Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Звëзды советской эпохи": Кто вы, Мистер Икс?

Количество историй, которые так или иначе могут заинтересовать массовую аудиторию, всегда в разы меньше количества потенциальных рассказчиков этих историй. Однако каждый, кто пытается рассказать (за исключением тех, кто просто тупо копирует чужие тексты) о чем-то (или ком-то) известном - пропускает имеющиеся факты через собственную (индивидуальную) призму восприятия. То есть рассказывает с той точки зрения, с какой видит исключительно он. Иногда это действительно выглядит интересно, а иногда - абсолютно вторично: тут всё зависит как от талантов рассказчика, так и от имеющейся у него информации. А ещё от собственных воспоминаний (если они есть). Вот с воспоминаний я и начну.

Имя Георга Отса я помню с самого детства, наверное лет с пяти или с шести. Но кроме имени и того, что это певец, исполнитель арии Мистера Икса в одноимённом фильме 1958 года, я наверное о нём тогда ничего и не знал. Конечно я мог бы назвать ещё несколько песен в его исполнении, поскольку радио у нас в доме работало с раннего утра и до позднего вечера и песни в исполнении Отса по радио звучали регулярно (а значит на "корочку" что-нибудь да записывалось), но это пожалуй что и всё.

А позднее мои музыкальные интересы вообще сместились в другие области и изучением музыкальной истории, я занялся уже когда сам был в достаточно зрелом возрасте.

Впрочем, "лучше поздно, чем никогда" и, поэтому, я не могу сказать что сильно сожалею об упущенных возможностях. Ведь игнорируя одно я всё равно постигал что-то другое, возможно не менее, а то и более важное для того времени.

Несмотря на то, что по национальности Георг Карлович Отс - эстонец, родился он в России, на тот момент уже РСФСР, в Петрограде, 21 марта 1920 года. В ходе оптации эстонцев из России в Эстонию на основе соответствующего соглашения между правительствами Советской России и Эстонской Республики семья Георга Отса вскоре (точная дата нигде не указана, но, сопоставив некоторые факты из биографии отца Георга, можно предположить, что переезд случился не позднее 1922-23 гг) переехала в Таллин.

Поскольку отец Георга - Карл Отс, был Карл Отс, выпускником Петроградской народной консерватории и имел опыт участия в городских музыкальных постановках, то в Таллине он устроился в Театр оперы и балета “Эстония”.

Когда Георгу исполнилось пять лет, Карл Отс впервые взял его в театр. Там ставили пьесу Антона Рубинштейна “Демон”, в которой Отс-старший исполнял партию князя Синодала. Героя убивали в конце второго действия: во время представления Георг Отс заплакал, а в антракте побежал за кулисы — убедиться, что отец жив. Арии из опер будущий певец слышал и дома. Карл Отс часто репетировал в гостиной, а мать каждые выходные проводила в доме литературно-музыкальные вечера.Когда Георгу исполнилось пять лет, Карл Отс впервые взял его в театр. Там ставили пьесу Антона Рубинштейна​
В 1928 году Георг Отс поступил в престижный Французский лицей в Таллине. Там он изучал несколько иностранных языков: французский, английский и русский. А в учебную программу помимо общеобразовательных предметов входили бальные танцы и история искусства. О музыкальных способностях Георга Отса в семье не подозревали до первого класса. На занятии учитель попросил школьника исполнить какую-нибудь мелодию, а он спел арию Каварадосси из оперы “Тоска”. Оказалось, что Георг Отс легко запоминал и мог на слух воспроизводить партии, которые репетировал дома отец. Ученика сразу же взяли в школьный хор. На занятиях музыки в школе Отс научился играть на фортепиано и кларнете, и по вечерам стал аккомпанировать отцу.
Однако школьника привлекала не только музыка. Георг Отс занимался фехтованием и плаванием. В 1938 году будущий певец окончил Таллинский лицей и поступил в Таллинское военное училище на Тонди, где делали упор на технические дисциплины и физическую подготовку. Усиленные тренировки дали результат: в 1939 году Георг Отс стал чемпионом Эстонии по плаванию на марафонскую дистанцию, а в 1940 году он снова одержал победу, но уже в эстафете вольным стилем. Обучение в военном училище длилось два года, закончил обучение Отс уже в офицерском звании.
В семье настаивали, чтобы Георг Отс получил высшее образование. Родители предлагали две специальности: инженер и врач. В 1940 году будущий певец начал учиться на архитектора в Таллинском техническом университете, в этом же году Эстония вошла в состав СССР. Однако свое обучение студент не окончил: началась Великая Отечественная Война​.
В августе 1941 года Георга Отса мобилизовали. Призывников пароходами отправляли в Ленинград для зачисления в военные части. Вместе с ними на судах размещали и мирных жителей Таллина: немцы уже подступали, началась массовая эвакуация. 18 августа Георг Отс на пароходе "Сибирь" попал под бомбардировку. Корабль затопили. Георг Отс отдал свой спасательный жилет раненому, а сам поплыл до ближайшего маяка. Певец вспоминал: "Вспыхнул пожар, огонь распространялся от центра к корме. <…> Но волна была высокая, а вода в открытом море ледяная. Я ухватился за обломок бревна, но скоро в него вцепился ещё кто-то, и я оставил его". Через несколько часов будущего певца подобрали на борт моряки противоминного корабля.
Всех спасшихся призывников доставили в Ленинград, но вскоре началась блокада. Отса отправили на поезде в тыл — на небольшую станцию Зырянка недалеко от Челябинска. Там новобранцев обучали военному делу, а затем распределяли по фронтам. Так как у будущего певца уже был офицерский чин, в 1942 году его назначили командиром противотанкового взвода. Однако до фронта Георг Отс не доехал. На железнодорожной станции он встретил эстонского режиссера Прийта Пылдрооса, который набирал артистов в художественные фронтовые ансамбли.

