Найти в Дзене

Интересно увидеть собрание китайского искусства? Отправляйтесь в музей Востока.

Китайское искусство  — отдельная вселенная со своей особой историей, традициями, законами и изобразительными техниками. Изучать ее и совершенствоваться в ней можно всю жизнь. Однако любой путь начинается с первых шагов. Предлагаю их сделать сейчас — начать знакомство с китайской культурой, живописью, предметами одежды и быта, собранными в коллекции Государственного музея Востока в Москве.

Китай на протяжении столетий привлекал к себе внимание других стран. Известно, что именно этой великой стране мир обязан появлением важнейших изобретений и открытий, таких как шелк,бумага, порох, фарфор. В Поднебесной впервые вошли в оборот бумажные денежные купюры, сложилась традиция чаепития. Из Китая в Европу пришло искусство пейзажных садов, выращивание комнатных растений в кашпо, разведение аквариумных рыбок и многое другое. {1}

Так, в развитии декоративно-прикладного искусства главенствовал повысившийся интерес к изделиям к художественным промыслов со стороны знати, чиновников высокого ранга, зажиточного городского населения. Ценность и художественные достоинства произведений прикладного искусства свидетельствовали об имущественном и общественном статусе их владельцев. Вазы, шкатулки, курильницы, скульптура из различных материалов играли важную роль в создании единого художественного ансамбля. {1}

Некоторые предметы убранства, такие как мебель и ширмы, в решении интерьера выполняли специфические функции: они могли передвигаться и делить внутреннее пространство дома, органично дополняя интерьер. {1}

Трехъярусный шкаф, нач.XX века. Дерево, лак, инкрустация перламутром, медно-никелевый сплав.
Трехъярусный шкаф, нач.XX века. Дерево, лак, инкрустация перламутром, медно-никелевый сплав.

Непревзойденное мастерство! При том, что дверцы шкафов полностью глухие, предметы интерьера не кажутся громоздкими - эстетика, минимализм, гармоничность и функциональность - характерные черты китайской культуры прослеживаются при изготовлении мебели.

Двухчастный шкаф, нач. 1920-1930-е гг. Дерево, инкрустация перламутром, медно-никелевый сплав.
Двухчастный шкаф, нач. 1920-1930-е гг. Дерево, инкрустация перламутром, медно-никелевый сплав.
Фото с экспозиции музея. Китайские фарфоровые чаши и вазы, XVII-XIX вв.
Фото с экспозиции музея. Китайские фарфоровые чаши и вазы, XVII-XIX вв.

Художественный стиль фарфоровых изделий определялся сочетанием белизны черепка безукоризненного качества с красочной росписью. C XIV века в период Юань (1279-1368) появилась подглазурная роспись синим кобальтом, когда вместе с монголами в Китай пришло много ремесленников из разных регионов. Роспись очищенным кобальтом использовали иранские мастера по керамике, китайцы же стали декорировать кобальтом фарфор. Для того, чтобы краска обрела звучный сине-голубо цвет, необходимо было обжигать изделие при температуре 1400 градусов. {1}

Вазы, фарфор. Подглазурная роспись кобальтом. XVII век.
Вазы, фарфор. Подглазурная роспись кобальтом. XVII век.

Подобные изделия изготавливались по заказу Ост-Индской компании специально для оформления европейских парадных залов или "фарфоровых галерей". Как правило они были парными и имели идентичный декор. {1}

Настольное украшение. XIX век, слоновая кость, ажурная резьба.
Настольное украшение. XIX век, слоновая кость, ажурная резьба.

Изделия из слоновой кости создавались специально для украшения дворцовых покоев, в которых благородный цвет удачно выделялся среди многоцветья декоративного убранства на фоне темной мебели. Мастер демонстрирует высокий уровень приемов обработки слоновой кости, превращая ее в хрупкое кружево. {1}

Китайские халаты - шелк, вышивка, ткачество, XIX век. Фото из открытых источников.
Китайские халаты - шелк, вышивка, ткачество, XIX век. Фото из открытых источников.

Достижения искусства вышивки и художественного качества ярко отразились в китайской одежде. В официальном костюме знати и чиновничества XVII-XIX вв. слились воедино функциональность, символическое содержание декора и художественное мастерство исполнения. {1}

Китайские женские туфельки. Шелк, дерево, кожа, вышивка. XIX век. Фото из открытых источников.
Китайские женские туфельки. Шелк, дерево, кожа, вышивка. XIX век. Фото из открытых источников.

Обратите внимание на размер женской обуви на фото. Дело в том, что эталоном женской красоты в Китае считалась малюсенькая ножка, по форме напоминающая лотос или маленький полумесяц. Женщина с крупной ногой была несчастьем для семьи –  она не могла удачно выйти замуж. С трёхлетнего возраста стопу девочки туго-туго обертывали бинтами, притягивая пальцы ноги к пятке. Для торжественной процедуры "бинтования" мать девочки заказывала пару миниатюрных красных туфелек, которые были вдвое меньше размера ноги дочери и символизировали будущую удачу в браке. Производство маленьких туфелек прекратили лишь в 1998 году. {2}

Не смотря на то, что мне не удалось сделать приличные фото с экспозиции музея из-за бликов стекла, я не могу обойти без внимания направление китайского искусства - живопись. Поэтому приведу наглядные примеры, взятые из других источников.

