Китая — живопись и каллиграфия. В Китае их даже называют «родными сестрами».
Каллиграфия и написание иероглифов — это целое искусство, которое не перестает развиваться на протяжении уже многих столетий. Каждый живописец Китая — это каллиграф, а каллиграф — самый настоящий живописец. Каллиграфия — один из значимых элементов восточной живописи. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения. По убеждению художников Поднебесной, совершенное произведение изобразительного искусства — это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба (печать художника). В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника — квадрат или другая геометрическая форма с вписанными в него иероглифами красного или белого цвета — становится полноправным участником общей композиции. {4}
Европейские исследователи долгое время полагали, что культура Китая развивалась совершенно изолированно от других регионов древнего и средневекового мира. Последние исследования показали, что этот регион имел давние и длительные контакты с соседними странами. Великий Шелковый путь, проложенный, вероятно, еще в 1 тыс. до н. э., являлся той артерией, по которой шел не только обмен товарами, но и традициями, культурными ценностями. Китай определял облик и направление всего дальневосточного региона. Последовательно развиваясь с 5 тыс. до н. э., древняя китайская культура сумела передать свой опыт Японии, Корее, Монголии, странам Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, язык и иероглифическая письменность, основы конфуцианской этики и морали, местные особенности буддийской идеологии и, конечно, образно-поэтическое восприятие мира, которое отразилось в искусстве. Художественная культура Китая обладает необыкновенной устойчивостью, так как следование традиции, древнему образцу, отображенному в каноне искусства, является ее теоретической и практической основой. Эта устойчивость определяла традиционные виды и формы художественной культуры, а также направления и жанры искусства, соотношение которых зависело от духовных ценностей конкретной эпохи. {5}
Я не востоковед, и без помощи вспомогательных материалов написать статью о многоликом искусстве Китая не получилось бы. Сходить в музей или на выставку художника - еще не значит получить полный курс знаний. Посещение культурных событий и арт-пространств прекрасный повод возбудить свой интерес к более глубокому изучению той или иной тематики.
Можно понемногу прививать себе традицию - раз в две недели, потом несколько раз в месяц культурно проводить досуг, посещая мероприятия на интересные вам темы. Интересно ведь вместе что-то увидеть, а после обсудить, подумать, оценить похожесть или различие взглядов и мнений на одно и тоже событие.
Как гласит китайская мудрость "Поначалу привычки — это паутина; затем — троса".
{1} - Искусство Китая. Путеводитель по постоянной экспозиции. Л.И. Кузьменко.
{2} - https://tata-cheshuina.livejournal.com/676725.html
{3} - https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/iskusstvo-kitaya-dinastii-czin
{4} - https://kalachevaschool.ru/blog/344598