Вот как вспоминал об этом сам Прийт Пылдроос:

“Вышла не то долгая остановка, не то пересадка, точно не помню, но надо было часа полтора ждать. В здании вокзала находилась группа офицеров запаса <…> Поговорив о том, о сем, я поинтересовался, нет ли здесь кого подходящего для ансамблей. Выяснилось, что нет, есть только сын известного тенора Карла Отса <…> Мы познакомились, и я сразу же приступил к делу. “Ваш отец — известный оперный певец, а вы как, тоже поете?” — спросил я. Отс ответил сдержанно, с присущей ему скромностью: “Не знаю, не пытался, но можно и попробовать”

Видимо с этого момента и начинается отсчёт творческой деятельности Георга Отса, но чтобы в итоге стать тем,кем он стал, потребовалось время и учёба.

Вначале Георга направили в Ярославль, где ему присвоили звание артиста второй категории и определили артистом в хор эстонского композитора и педагога Густава Эрнесакса. Коллектив много гастролировал: за год дали 400 концертов на фронте и в госпиталях. Вскоре Георг Отс познакомился с солистом джазового оркестра Виктором Гурьевым. Они подружились, и стали выступать вместе: Гурьев пел, а Отс — аккомпанировал.

Во время войны Георг Отс стал брать уроки вокала у эстонского певца Александра Ардера. В 1944 году Отс впервые выступил как солист: в ярославском госпитале он спел “Я не забыл свой дом родимый”. Война подходила к концу: советские войска перешли в наступление, и художественные ансамбли распустили. Всем артистам искали места в театрах — Георга Отса отправили в Государственный академический театр “Эстония”.

После возвращения (осенью 1944-го) в Таллин Георг решает получить музыкальное образование и поступает в в Таллинское музыкальное училище, параллельно продолжая работать, исполняя эпизодические роли в операх. В том же году за день до премьеры оперы Чайковского​ “Евгений Онегин” в театре заболел артист. Партию Зарецкого пришлось петь Георгу Отсу — он сделал из малоприметного персонажа одиозного отрицательного героя. Выступление настолько понравилось режиссеру, что он стал отдавать Отсу крупные роли в других постановках. Вскоре он стал солистом театра. Теперь на афишах появлялся не только отец, который все еще работал в “Эстонии”, но и сын. Они часто исполняли произведения дуэтом.