В чем главные особенности традиционной китайской живописи? Какими принципами должен руководствоваться мастер, если хочет создать совершенное живописное произведение?

Традиционная китайская живопись  — это больше, чем просто изображения на рисовой бумаге. В ней слиты воедино философско-культурная, социальная, религиозная, этические функции, философия бытия. Несмотря на то, что сюжеты произведений максимально реалистичны, китайские живописцы традиционных школ не пишут пейзажи, предметы или явления. Они живописуют дух и суть, саму природу вещей. Минимальные средства при максимальной выразительности, глубокий символизм и в то же время сюжетная доступность, соотношение религиозного и светского — вот отличительные черты живописных произведений традиционных китайских мастеров. {4}

Искусство Китая династии Цин. Бада Шанрен. 1680-й год. Картина "Две птицы". Фото {3}.
Искусство Китая династии Цин. Бада Шанрен. 1680-й год. Картина "Две птицы". Фото {3}.

А главные особенности живописного произведения — это гармония энергий Инь и Ян, символизм и духовный смысл рисунка, связь с каллиграфией и доминирующее положение изысканной линии.

Гармония Инь и Ян в китайской живописи реализуется самым непосредственным образом, при написании картины тушью на рисовой бумаге. Линии и штрихи, пятна и размывка — все эти приёмы читаются как та или иная энергия. Секрет шедевра в том, что таких разнообразных штрихов и пятен должно быть столько, чтобы все вместе они создавали гармонию. Помимо этого, природа Инь Ян выражается и в строении самого объекта изображения.

Художественный образ в китайской живописи практически не содержит преходящих, случайных деталей, читается лишь в контексте определённой культурной традиции. В одном и том же живописном образе житель Поднебесной и европеец увидят разное. О работах китайских мастеров говорят, что их нужно уметь «читать». {4}

Искусство Китая династии Цин. Гао Фэнхань, картина "Пионы и камни", 1734 г. Фото {3}.
Искусство Китая династии Цин. Гао Фэнхань, картина "Пионы и камни", 1734 г. Фото {3}.

Неразрывно связаны между собой два главных направления в искусстве Китая — живопись и каллиграфия. В Китае их даже называют «родными сестрами».

Каллиграфия и написание иероглифов — это целое искусство, которое не перестает развиваться на протяжении уже многих столетий. Каждый живописец Китая — это каллиграф, а каллиграф — самый настоящий живописец. Каллиграфия — один из значимых элементов восточной живописи. Нередко каллиграфический иероглиф, отображенный на картине, интерпретирует смысл всего изображения. По убеждению художников Поднебесной, совершенное произведение изобразительного искусства — это связанные между собой элементы: живопись, каллиграфия, поэзия и печатная резьба (печать художника). В живописной работе часто каллиграфией прописываются строки стихов. А личная печать художника — квадрат или другая геометрическая форма с вписанными в него иероглифами красного или белого цвета — становится полноправным участником общей композиции. {4}

Европейские исследователи долгое время полагали, что культура Китая развивалась совершенно изолированно от других регионов древнего и средневекового мира. Последние исследования показали, что этот регион имел давние и длительные контакты с соседними странами. Великий Шелковый путь, проложенный, вероятно, еще в 1 тыс. до н. э., являлся той артерией, по которой шел не только обмен товарами, но и традициями, культурными ценностями. Китай определял облик и направление всего дальневосточного региона. Последовательно развиваясь с 5 тыс. до н. э., древняя китайская культура сумела передать свой опыт Японии, Корее, Монголии, странам Юго-Восточной Азии. Это, прежде всего, язык и иероглифическая письменность, основы конфуцианской этики и морали, местные особенности буддийской идеологии и, конечно, образно-поэтическое восприятие мира, которое отразилось в искусстве. Художественная культура Китая обладает необыкновенной устойчивостью, так как следование традиции, древнему образцу, отображенному в каноне искусства, является ее теоретической и практической основой. Эта устойчивость определяла традиционные виды и формы художественной культуры, а также направления и жанры искусства, соотношение которых зависело от духовных ценностей конкретной эпохи. {5}

Я не востоковед, и без помощи вспомогательных материалов написать статью о многоликом искусстве Китая не получилось бы. Сходить в музей или на выставку художника - еще не значит получить полный курс знаний. Посещение культурных событий и арт-пространств прекрасный повод возбудить свой интерес к более глубокому изучению той или иной тематики.

Можно понемногу прививать себе традицию - раз в две недели, потом несколько раз в месяц культурно проводить досуг, посещая мероприятия на интересные вам темы. Интересно ведь вместе что-то увидеть, а после обсудить, подумать, оценить похожесть или различие взглядов и мнений на одно и тоже событие.

Как гласит китайская мудрость "Поначалу привычки — это паутина; затем — троса".

{1} - Искусство Китая. Путеводитель по постоянной экспозиции. Л.И. Кузьменко.

{2} - https://tata-cheshuina.livejournal.com/676725.html

{3} - https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/iskusstvo-kitaya-dinastii-czin

{4} - https://kalachevaschool.ru/blog/344598

{5} - https://iskusstvoed.ru/2020/11/28/iskusstvo-kitaja/

https://vk.com/lova_lova_art