Учеба в музыкальном училище давалась певцу легко: он экстерном сдавал экзамены и окончил училище за два года. В 1946 году Георг Отс стал студентом Таллинской консерватории и занимался у известного педагога Тийта Куузика.
В 1947 году он вышел на сцену в образе доктора Малатесты в опере Доницетти “Дон Паскуале”. Уже через два года певцу начали давать главные роли в постановках, среди которых были оперы “Огни Мщения”, “Кармен”, “Цыганский барон”, “Уличные певцы” и другие.
В 1949 году театр “Эстония” объединили с Театром имени Кингисеппа, и в труппу пришел известный режиссер Александр Винер. Он решил поставить “Евгения Онегина” с новыми декорациями и в другом составе. Главная роль Онегина досталась Георгу Отсу. Партию певец готовил самостоятельно: по многу раз перечитывал поэму Пушкина, каждый день репетировал. Художественный руководитель театра “Эстония” вспоминал: “Некоторые коллеги, шутя, жаловались директору: почему у них высокие ноты звучат лучше, чем у Геога Отса, но зарплата в половину меньше? На что директор отвечал: “Когда Георг Отс поет — в зале в два раза больше зрителей”. Артистизм и харизма певца привлекали публику. В 1950 году за исполнение роли Онегина Отса наградили Сталинской премией.
В 1951 году известный режиссер Герберт Раппапорт взялся за экранизацию повести эстонского писателя Ганса Леберехта “Свет в Коорди”. Чтобы сделать историю о первых послевоенных колхозах в Эстонии интереснее, Раппапорт решил снять музыкальный фильм. Поэтому на главную роль вернувшегося с войны Пауля Рунге искали эстонского актера, который умел хорошо петь. Преподаватели Таллинской консерватории посоветовали режиссеру Георга Отса, и после кинопроб певца одобрили. Музыку специально кинофильма писали два композитора: Эуген Капп и Борис Кырвер.
По сценарию герой Отса пел во время пахоты. Планировалось, что у плуга певца заменит колхозник-дублёр. Однако актер отказался: “Что же это получается — я буду петь с экрана о работе, а работать будет другой?”. Он взял соху и в кадре пахал сам. Работу в фильме Георгу Отсу зачли как дипломную — в 1951 году он окончил Таллинскую консерваторию. В 1952 году создателей картины, в том числе и Георга Отса, наградили Сталинской премией III степени. Песни из фильма так понравились эстонским зрителям, что спустя три года композитор Лео Нормет написал на их основе оперу “Свет в Коорди”.
После кинопремьеры Отс продолжил играть в театре. В 1953 году в “Эстонии” режиссер Александр Винер поставил “Демона” с Георгом Отсом в главной роли. Певец долго вживался в роль. Он много читал, сам делал зарисовки костюма и грима. Постановка понравилась зрителям: в театре ставили оперу еще 10 сезонов подряд. В 1956 году Георгу Отсу присвоили звание Народного артиста СССР.

И вот наконец наступил 1958 год и на студии “Ленфильм” начались съемки музыкального фильма “Мистер Икс” — киноверсии оперетты Имре Кальмана “Принцесса цирка”.

“Мистер Икс” — непростая история любви молодой вдовы Теодоры Вердье и загадочного акробата в маске. Возможность поработать над картиной была событием: обращаться к иностранным композиторам и показывать на экране буржуазный мир прошлого с богатыми декорациями появилась только с приходом периода "хрущёвской оттепели". Главную роль циркача Мистера Икса, режиссёр Юлий Хмельницкий предложил Георгу Отсу, которого помнил по киноленте “Свет в Коорди”. Однако Отс поначалу отказывался: он настаивал, чтобы постановка была как можно ближе к оригиналу. В фильме “Мистер Икс” действие происходило в Париже, тогда как в опере Кальмана — в дореволюционном Петербурге. Более того, арии Мистера Икса по задумке композитора должен был исполнять тенор, а у Отса был баритон. Однако вскоре певец уступил и согласился сыграть роль, ставшую судьбоносной в его певческой карьере.

Дирижер Дмитрий Кабалевский вспоминал: “Я был потрясен и восхищен тем, насколько совершенен и ярко индивидуален оказался Отс, как безупречно соединились в нем музыкант, вокалист и драматический актер”.

А вот что сказал Муслим Магомаев:

"...После Георга я Мистера Икса петь не стал. Пробовать — пробовал. Я всегда, когда занимаюсь, записываю себя на магнитофон, прослушиваю потом. В итоге занимался-занимался и думаю: “Нет, хорошая ария, но после Отса я ее петь не буду...”

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LvG-G7ViKZo

После выхода картины оперетта Кальмана вошла в репертуар практически всех музыкальных театров СССР. Однако сам Георг Отс остался фильмом недоволен: “Эта картина напоминает мне американский кинофильм. Единственное, что безупречно, так это музыка Кальмана”.

Главной певец считал свою работу в театре. Когда в 1960 году режиссер Виталий Головин предложил Отсу экранизировать оперу “Демон” по поэме​Лермонтова, единственным условием солиста было назначить съемки в перерывах между спектаклями. Снимали в студии на Шаболовке в Москве. Всю партию Георга Отса записали за один день — певец мог прилететь из Таллина только на 24 часа.

Георга Отса стали часто приглашать на гастроли. Он побывал в Финляндии, Швеции, пел на Кавказе и в Сибири. В его репертуар входили оперные партии и около 500 эстрадных песен: “Соловьи”, “Сааремааский вальс”, “Подмосковные вечера”, “С чего начинается родина”, “Я люблю тебя, жизнь”. Одной из самых известных композиций в исполнении Отса стал “Севастопольский вальс”. В 1962 году Георг Отс выступил на стадионе имени Кирова в Ленинграде — одном из самых больших арен в СССР, которая вмещала 100 000 зрителей. Параллельно начал записывать пластинки: “Романсы эстонских композиторов”, “Песни в исполнении Георга Отса”, “Георг Отс и Виктор Гурьев”. Певец говорил: “Я буду счастлив, если хотя бы один человек, слушая мои песни, испытает потребность сделать что-нибудь полезное и доброе людям”.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=JpCC2Xe-RyQ

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=K18iNjr85Mg

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=CADadoX8Y_Y

В 1962 году Георга Отса пригласили на телевидение — в эфире передачи “Голубой огонек” он исполнил “Новогодний вальс”. С Новым Годом певец поздравил зрителей и в 1964 году. Во второй раз он спел песню “Повсюду сегодня друзья”.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=A8sN1j9jrVI

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=_zvJHxCwNG0

Популярность Георга Отса в СССР трудно преувеличить. Для советских слушателей и зрителей он был больше чем певцом и актёром он был кумиром миллионов. Особенно когда исполнял композиции из собственного репертуара. Но вот когда он брался за песни из репертуара других исполнителей, то тут было не всё так однозначно. Вокально он конечно был куда сильнее, но некоторые песни требовали не столько вокальных данных, сколько душевности, проникновенности, исполнения "по-домашнему" что ли. А тому же Марку Бернесу в этом не было равных. Возможно кто-то любил и продолжает любить песни Бернеса перепетые Георгом Отсом, но я всё же отдаю предпочтение именно Бернесу. Тем не менее и без песен Бернеса, в репертуаре Георга Отса было огромное количество замечательно исполненных им песен.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=NooLzvrAahI

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8lO3ovULeNY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=M70Np0_xz5U

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=5ZklDVFUvdM

Дискография Георга Отса настолько огромна, что даже перечислить все его записи очень сложно. Но те,кому это интересно, могут ознакомиться с полным перечнем релизов с записями певца перейдя по ссылке.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=I2sh7LI_ZTQ

В 1966 году Георг Отс добился разрешения поставить на сцене театре “Эстония” оперу “Порги и Бесс”. Это была премьера всесоюзного масштаба — этого спектакля не было в репертуаре советских театров. Однако добиться разрешения было непросто: согласие на американскую оперу джазового композитора Джорджа Гершвина не давали ни таллинские, ни московские чиновники. Тогда в дело решил вмешаться Георг Отс. Певец позвонил напрямую министру культуры Екатерине Фурцевой, и после долгого разговора она дала согласие. Георг Отс исполнил партию главного героя Порги, нищего калеки. Теперь во всех постановках театра солировал только он: “Повесть о настоящем человеке”Сергея Прокофьева, “Риголетто” Джузеппе Верди, “Джоконда” Амилькаре Понкьелли.
В 1970 году Георг Отс последний раз появился на киноэкране: сыграл философа Бальтазара Руссова в фильме “Между тремя поветриями”. В 1972 году у него резко ухудшилось здоровье. Георг Отс стал меньше выступать, однако уже в 1973 году вернулся в театр: подготовил роль в опере Верди “Травиата”, съездил на гастроли в Москву, Ленинград и Софию. В 1974 году Георга Отса выбрали председателем театрального общества Эстонии. В это же время его пригласили преподавать оперный класс в Таллинской консерватории.
5 сентября 1975 году в “Эстонии” оперой “Огни мщения” открывали театральный сезон. Однако занавес в этот вечер не подняли — режиссеру сообщили, что скончался Георг Отс. Певца похоронили на Лесном кладбище в Таллине.

Георг Отс ушёл из жизни в 55 лет - по современным меркам это не возраст, но бывает что и более молодые уходят. Но с другой стороны доживи Георг Отс хотя бы до 90-х, ему пришлось бы делать непростой выбор между Россией и Эстонией. Хотя, зная его биографию, я почти уверен что Георг Карлович сделал бы правильный выбор. Однако в нашей памяти он останется Великим Человеком Великого Государства и всякие предположения совершенно излишни.

При создании публикации частично использовалась информация с данного ресурса.

P.S. Поскольку текущая ситуация с каналом, о которой я рассказал ЗДЕСЬ, ставит вопрос о его существовании в принципе, то я вынужден обратиться к читателям с просьбой о поддержке: либо финансовой на карту Сбера 2202 2068 5063 5611 , либо поддержите канал дочитыванием, подписками и лайками. Я, как автор, буду благодарен за любой из вариантов. А ещё хочу напомнить, что с недавнего времени ссылки на публикации канала дублируются в ВК и в Telegram. И вы, друзья, можете подписаться на канал на этих платформах.

СССР
2461 интересуется